Народы Дагестана

Светлые адаты горцев

Первые древнейшие люди современного типа у нас появились около 200 тыс. лет назад, и они были родоначальниками создания первобытного общества. На основе возникшего труда складывались человеческие общественные отношения. Их развитие привело к образованию родовой, племенной организации со своей экономической жизнью, языком, обычаями, адатами, культовыми обрядами.
На протяжении многих веков наши предки, чтобы наладить нормальную жизнь в аулах, определить свое отношение к соседям, представителям других народов, выработали продуманную систему правовых и моральных норм, позже получивших название «адаты» (в науке они называются «обычным правом»). В повседневной жизни они имели силу законов.
Каждый населенный пункт, каждый аул, как свидетельствует история, имел свои обычаи, представляющие собой местный моральный кодекс, основанный на здравом рассудке и соблюдении элементарной справедливости в решении тех или иных вопросов. Многие века они существовали в устном виде и передавались из поколения в поколение. Но с приходом в Дагестан арабов, а позже включения его в состав России и прихода русских они были не только записаны, но и изданы.
С середины ХIX века, после окончания Кавказской войны, по инициативе царской администрации началась официальная запись адатов и перевод их на русский язык. В «Сборниках сведений о кавказских горцах», изданных в Тифлисе, было опубликовано пять сборников адатов: Кази-Кумухского, Даргинского, Кюринского, Кайтаго-Табасаранского и Самурского округов. В 1882 году русский ученый Р. И. Леонтович в Одессе издал двухтомник «Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа».
«Почти в каждом ауле, каждой сельской общине есть адаты, писал ученый А. Дирр в статье «Об обычном праве кавказских горцев», которые отличаются от адатов соседей лишь по второстепенным вопросам, например, штрафа, числа свидетелей и присяжных и т.п. Обычное право везде определяет следующее: убийство может быть оплачено местью или примирением на определенных условиях, взлом или кража, если преступник захвачен на месте преступления, могут быть тут же улажены без наказания, в то же время нарушение супружеской верности женой и распутство самых близких родственников по женской линии карается смертью. Ранения лечатся за счет тех, кем они нанесены; пойманный вор возвращает украденное».
Суд по адатам или обычному праву, будучи концентрированным выражением мудрости народа, вершился аксакалами (старейшинами). Приговор суда выносили особые лица, каждое из которых выбиралось из наиболее влиятельного рода большинством голосов.
Долгие годы сохранялся среди народов Дагестана дикий пережиток – кровная месть, принесшая много бед. Мстить надо было не только виновнику, но и его родственникам, если виновного не могли найти или тот умер. В таком случае мстили отцу, брату или сыну убийцы. Вражда переходила из рода в род и приобретала большие масштабы. Иногда кровомщение происходило между селами и обществами. И сельский джамаат прилагал все усилия, чтобы примирить потерпевшие стороны. Например, за убийство взыскивали 30 коров, а за ранение – 15 медных котлов или двух быков. Во многих местах убийцу высылали в другое село. И кто принимал, должен был отвечать за его жизнь. Если при встрече кровника и убийцы вдруг оказывалась женщина, то она бросала между ними платок и кровомщения не происходило. С установлением советской власти в Дагестане обычай кровной мести потерял силу, т.к. карался законом строго – 15 лет тюрьмы и расстрел получал виновный в убийстве. И сегодня за такое преступление дают до 25 лет тюрьмы или еще больше – пожизненное заключение.
В XIX – начале XX веков в Дагестане существовали три вида судов:
По шариату: рассмотрению подлежали дела о спорах между супругами, родителями и детьми, по завещаниям, спорные случаи, когда речь шла об имуществе мечети, и т.д. По адату: убийство и кровная месть, ранения и увечья, драки, ухаживания за чужой невестой, похищение невесты, изнасилование женщин, разврат, воровство, грабеж, разбой с применением силы, поджоги и повреждение вещей, споры о земле между беками и крестьянами. По русским законам: предательство, восстание, непослушание представителям власти и убийство официальных лиц, кражи государственного имущества.
Горцы Дагестана на протяжении многих веков выработали также основные традиции и адаты, воплотившие в себе самобытность, национальную психологию и характер всего дагестанского народа.
Самой благородной традицией, особо охраняемой народами Дагестана, является межнациональный мир, дружба и сотрудничество наших народов, стремление всегда быть вместе, совместными усилиями защищать честь и достоинство своей родины. Все мы – и млад, и стар – должны гордиться этой мудрой традицией, заложенной нашими предками, и каждый из нас должен всемерно способствовать укреплению единства, дружбы всех дагестанских народов.
В истории нашего края никогда не было противостояния одного дагестанского народа другому. Наоборот, прошедшие эпохи свидетельствуют о постоянной их дружбе, непрерывном многостороннем политическом, экономическом и культурном сотрудничестве, толерантности.
Дагестан во все времена был и остается уникальным и единым историко-культурным сообществом, настоящей школой терпимости, достойных компромиссов, свободного функционирования и развития 32 родных языков и культур, их разностороннего сотрудничества.
Второй нашей важной традицией является ощущение гордости за то, что Дагестан вот уже почти два века находится в системе российской государственности. Сознательные и воспитанные горцы, глубоко понимающие общественные процессы, не представляют Дагестан без братской России и вне России, которая является общей Родиной всех российских народов.
В газете «Дагестанская правда» недавно напечатано интервью Президента РД Магомедсалама Магомедова, данное им корреспонденту российской газеты «Аргументы и факты». В ней был затронут и такой вопрос: «Возможно ли представить себе выход Дагестана из состава России?». Наш Президент ответил четко и ясно: «Дагестанцы сделали свой исторический выбор – быть в составе России. Прошедший в декабре прошлого года Съезд народов Дагестана в очередной раз подтвердил правильность выбранного пути. Я, как и подавляющее большинство дагестанцев, совершенно не представляю себе республику вне нашей великой державы. …Как не может быть Дагестана без единства его народов, так не может быть и России без межнационального мира и согласия».
Дагестан обладает прекрасными, веками отшлифованными обычаями и традициями. Чего стоит обычай гостеприимства, свидетельствующий о человеческой доброте и уважении между людьми?! В Дагестане известна пословица: «Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость». Современная молодежь должна подхватить этот мудрый обычай предков и строго придерживаться его принципов.
В народе говорят: от гостеприимства к куначеству – один шаг. С древнейших времен в Дагестане бытует обычай куначества, когда гость и хозяин волею обстоятельств становились близкими людьми. При куначестве люди сближаются потомственно, прочно и навсегда. Это очень хороший обычай. Горцы должны гордиться им.
Есть в Дагестане и другие обычаи: аталычество (от слова «аталык» – отец): когда ребенка отдавали на воспитание в семью других, очень уважаемых людей. Хозяин о нем заботился так же, как о своих детях; побратимство – побратимами становились мужчины, попавшие в тяжелую опасную жизненную ситуацию и совместно достойно преодолевшие ее. После этого они становились братьями.
В Дагестане выработались свои традиции уважительного отношения к старшим. Ни один спор не решался без аксакалов, ни одно примирение не обходилось без их участия. Их авторитет и слово были непререкаемыми. «Умирает старый – в доме пусто, умирает малый – в сердце пусто», – так говорят горцы.
Вот некоторые общепринятые нормы адата по уважительному отношению к старшим: когда в комнату входит отец, дедушка или посторонний пожилой человек, младший встает и уступает ему место; за столом первым принимает пищу старший; любой старший имеет право сделать замечание младшему, если последний ведет себя недостойно; при появлении старшего прекращаются драки и другие неразумные действия (курение, азартные игры и т.д.).
Целый моральный кодекс горцев скрывается за понятием намус. Это комплекс признанных в горах нравственных понятий, относящихся исключительно к мужчинам. Он пронизывал все сферы горской жизни – честь, совесть, благородство, порядочность. Однако намус содержал и немало понятий мужского шовинизма, в нем содержались дикие представления о чести и гордости мужчины. По намусу, уход жены считался позором для мужчины, оскорблением его чести. Для жителей многих аулов было неприемлемо присутствие женщины в качестве свидетельницы при разборе какого-нибудь дела. Потерей намуса считалось, если мужчина (даже при больной жене) ходил за водой к речке или к роднику. Подчас отголоски подобных обычаев, к сожалению, встречаются и в сегодняшней нашей жизни.
В Дагестане существовали и развлекательные традиции, адаты. Развлекательно-игровой комплекс у наших народов можно условно разделить на две неравно­значные категории: 1) осуществлявшийся на сборах жителей се­ла, так называемых посиделках, без учета половозрастного признака и 2) реализуемый на половозрастных сборах с более или менее строго выраженной табуацией для остальных групп населения.
Повсюду в горах практиковался в прошлом адат по проведению в одном доме вечерних собраний родственников, соседей, мужчин и женщин вместе со стариками и детьми для совместных бесед и развлече­ний в долгие зимние вечера. Здесь обменивались новостями, рассказывали сказки, загадывали загадки, пели, устраивали танцы. Для коллективной трапезы чаще всего варили злаковую кашу.
Распространенным адатом многих народов было оказание помощи сельчанам в деле, работе. Сельчане собирались вместе для очист­ки и чесания шерсти, изготовления пряжи, тканья сукон (аварцы, даргинцы, лакцы), валяния бурок (андийцы), тканья ковровых изделий (лезгины и народы лезгинской группы), для лущения ку­курузы и т.д. Женщины, девушки работали, а мужчины их раз­влекали игрой на музыкальных инструментах, шутками, угощали принесенными орехами, конфетами, сухофруктами. Здесь же разыгрывались шутливые сценки с брачной тематикой.
Чаще всего молодежь и для работы, и для развлечения соби­ралась в своем возрастном кругу, без представителей старших групп. Такие сборы у рутульцев назывались «каца»: у одной из подруг собирались девушки на всю ночь, каждая со своей работой (вязанием, расчесыванием шерсти и т.п.). Роди­тели девушки, у которой собиралась «каца», уходили ночевать к родственникам. Сюда же, сговорившись с девушками заранее, приходили юноши с музыкальными инструментами для их развлечения. Всех собравшихся девушка-хозяйка дома угощала каким-нибудь блюдом собственного изготовления.
Работа на этих сборах чередовалась с развлечениями – играми, танцами, песнями, рассказыванием смешных историй, загадыванием загадок и т.д. По домам расходились утром. Такие сборы у аварцев назывались «мирхутак», «гьастIабакI», у даргинцев – «хIятфузе», «баркьунца», «шаттир», у лакцев – «дуссухалу», «сювхIат».
У ахвахцев девушки, собравшиеся на посиделки, не впускали туда парней без предварительной процедуры такого характера: они должны были забросить сюда через окошко свои папахи. Каждая девушка оставляла папаху того парня, кого хотела здесь видеть, остальные выкидывались обратно, а владельцы оставлен­ных шапок входили в дом.
По древним представлениям лезгин, некоторые люди обладали «дурным глазом» (чIуру ул), были способны «сглазить» (назар авун). Сельчане старались избегать встреч с ними, считая их общественно опасными. Это показывает отношение общественности села к ним. Всякие болезни, иногда даже смерть человека приписывали действию такого «сглаза». Считалось, что сглазить могли преднамеренно и непреднамеренно. В частности, каратинцы считали, что дурным глазом обладают люди с голубыми или зелеными глазами, грузины – с серыми глазами (цуди гвали), черкесы – с черными и т.д.
В религиозных обрядах, практике дагестанцев, связанных с болезнью, немаловажную роль играли адаты, призванные оградить человека от «дурного глаза» и колдовства. Определенная роль в этом отводилась самым разнообразным амулетам (сапабар), специально изготовленным или взятым в готовом виде из природы. По старинным адатам, вера в амулеты, якобы обладающие сверхъестественной способностью оградить человека от несчастий и злых сил, существовала у всех народов мира.
У горцев оберегами служили разные предметы: дерево, камни, соль. Например, у узбеков соль служила оберегом как сама по себе, так и в сочета­нии с другими предметами, в частности с собачьими испражнениями, древесными угольками, зернышками ячменя и т.д. Адат использования соли здесь выступает символом нетленности, здоровья.
По представлениям лезгин, оберегом большой силы была так­же и кожа (выползок) змеи, которая якобы предохраняла человека от глаза и с которой можно не бояться ничего. Подобное представление о змеиной коже, рогах тура характерно многим народам Дагестана и Кавказа.
Есть в нашей жизни и укоренившиеся с далеких времен ритуалы, которые должен соблюдать каждый дагестанец: например, первым должен здороваться тот, кто едет верхом, младший приветствует старшего, спускающийся с горы – поднимающегося, проходящий – сидящего, пришедший – собравшихся.
Особое место в системе нравственных норм занимает категория позора. Позором считается: если человек совершил недостойный поступок; если взрослые дети бросают своих родителей на произвол судьбы и не проявляют заботы о них; если совершено предательство в отношении друзей, близких; если человек берет деньги в долг и не отдает их кредитору; если мужчина, будучи трусливым, не защитил жену, сестру, мать, вообще женщину от каких бы то ни было посягательств и т.д.
Нам хочется, чтобы каждый из нас придерживался золотого правила, отраженного в горской пословице: «Подбодри семью, радуй друга, будь ласков с родителями, уживчив с соседями и приветлив к гостю».
Невзирая на надвигающуюся глобализацию, наши народы и их лучшие представители должны бороться за сохранение наших древних, но мудрых обычаев, в основу которых заложен огромный моральный, воспитательный, правовой потенциал многих поколений горцев. Благодаря их усвоению и применению в жизни наши сограждане стали высокоморальными, справедливыми, честными и политически ответственными людьми нашей Родины. Верим, что и нынешняя молодежь последует за ними и будет жить и трудиться достойно! Этому нас учат горские светлые адаты.

 

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив