Народы Дагестана
Архив номеров » №4.2011 от 8 Сентября 2011 г » Общество » Оценка религиозно-политического экстремизма

Оценка религиозно-политического экстремизма

Методом беседы-интервью было опрошено 650 человек, женщин и мужчин разных возрастов, национальностей и специальностей: педагогов, врачей, юристов, экономистов, инженеров, предпринимателей, психологов, сотрудников правоохранительных органов, преподавателей вузов и т.д.
Опросом были охвачены жители всех городов и разных районов. На вопрос «Какие причины способствуют усилению религиозно-политического экстремизма в Дагестане и на Северном Кавказе?» получены следующие ответы. Главной причиной опрошенные считают безработицу, низкий прожиточный уровень большинства населения, расслоение общества на богатых и бедных, неправильное распределение доходов, социально-экономическую нестабильность – 262 чел. (40%). Вторым фактором считают усиление экстремизма, коррупцию во власти – 135 чел. (21%). Третью позицию, по мнению 132 опрошенных (20%), занимают слабость власти в Дагестане, бездействие правоохранительных органов, беззаконие, клановая система власти, кричащие различия в уровне жизни власти и народа.
Более 120 человек (18%) считают главным фактором усиления религиозно-политического экстремизма слабую работу ДУМД, некомпетентность богословов, религиозную безграмотность населения, насильственное навязывание религиозной веры, неинформированность населения об экстремизме, отсутствие нравственных идеалов, слабость пропагандистской работы с населением, отсутствие в обществе внятной идеологии, государственной национальной политики, подлинного равенства народов, разделение их на богатых и бедных и т.д.
На следующий вопрос «Каковы, на ваш взгляд, цели и намерения религиозно-политического экстремизма?» ответы респондентов распределились следующим образом:
1) захват власти, свержение светского режима и установление шариатских законов – 205 чел. (31,5%); 2) восстановление в обществе социальной справедливости – 68 чел. (10,5%); 3) уберечь женщин от грязи, чтобы они вели себя как настоящие мусульманки – 56 чел. (8,5%); 4) искоренить клановость во власти, подрывающую авторитет, – 56 чел. (8,5 %); 5) заработать на хлеб и выжить в современных бандитских условиях – 54 чел. (8%); 6) отделение Дагестана и Северного Кавказа от России и создание кавказского халифата – 52 чел. (8%); 7) разрушить ислам – 47 чел. (7%); 8) отомстить тем, кто убил их невинных родственников, – 42 чел. (6,5%); 9) попасть в рай за борьбу против неверных, за убийство неверных – 40 чел. (6%); 10) их цели и намерения определяют зарубежные политики и спецслужбы – 24 (4%).
На третий вопрос «Если бы вы знали, что среди ваших знакомых, земляков, родственников есть экстремисты и террористы, сообщили бы вы об этом в правоохранительные органы?» получены следующие ответы: а) да, я бы сообщил(а) в правоохранительные органы – 151 чел. (23,4%); б) нет, потому что это было бы осуждено моими родственниками – 135 чел. (21%); в) я бы не торопился(ась) с решением, попытался бы объяснить незаконность и опасность его поведения – 50 чел. (7,6%); г) затрудняюсь ответить, не знаю – 82 чел. (12,6%); д) нет, пусть сами правоохранительные органы находят их, они потеряли доверие населения – 72 чел. (11%).
На вопрос «С вашей точки зрения, какие причины чаще всего вызывают конфликты среди единоверцев?» получены следующие ответы: 1) многообразие течений в исламе, разночтения среди алимов в РД, разные взгляды на существующие проблемы, расслоение мусульман, противоречия в священном писании, разные толкования одних и тех же положений Корана, Сунны и шариата – 130 чел. (20%); 2) борьба за религиозные должности, амбициозность отдельных духовных лиц, распространение новых нетрадиционных религиозных движений и культов – 106 чел. (16%); 3) большое количество исламской литературы, переведенной на русский язык, ее противоречивое толкование – 68 чел. (10%); 4) конкурентная борьба различных религиозных организаций и исламских течений за увеличение числа своих последователей – 26 чел. (4%); 5) межнациональные конфликты, переходящие в межрелигиозные противоречия – 24 чел. (4%).
В беседе-интервью был задан вопрос «Каковы основные отличия учения салафитов (ваххабитов) от учения тарикатистов?». Получены ответы: 1) около 290 чел. (44%) утверждают, что не имеют представления об этих течениях, об их идейных, идеологических противоречиях; 2) более 35 чел. (5,5%) путают смысл понятий «салафизм» и «тарикатизм», приписывая признаки одного течения другому; 3) тарикатисты вводят в заблуждение людей, исповедуют искаженную и неправильную религию – 114 чел. (17,5%); 4) тарикат – это философское учение, а салафиты – секта, учение тарикатистов более приемлемо с точки зрения религиозной терпимости, предлагает путь к самосовершенствованию человека – 30 чел. (4,5%); 5) салафиты исповедуют единобожие, просят только у Аллаха – 131 чел. (20%); 6) салафиты являются сторонниками насильственного распространения ислама, они агрессивны, их учение направлено на разрушение ислама, они избрали террор для достижения своей цели, у салафитов допускаются убийства и казни людей – 36 чел. (5,5%).
В шестом вопросе опрашиваемые должны были указать «Какой процент молодежи Дагестана придерживается идеологии ваххабизма?» По результатам опроса получается, что около 30% молодежи придерживается идеологии ваххабизма.
На очередной вопрос «Почему, на ваш взгляд, экстремисты и террористы не идут на открытый диалог с властью в средствах массовой информации?» получены следующие ответы: 1) данный вопрос необходимо ставить наоборот: почему власть не идет на открытый диалог с экстремистами и террористами? Потому что ей нечего сказать, она боится открытости – 100 чел. (15%); 2) экстремисты и террористы – это люди, разочарованные в политике государства, у них нет доверия к власти, они не видят смысла в диалоге, убеждены в своей абсолютной правоте, не желают разговаривать с людьми, не поддерживающими их взгляды и учение – 83 чел. (13%); 3) экстремисты и террористы в республике – это молодежь 19–25 лет, в основном малограмотная, у нее нет четкой идеологии – 86 чел. (13%); 4) экстремистам и террористам не нужен диалог, за свою работу они получают достойную оплату – 55 чел. (8,5%); 5) экстремисты и террористы понимают, что с коррумпированной властью диалог бесполезен – 58 чел. (9%); 6) экстремисты и террористы не признают светское общество и СМИ, не желают даже говорить с их представителями – 25 чел. (4%); 7) у террористов и власти разные цели: у власти – сохранить власть, у террористов – захватить власть – 44 чел. (7%).
На волнующий многих вопрос «Как вы оцениваете эффективность рекомендуемой властью амнистии для участников религиозно-политического экстремизма?» ответы были противоречивыми.
Наибольшее число опрошенных воспринимают такую акцию со стороны властей положительно, но с определенными оговорками. Амнистию, по мнению опрошенных, следует применить только к тем, кто не совершил преступления или еще не успел. Необходимо помочь тем, кто осознал свою вину. Подход должен быть строго индивидуальным – 295 чел. (45%).
Сторонники противоположной позиции, т.е. те, кто отрицательно относится к акту амнистии, считают, что необходимо ужесточить наказание для участников бандформирований. По их мнению, с религиозными фанатами необходимо бороться радикально, амнистия дает им шанс снова повторить свои злые деяния – 135 чел. (21%).
На жесткий вопрос «Допустимо ли, на ваш взгляд, насильственное навязывание своей религиозной веры другим?» абсолютное большинство опрошенных считает недопустимым насильственное навязывание своей религиозной веры другим людям. Эту позицию разделяют около 550 человек, что составляет 85% опрошенных.
Насильственное навязывание религиозной веры противоречит и статье Конституции РФ о свободе совести. Более 50 человек, примерно около 8% опрошенных, свидетельствуют о том, что в воспитании детей родителями в Дагестане нередко применяется принуждение. И, наконец, более 30 человек (5%) считают, что в исламе допускается насилие в обучении религии.
Последний вопрос беседы-интервью имел целью выяснить позицию опрашиваемых по проблеме профилактики религиозно-политического экстремизма и терроризма в республике «Как быть, что делать для стабилизации ситуации?». Обобщенные ответы: 1) восстановить экономику, какой она была при советской власти, строить фабрики и заводы вместо рынков и магазинов, национализировать природные ресурсы, улучшить социально-экономическое положение народа, увеличить рабочие места, дать людям земельные и льготные кредиты, денежные средства, идущие на борьбу с экстремизмом и терроризмом, направить на улучшение жизненных условий беднейших слоев общества – 224 чел. (34,5%); 2) борьбу с коррупцией вести прежде всего во властных структурах, изменить систему власти, устранить ее клановость, усилить работу правоохранительных органов, укрепить законность, вернуться к сталинскому стилю руководства страной, для Дагестана клонировать президента без национальности – 108 чел. (16,5%); 3) совершенствовать воспитательную работу в семье, школе, вузе, в детских учреждениях – 92 чел. (14%); 4) поднять качество телепередач по разъяснению норм ислама – 70 чел. (13%); 5) организовать досуг молодежи – 85 чел. (13%).

Основные выводы исследования
Таким образом, причинами распространения экстремизма и терроризма в Дагестане 80% опрошенных считают низкий уровень жизни основной массы населения, безработицу, социальное неравенство, разделение общества на богатых и бедных, коррупцию во власти и беззаконие.
85% опрошенных считают недопустимым насильственное навязывание своей религиозной веры другим людям.
Основными целями и намерениями религиозно-политического экстремизма большинство опрошенных считает захват власти, свержение светского режима и установление шариатских законов, восстановление в обществе социальной справедливости, искоренение коррупции и клановости во власти.
Исследование показало, что около половины опрошенных, точнее более 44%, не имеют представления об отличиях учения салафитов (ваххабитов) от учения тарикатистов. В то же время около 20% опрошенных убеждены в том, что тарикатисты вводят в заблуждение людей, исповедуют искаженную и неправильную религию, готовы подчиняться любой власти ради того, чтобы властвовать над умами верующих, признают устазов, обожествляют человека, уподобляют шейхов Всевышнему и т.д.

«назад

Фотолента

фотографий: 2

Одной из причин, вызывающих конфликты среди единоверцев, является большое количество исламской литературы, переведенной на русский язык, ее противоречивое толкование

Категория фото: Третья категория »

Разъяснение норм ислама

Категория фото: Третья категория »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив