Народы Дагестана
Архив номеров » №2.2011 от 28 Апреля 2011 г » Этнология » Этнические общности - от микроплемен до рас

Этнические общности - от микроплемен до рас

Раса

На земле уже насчитывается около 6 млрд людей. Среди них нет двух одинаковых, даже среди близнецов. Особенно сильно заметны телесные различия между территориальными группами, удаленными друг от друга и живущими в других географических и климатических условиях. Такое различие называется расовым.
Раса – это исторически сложившаяся в определенных географических условиях группа людей, обладающая некоторыми общими наследственно обусловленными морфологическими и физиологическими признаками. Существует множество классификаций человеческих рас, в основе которых лежат территориально-географические группы антропологических типов. Выделяют три основные, большие расы: негроидная, европеоидная и монголоидная, которые, в свою очередь, распределяются на более мелкие. В настоящее время, по мнению ученых, насчитывается 34 – 40 рас. Они отличаются друг от друга по 30 – 40 элементам. Расовые особенности наследственны, являются приспособительными к условиям существования.
Негроидная раса – африканская ветвь экваториальной (негро-австралоидной) расы. Отличается тёмной кожей, курчавыми волосами, широким носом, толстыми губами, карими глазами. Негроидные особенности наиболее выражены в африканских популяциях, расселённых к югу от Сахары и известных под собирательным и неточным названием негры.
Европеоидные расы, сформировавшиеся первоначально в Юго-Западной Азии, Северной Африке и Европе, могут быть подразделены на три главные группы: южную – со смуглой кожей, узким носом, тонкими губами, тёмными глазами и мягкими волосами; северную – со светлой кожей, значительной долей серых и голубых глаз, русых и белокурых волос; промежуточную, для которой характерна среднеинтенсивная пигментация.
Монголоидам свойственны прямые жёсткие тёмные волосы, слабое развитие третичного волосяного покрова, желтоватые оттенки кожи, карие глаза, уплощённое лицо с сильно выдающимися скулами, узкий или среднеширокий нос с низким переносьем, умеренно утолщённые губы, наличие особой кожной складки верхнего века. Монголоидная раса – азиатско-американская раса, одна из больших рас человечества. Отличается чёрными жёсткими прямыми, реже волнистыми волосами, тёмными глазами.
Основными признаками, по которым расы отличаются друг от друга, являются цвет и форма волос на голове и теле, цвет кожи и радужки глаз; форма верхнего века, головы, лица, носа и губ; длина тела или рост, пигментация.
Современная антропология твердо установила, что все человеческие расы представляют подразделения единого вида человека.
Согласно моноцентристской гипотезе расы образова­лись после появления людей современного типа. Пересе­ление этих людей из своей первоначальной эйкумены — Восточного Средиземноморья, Передней и Южной Азии в различные географические зоны и их длительная и сложная эволюция в новых условиях привели к образо­ванию различных рас. Эта гипотеза утверждает единство человеческих рас.
Большие расы представляют собой огромные популяции, малые расы – субпопуляции больших, внутри которых конкретные этнические образования (нации, народности) являются более мелкими популяциями. Из этого получается структура, включающая такие уровни иерархии: индивидуум – этнос – малая раса – большая раса.
Выделяют 4 этапа расо-образования. На первом этапе имело место формирование первичных очагов расообразования и основных расовых стволов – западного и восточного. Хронологически это приходится на эпохи низшего и среднего палеолита, около 200 тыс. лет назад, т.е. совпадает с возникновением человека современного типа. На втором этапе – выделение вторичных очагов расообразования и формирование ветвей в пределах основных расовых стволов ок. 15 – 20 тыс. лет назад. На третьем этапе происходит становление локальных рас, ок. 10 – 12 тыс. лет назад. На четвертом этапе возникли четвертичные очаги расообразования и сформировались популяции с углубленной расовой дифференциацией, сходной с современной, т.е. в 4 – 3 тыс. до н.э.
Далеко не все популяции современного человечества могут быть отнесены к трём описанным основным группам расы.
Человечество возникло на Тибете и распространилось оттуда по земному шару по четырем основным направлениям:
1) Сибирь – Америка – Новая Зеландия, 2) Таиланд – Индонезия – Австралия, 3) Памир – Африка, 4) Кавказ – Европа – Исландия.
По мере развития экономического, социального и культурного, а также биологического взаимодействия между различными народами границы расовых ареалов всё больше и больше стираются, возникают новые местные сочетания различных расовых признаков единого человечества. Приводим некоторые из них: австралийская, альпийская, американская, арийская, арменоидная, балкано-кавказская, кавказская, сибирская, уральская расы.

Характеристика этносов

Нация. Возникновению наций исторически предшествовали первобытные человеческие стадо, род, племя, народность. Нация – социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи, сложившаяся в результате становления государства.
На основе возникшего труда складывались человече­ские общественные отношения. Развитие этих отношений привело к образованию родовой орга­низации, явившейся первой специфической человеческой формой общности людей.
Формой более широкой этнической общности и обще­ственной организации, свойственной первобытно-общин­ному строю, является племя. По данным этнографиче­ской, археологической и исторической наук, племя возникло в период развитого родового общества из рода как из основной общественной ячейки. Племена основы­вались также на родовых отношениях, кровнородствен­ных связях людей. Поэтому племя обладало теми же признаками, что и род, и правомерным является общее понятие «родоплеменная общность людей».
Каждое племя имело собственное имя, территорию, общность экономической жизни, языка (особого племен­ного диалекта, наречия), обычаев, нравов, религиозных представлений (мифологии) и культовых обрядов.
Общности людей родоплеменного строя господство­вали десятки тысяч лет и, следовательно, были очень устойчивыми.
Народность. Народности формируются из различных племен, которые, однако, не входят в них в качестве составных частей, вытесняются «старые кров­нородственные объединения».
Народность – историческая общность людей, возникающая из отдельных племен при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики. Характеризуется единством языка, территории, обычаев и культуры. Более высокой ступенью развития общества является народ. Термин «народность» используется как синоним слов этнос, народ и народность.
Анализ смены способов производства и показывает закономерность появления новой формы социально-этнической общности людей – народности. Последняя появляется не в результате слияния племен, а на основе разложения всех родоплеменных связей.
Таким образом, народность как общность людей фор­мируется с возникновением частнособственнических от­ношений и характерна для рабовладельческого строя и феодализма.

Утверждение наименования племен, народов

В современном мире проживает 3-4 тыс. этнических общностей – от микроплемен до народов. Этнонимов (племя, народ), названий этнических общностей в несколько раз больше. Значительная часть этнонимов (самоназвания) сложилась в древние времена, когда люди жили замкнутыми группами. В основном их название обозначает «люди», «человек», «настоящие люди». Самоназвание сибирских народов – ненцев, хантов, манси, нанайцев, нганасанов – одно и то же (в переводе с их языков): «человек». Самоназвание марийцев (мари) – «человек», «мужчина». Древний этноним коми – мурт («человек»); он вошел в самоназвание родственных им удмуртов.
Североафриканские берберы, эскимосы на севере Америки, гуахиро в Колумбии, народ яо в Китае и Вьетнаме и атапаски в США и Канаде называются одинаково – «люди». Чукчи, индейцы, южноафриканские готтентоты называют себя «настоящие, истинные люди».
Немцы именуют себя «люди», «народ», шведы – «свои люди». Многие используют названия своих тотемов, например, индейцы – «змеи». Такие же народы существуют в Сибири, Азии, Австралии, называющиеся именами своих тотемов (религий) – волк, лиса, медведь и т.д. Казах – это «вольный человек», название индейского народа сенака означает «великий народ холмов», германских племен – франки – «свободные», саксы – «товарищи по оружию».
Много этнонимов возникло из слов, обозначающих ландшафт: буряты («лесные»), бедуины – «степь», бушмены – «люди кустарников», балкарцы – «горцы», кумыки – «жители низин», китайцы – «люди хана», раньше они назывались «Цинь жэнь» – люди Цинь, т.е. династии Цинь, ногайцы – от одного из правителей Золотой орды Ногая, праправнука Чингисхана. Дагестан – от имени правнука Ноя Лекоса: в древности называли «Лакерия». Хунзах – от слова Хумраж (переводится как «царство»). В Турции выходцев с Северного Кавказа называют черкесами, европейцев – франками.
Много этнонимов образовано по названию страны (территории): австрийцы, албанцы, бразильцы, венгры, испанцы, исландцы, мексиканцы и т.д. Русские связаны с происхождением древнерусской государственности «Русь».
В истории известны факты, когда завоеватели давали плененным народам новые названия. Так было в Великобритании. Там были племена бриттов, после завоевания их не стали звать бриттами (Британия), хотя название островов – Британские – сохранилось, а назвали англичанами. Народы всегда гордятся тем, как они зовутся, например, Петр I перед Полтавской битвой, обращаясь к полкам, говорил: «Не посрамим имени русского!»


Учет и регулирование этнических процессов

Состояние этнических, межнациональных отношений во все времена истории Дагестана и России играло существенную роль в жизни общества. Сегодняшнее состояние межнациональных отношений в отдельных регионах Северного Кавказа, Центральной России характеризуется возникновением, иногда усилением недоверия, розни, конфликтных ситуаций, нередко переходящих в столкновения с кровопролитием, как случилось в декабре 2010 г. в Москве, Санкт-Петербурге, в Бабаюртовском районе Дагестана. Все это служит сильнейшим тормозом для решения социально-экономических, политических и духовных проблем общества.
Нам кажется, что в последние годы от понятий расовых, этнических образований – раса, стадо, род, племя, нация, народность – во многих странах отказались, считая, что у них создано гражданское демократическое общество. И наука отошла от теории нации. Такое же происходит и в России, и на Северном Кавказе, и среди российских ученых, учителей, политиков. Этот тезис подхватили, растиражировали по всей многонациональной России. Между тем ничего, кроме вреда, он нам принести не может.
Теперь графу «национальность» стали вымарывать и из пятой графы паспорта, и из судебно-следственных документов. Стороннему человеку все равно. А специалисту? Национальность и вероисповедание свидетельствуют об особых типологических свойствах личности. И личности преступника в том числе.
Нынешняя молодежь в общем-то оставлена без внимания, брошена на произвол судьбы, и брошена давно. Брошена всеми и на всех уровнях. И отсюда получается такая сложная история, разброд в умах. Часть молодых оказывается «в лесах», «на Манежной площади», «на улицах Санкт-Петербурга», и, что очень опасно, – с фашистскими ксенофобскими настроениями. Правительству России и в субъектах страны надо заниматься воспитанием молодежи, надо иметь государственную молодежную национальную политику. Другого пути нет!
Осенью 2010 г. начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев отметил, что 70% преступлений в Москве совершается иногородними, членами этнических преступных группировок. Среди них приезжие составляют 49%. Число изнасилований за последние годы выросло на 79%, и ответственны за это гастарбайтеры. За 17 лет – с 1993-го по 2009 г. – преступность иностранцев, которые, как правило, являются представителями других народов, возросла более чем в три раза (до 334,9%), а преступность российских граждан против иностранцев увеличилась лишь на 37%. При этом бывшие советские граждане составили 88,8% в структуре всех преступлений иностранцев. Ни национализмом, ни шовинизмом русского народа здесь не пахнет. Любопытно, впрочем, что до сих пор точной статистики по преступлениям, совершаемым приезжими, в нашей стране так, похоже, и нет. Наши власти не могут точно сосчитать общее количество ежегодно прибывающих в страну людей. Напомним, что ФМС предполагает 7 млн чел., в Госдуме РФ называют их в количестве 10 млн, а международные эксперты считают 12–18 млн чел.
Вместе с тем предлагают объявить борьбу с земляческими, куначескими, родственными принципами решения некоторых вопросов. Может быть, создать специальный совет при Президенте, который должен дать рекомендации по крупным кадровым назначениям и решениям конфликтных политических проблем между народами Республики Дагестан?

 

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив