Народы Дагестана
Архив номеров » №5. 2011 от 29 Декабря 2011 г » Этнология » ОДЕЖДА, КУХНЯ И ЖИЛИЩЕ АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ

ОДЕЖДА, КУХНЯ И ЖИЛИЩЕ АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ

Азербайджанцы Дагестана (самоназвание – азербайджанлылар) – этническая группа, т.е. часть азербайджанского этноса, образующего основное население Азербайджана и Северо-Западного Ирана. В основном азербайджанцы проживали в Дербенте. Дербент еще в VII–X вв. сложился как крупнейший стратегический пункт, политический и экономический центр Восточного Кавказа.

Жилище
По данным 1810 г., в Дербенте насчитывалось 1522 жилых дома, 15 мечетей, 3 церкви, 5 бань. К 1906 г. город уже имел 3 большие улицы, которые шли от крепости до моря, с ними соединялись узкие кривые улочки и тупики кварталов. Еще в начале XX в. старая верхняя часть Дербента делилась на 9 магалов (махалла). Все магалы имели свои родники. Жилища (эв, отаг, бине) азербайджанцев отличались большим разнообразием.
Дома в Дербенте строились одно- и двухэтажные с плоскими крыша¬ми, состоящие преимущественно из двух или трех комнат. Чаще всего дом стоял в глубине приусадебного участка и своим фасадом был обращен во двор. Если же дом строился близко к улице, то он выходил на нее глухой стеной и двери выходили во внутренний двор.
Второй этаж дома повторял планировку первого. С веранды или из коридора первого этажа лестница вела на веранду второго этажа, по обе стороны которой располагались жилые комнаты. На первом этаже, а часто и во дворе, размещались хозяйственные постройки. Ворота или двери (капы) располагались под самым домом у одной из стен первого этажа.
В Дербенте существовал такой способ отопления помещения в зимний период: после прогорания дров брали горячие бездымные угли, высыпали их в переносную жаровню (мангал) в форме глубокой чаши, таза и приносили в комнату, где обычно спали или отдыхали. Угли по мере остывания меняли. Эту жаровню ставили на специальный табурет (кюрси), который сверху накрывали стеганым одеялом (кюрси, юрганы), а вокруг размещали подушки, набитые шерстью. Сидя на этих подушках, домочадцы пили чай и обогревались, подсунув ноги под одеяло. Распространенными предметами хозяйственной утвари были луженые медные подносы с чеканкой, кувшины для воды, тазы для стирки одежды, умывальные приборы. Ковры обычно стелили на пол.
В каждом хозяйстве использовалась ручная мельница (эль дигирмени), для выпечки хлеба во дворе имелась хлебная печь (тандир или корюк).
Сегодня Дербент стал красивым, современным, многонациональным городом с многоэтажными домами, предприятиями и магазинами.

Одежда
Традиционная одежда дагестанских азербайджанцев отражает этнокультурные связи с их соплеменниками из Кубы, Ширвана, Баку и с соседями: кумыками, кайтагцами, табасаранцами и лезгинами. В мужской одежде принято различать нижнюю и верхнюю. Ниж¬няя одежда (алт палтары) состояла из рубахи (кейнег) и штанов (шалвар). Верхнюю одежду (уст палтары) составляли бешмет (дач), черкеска (чуха) и овчинная шуба (кюрк). Кейнег – рубаха с длинными прямыми рукавами, с воротником-стойкой длиной почти до колен. Шалвары – длинные и широкие штаны из плотной ткани. Бешмет (дон) шили из шерстяных, шелковых или хлопчатобумажных тканей. Дон считался верхней одеждой, ее надевали дома, на улицу, в поле. Поверх дона надевали черкеску (чуху, каабу). Она была парадной одеждой, длиннее дона, с более широкими и длинными рукавами.
Верхней зимней одеждой служила овчинная шуба (кюрк или гийме кюрк). Шуба не имела ни карманов, ни застёжек. Богатые горожане носили также шубы из дорогих мехов (соболиные, хорьковые).
Традиционным головным убором являлась меховая шапка папаха из длинноворсовой овчины. Состоятельные мужчины носили папахи из каракуля (бухара папах). Принадлежностью мужского костюма считался и башлык, который носили зимой поверх шапки. Белые башлыки являлись неотъемлемой частью парадного костюма.
Выходя на улицу, азербайджанцы надевали только кожаную обувь. Наиболее распространёнными были чарыки. Их делали из куска кожи крупного рогатого скота или лошадей, без шва. По краям проделывали отверстия и специальные петли, через которые протягивали шерстяной шнур. Чарыки надевали поверх шерстяных носков. Носили также кожаные сапоги (чекме), кожаные галоши, башмаки (сыгры башмак) носили поверх вязаных носков.
В комплект женской одежды в основном входили нижняя рубаха, штаны, платье, обувь, а также головные уборы чутку и платок.
Нижняя женская одежда состояла из широкой длинной рубахи (опт кевнег, кеннег) и длинных штанов (шитан, туман). Покрой женской рубахи был схож с покроем мужской.
Азербайджанки носили длинное роскошное платье (дон), которое состояло из широкой прямой юбки, узкого лифа (беден) и откидных ниже локтя рукавов.
Шуб не носили. Для зимы они шили дон со стеганым лифом, а старые женщины – целиком на вате. Женщины из богатых семей носили одежду типа кафтана на подкладке и меховые шубы, покрытые бархатом или парчой. Еще они шили себе теплую и короткую одежду (типа куртки) эшмяк с рукавом до локтя.
Головные уборы женщин менее разнообразны и проще. Чутку представлял собой сшитый кусок материи, к верхней части которого пришивались две ленты. Часто вместо чутку повязывали косынку (кыйганч). Верхним головным убором служил платок. Самое широкое распространение получил тонкий шелковый платок с кэймой-келагой. Зимой носили кашемировые платки (шал, хора-шоут). Также имелись тонкие, прозрачные платки. Женщины при выходе на улицу накидывали на себя покрывало чадре. Оно окутывало фигуру женщины с головы до пят и закрывало все лицо, кроме глаз. Чадре шили из сатина, атласа, шелка и т.д.
Обувь женщин (аяг габы) отличалась большим разнообразием. Это чувяки из красного, желтого, черного сафьяна, кожаные галоши с твердой подошвой, башмаки и т.д.
Азербайджанки также носили разноцветные хлопчатобумажные чулки (джораб). Из украшений носили ожерелья из кораллов (минжаг), янтаря, монет и бляшек, серьги (сыргьа) в виде обруча с подвесками из цепочек, лепестков и с литой фигуркой птички, в виде колокольчиков, покрытых разноцветной эмалью и украшенных мелким жемчугом.
В настоящее время мужчины и женщины носят современную одежду европейского покроя, но стараются сохранять, соблюдать национальную форму и традиции.

Кухня
Исключительно разнообразной была пища азербайджанцев, в основном мясо-молочной и растительной. Особое место в рационе занимал хлеб (черек). Его чаще всего пекли из заквашенного теста – хэмир. В качестве закваски использовали старое тесто (хэмирден). Хлеб пекли в тандырах. Зимой, когда с дровами было плохо, пекли в горячей золе камина, а также в печи харег. Такой хлеб назывался гюмбе.
Особое значение придавали супам (шорпа). Их готовили на мясном бульоне, молоке, заправляли рисом, фасолью, лапшой и т.д.
Большим разнообразием отличались и вторые блюда. Деление блюд на второе и первое не практиковалось. Обычно на стол подавали одно блюдо. Популярным блюдом из мяса считались хинкал, аш (плов), бозбаш, долма, дюшпере, шашлык, чыгыртма и пироги чуду, дагба, люля-кебаб и т.д.
Плов готовили двух видов – сютлю аш (плов на молоке) и сюзме аш (плов, который процеживают). Часто в рис добавляли кишмиш или урюк. Для сюзме аш рис варили в воде. В другой кастрюле готовили в масле лаваш и засыпали на него процеженный рис. Затем на 1,5 часа помещали в кастрюлю дем чекме. Для плова готовили подливу гувурма – мясо с добавлением жареных баклажанов, с очищенными каштанами или зеленью (кинза, петрушка, щавель, шпинат).
Долма были нескольких видов: ялпаг долма (из виноградных листьев), келем долма (из листьев капусты), бадамчан долма (из баклажанов). Бозбаш готовили обычно из баранины и двух видов: просто бозбаш и кюфте бозбаш.
В старину пити готовили в специальных глиняных сосудах, зарытых в горячие угли очага. В кипящую воду опускали куски мяса, лук, горох, немного алычи и варили на небольшом огне.
Дюшпере готовили из мясного фарша и тонко раскатанного теста. Тесто нарезали на маленькие квадратики, на них клали порции фарша и лепили пельмени. Потом их опускали в кипящую воду, добавляли горох и картофель. Гюрзе – один из видов пельменей или вареников. Начинкой может служить мясо, творог, молоко, яйца и крапива.
Догву варили из кислого молока, разбавленного водой, айрана. Когда молоко закипало, добавляли мяту, яйца, шпинат. Ели в горячем и холодном виде. Кабаб готовился на раскаленных углях и был двух видов: кабаб и люле кабаб. Его подавали на стол с сушеным барбарисом и мукой. Чыгыртму обычно готовили из курицы, которую сначала варили, потом поджаривали в масле с луком и добавляли немного уксуса. После тушили в воде, а сверху заливали яйцом.
Кухню азербайджанцев трудно представить без пирогов, чуду с мясом – эт чуду, с творогом – пендир чуду, с тыквой – габаг чуду, с зеленью, диким луком, вареным на молоке рисом. Из печеного готовили шекер чурек, пахлаву. Для приготовления шекер чурек брали жидкое топленое масло, добавляли сырые яйца, сахарный песок, немного муки, перемешивали. Далее придавали форму шариков и пекли на дне тандыра. Еще готовили халву из поджаренной на топленом масле пшеничной муки с добавлением меда. Некоторые блюда азербайджанской кухни считались в народе лечебными. К их числу следует отнести хашил, семени. Хашил – мучная каша, варенная на воде. Готовую кашу заливали смесью горячего меда и молока и давали роженицам.
Употребляемыми безалкогольными напитками у населения были айран, шербет (подслащенная вода) и чай. Несмотря на религиозные запреты, на свадьбах и других торжествах мужчины употребляли и алкогольные напитки: вино чахыр, напиток из муки и ячменного солода – буза. В целом народ вел трезвый образ жизни.
Запасы муки, зерна хранились в кладовых. Зерно засыпали в земляные ямы (кую), а также в плетеные и обмазанные глиной снаружи и внутри емкости (кенди). Муку держали в деревянных закромах, в больших глиняных сосудах (кюп), мешках. Масло – в глиняных хумах, фрукты – в сетках и соломе.
Пищу готовили преимущественно в медных, а также чугунных луженых котлах (газан). Большое место среди утвари занимали всевозможные медные подносы. Предметами домашнего обихода являлись гутга (большой кувшин), фарш (кувшин средней величины), афтафа (кувшин для умывания с узким горлышком). Также в быту широко применялась деревянная и глиняная посуда. Ложки и вилки были деревянными.
Азербайджанцы, как и все народы Дагестана, были умерены в еде. Принимали пищу 3 раза в день. Особое место в трапезе занимал чай. При приеме пищи соблюдался установленный обычаем порядок. Пожилые люди занимали за трапезой самые почетные места. Женщины обедали отдельно, в другом помещении. Сегодня в жизни азербайджанцев, как и у других народов, произошли большие изменении, современный быт приобрел многие черты городской жизни.

«назад

Фотолента

фотографий: 9

Культура и быт азербайджанцев

Категория фото: Третья категория »

Старая часть Дербента (магал)

Категория фото: Третья категория »

Традиционные женские украшения

Категория фото: Третья категория »

Традиционные женские украшения

Категория фото: Третья категория »

Костюм азербайджанцев, живущих в Дагестане

Категория фото: Третья категория »

Народные инструменты азербайджанцев

Категория фото: Третья категория »

Мужской национальный костюм азербайджанцев

Категория фото: Третья категория »

Женский национальный костюм азербайджанцев

Категория фото: Третья категория »

Современный быт азербайджанцев

Категория фото: Третья категория »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив