Народы Дагестана
Архив номеров » №2.2011 от 28 Апреля 2011 г » Культура » «КОГДА ЕСТЬ КОМУ И ЧЕМУ ПОДРАЖАТЬ!»

«КОГДА ЕСТЬ КОМУ И ЧЕМУ ПОДРАЖАТЬ!»

        В феврале-апреле в Дагестанском музее изобразительных искусств в Махачкале проходила выставка работ Лейлы Изабакаровой – миниатюриста, эмальера, мастера по металлу, дизайнера. Область ее интересов достаточно широка, и в каждой из них художник достиг профессионализма и признания. Редакция журнала «Народы Дагестана» посетила выставку и решила взять интервью у Лейлы Изабакаровой, в работах которой сохраняется и прославляется дагестанская культура.
– Лейла Кадыровна, расскажите немного о Ваших истоках: откуда Вы родом, кто Ваши родители, есть ли у Вас братья, сестры?
– Мои родители родом из знаменитого аула Кубачи, художники по металлу. Мама – народный художник Грузии и Дагестана, заслуженный художник России Манаба Магомедова. Папа – заслуженный деятель искусств Дагестана Кадыр Изабакаров.
Мама – первая женщина-златокузнец, освоившая основные технические приемы художественной обработки металла. Она в одиннадцатом поколении продолжила дело предков.
Отец матери (мой дед) был хорошим гравером. В 20-е годы XX века он часто ездил работать в Тбилиси, где уже с середины XIX в. осели многие дагестанские мастера. В 30-е годы, после раскулачивания, он переехал в Тбилиси.
Мама с бабушкой остались в ауле. После смерти бабушки дядя забрал Манабу в Тбилиси. Отца она не застала в живых. Друг отца, Абдулжалил Ибрагимов, увидев интерес девочки к орнаментам, гравировке, решил обучать ее азам кубачинского орнамента. Он стал ее первым учителем. Тема учителя занимает большое место в творчестве мамы. Она училась и у грузинских мастеров – тоже друзей отца. Каждое лето мама приезжала в родной аул и привозила на суд именитым мастерам свои первые работы. Так постепенно стали соединяться в ее творчестве древние традиции художественной обработки металла Дагестана и Грузии.
И сегодня, несмотря на мамин возраст, меня и всех вокруг поражает ее неутомимое усердие и работоспособность. Очень часто мы создаем совместные работы с матерью и отцом.
Моя сестра Зейнаб – биолог, научный сотрудник ДНЦ РАН, изменила семейной традиции, но ее дочери Нине и особенно младшая Вика любят работать в эмали. Как видите, после мамы способности к прикладному искусству уже дальше передаются по женской линии.
– Что повлияло на выбор Вашей профессии?
– Атмосфера в доме, общение с детства с известными творческими личностями, посещавшими наш дом, не могли не сказаться на выборе моей профессии. У нас бывали поэты, художники, ученые с разных концов Советского Союза и из-за рубежа. Я узнавала много нового и интересного от них, прислушивалась к их советам.
После окончания школы я поступила в Тбилисскую академию художеств на факультет декоративно-прикладного искусства, по специальности графический дизайн.
– Что значит для Вас прикладное искусство: профессия или образ жизни?
– Для моей мамы, например, это образ жизни. Она более 14-16 часов в сутки одержима своей работой, всегда стремится достичь поставленных перед собой творческих целей. Для меня же это больше профессия, любимое дело, которому я посвящаю определенное время, но при этом не забываю о семье.
– Лейла Кадыровна, в каких жанрах Вы работаете и какой стиль предпочитаете в своем искусстве?
– Из всех видов прикладного искусства, которыми я интересовалась (батика, ковры, керамика), больше всего мне полюбилась эмаль за ее безграничные технические и цветовые возможности. Раньше я часто работала в аквареди и в графике, что дало мне много полезного для работы с эмалью. Основным фундаментом в творчестве художника является копирование и реставрирование. Для меня этим фундаментом стала работа над копиями миниатюр древних грузинских книг в Институте рукописей Академии наук Грузии с 1983-го по 1988 гг.
В целом же я стараюсь не концентрироваться на одном направлении. Я работаю в разных техниках и жанрах – от эмали до графики и живописи, от лиричного пейзажа до камерного портрета, от книжной иллюстрации до плаката.
– Каково разнообразие работ, создаваемых Вами? Есть ли среди них работы, посвященные либо выдающимся личностям, либо близким Вам людям?
– Мои работы – это, в основном, настенная миниатюра, различные композиции небольших размеров, а также серии ювелирных украшений из мира природы.
Я работала с родителями и в монументальном искусстве – это люстры для Русского драматического и Кумыкского музыкально-драматического театров. Конечно же, среди работ есть такие, которые посвящены выдающимся личностям, например, блюда – Расулу Гамзатову, художнику Лазо Гудиашвили, композитору Узеиру Гаджибекову, выполненные мною совместно с родителями. Акварельный портрет Галины Волчек, главного режиссера театра «Современник», сделанный мною к ее юбилею в 1983 г., хранится у нее дома.
– Лейла Кадыровна, чем отличаются Ваши работы от работ гоцатлинских, хунзахских, лакских и других мастеров Дагестана? Есть ли в них что-либо общее?
– Об этом лучше судить искусствоведам. Я же считаю, что мои работы отличаются композицией, исполнением их в нетрадиционном для этих аулов материале и технике. А объединяет их наш колорит, дагестанский орнамент, который не может не присутствовать в моих работах. Хотя я и родилась в Тбилиси, но впитала кубачинские традиции с детства, так как каждое лето ездила с бабушкой в родной аул. Кстати, живя в Грузии, я прекрасно говорю на родном языке.
– В эти дни в Дагестанском музее изобразительных искусств в Махачкале проходит Ваша первая персональная выставка. Как долго шла подготовка к ее открытию и какие работы представлены на ней?
– Самое сложное в этой выставке была подача работ в залах музея. Одно дело, когда работы висели у меня дома, где я и творю, или в частных коллекциях в домашнем интерьере, а другое – сделать экспозицию миниатюр в большом помещении. На выставке представлены более ста произведений, 70 из которых мне пришлось обрамлять, сочетая их с современными материалами. И это все за неполные полтора месяца! Работы, представленные на выставке, – это произведения расписной, перегородчатой эмали, миниатюры, созданные мною с 1986 г. по сегодняшний день.
Я хотела бы поблагодарить через Ваш журнал директора музея Салихат Гамзатову за предоставленную мне возможность выставить работы в уютных залах музея. Это большая ответственность для художника. И если зритель, посмотрев выставку, уходит с мыслями вернуться еще раз, то выставка удалась.
– Где еще можно полюбоваться на Ваши работы?
– Мои работы хранятся в Музее современного искусства Грузии в Тбилиси, в Национальной картинной галерее Грузии, в частных коллекциях у нас и за рубежом.
– На каких выставках Вы принимали участие до этого?
– С 1983 года я постоянный участник республиканских, всероссийских, всесоюзных и международных выставок. Так, например, в 1983 г. – Республиканская выставка медалей в Тбилиси, 1987 г. – Всесоюзная выставка «Художественная эмаль», проходившая в Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства. В 2001 г. – участница Всемирной выставки прикладного искусства Fiera International di Milano в Милане. Принимала участие на многих биеннале эмали в Тбилиси и Лиможе (Франция).
– Лейла Кадыровна, как Вы считаете, кого больше завораживает Ваше творчество: молодежь, взрослых людей или же это зависит от интересов человека?
– На этот вопрос, наверное, лучше ответит зритель. Можно просмотреть книгу отзывов посетителей выставки, там указаны и возраст, и профессии.
– Мы просмотрели книгу отзывов, и в самом деле, у Вас огромное количество поклонников, начиная с учащихся начальных классов до людей солидного возраста. Вот как отзываются о Вашем творчестве:
«Здорово, красиво! Достойна подражания, да и есть чему и кому подражать. Имея такую мать, невозможно быть другой. Это талант, это красота, это огромный труд и эстетическое наслаждение для нас, зрителей. Представляю, какой это нудный и тяжелый, но зато талантливый труд. Все изделия, будь то из серебра или простого металла, – это шедевры. Сегодня мы не можем оценить этого до конца, потому что такой порыв таланта сразу ощутить и восхититься им мы еще не научились.
С ув. нар. арт. РФ и РД, председатель Союза театр. деятелей, худ. рук. Кумыкского музыкально-драматического театра Айгум Айгумов».
Но работы Лейлы Изабакаровой затрагивают не только творческих личностей, но и обычных рядовых людей. Вот как отзывается о выставке Елена Власова: «Поразили, восхитили! Работы легкие, воздушные, очень теплые и, без сомнения, талантливые. Фантастическая гуашь на сухом листе «Дагестан» и «Зима в Тбилиси» – необычность, уникальность, неожиданно (использование древесного листа). Работа очень тонкая, можно смотреть и восхищаться часами».
– Немного о своей семье…
– Муж мой тоже кубачинец – Мурад Канаев, спортивный журналист. У меня два сына – Расул и Тимур. Старший заканчивает школу, учится гравировать. Младшему 8 лет, уже пытается учиться класть эмаль.
– Ваши пожелания нашим читателям…
– Самое главное – мира и спокойствия Дагестану, а все остальное приложится. А журналу хотелось бы пожелать больших тиражей и массу читателей.

 

«назад

Фотолента

фотографий: 11

С родителями Кадыром Изабакаровым Кадыром Изабакаровым

Категория фото: Третья категория »

Из серии \"Дагестан\". Расписная эмаль

Категория фото: Третья категория »

Из серии \"Дагестан\". \"Сплетницы\"

Категория фото: Третья категория »

Брошь из серии \"Цветы\"

Категория фото: Третья категория »

Брошь из серии \"Насекомые\"

Категория фото: Третья категория »

Брошь из серии \"Птицы\"

Категория фото: Третья категория »

\"Знаки Зодиака. Дева\"

Категория фото: Третья категория »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив