Народы Дагестана

Искусство и его творцы

       Известному деятелю искусства, главному режиссеру Аварского государственного музыкально-драматического театра, заслуженному деятелю искусства Дагестана, народному артисту Дагестана, лауреату Республиканской премии им. Г. Цадасы Абдулгапурову Хайбуле Абдуловичу в апреле 2012 г. исполняется 70 лет со дня рождения и 45 лет творческой деятельности. Редакция журнала поздравляет его с юбилейными событиями и желает больших творческих успехов, счастья и радости в жизни.

Искусство и его творцы

        Абдулгапуров Х.А. родился в высокогорном ауле Ратлуб Шамильского района. С вершины горы Богос, где вырос, Хайбула перешагнул на вершину театрального искусства. Он начал свою актерскую трудовую деятельность в Аварском театре после окончания с отличием актерского факультета Грузинского государственного театрального института в 1964 г.
      За время работы в театре актером Абдулгапуровым созданы запоминающиеся образы в спектаклях «Лавина» М. Мревли-швили-Амирана, «Украденное счастье» И. Франко-Миколы, «Испанский священник» Дж.Флетчера-Леандро, «Горы в огне» А. Курбанова, «Командир русской роты» Д. Трунова, «Жорж Данден» Ж.Б. Мольера и многие, многие другие.
      Абдулгапуров Х.А. привлекал к себе внимание своей особой манерой игры. Пресса восторженно отзывалась о его работах, отмечая его как художника, одержимого творческой страстью, способного к высокому творческому полету. Это было замечено творческой интеллигенцией, руководством республики, и он был направлен в г. Тбилиси на режиссерский факультет, который окончил с отличием.
       Его дипломный спектакль «Горцы» по пьесе Романа Фатуева, поставленный в Аварском театре в 1967 году, получил Диплом 1 степени за выдающиеся достижения на Всероссийском смотре спектаклей драматических, музыкальных и детских театров в ознаменование 50-летия Октябрьской революции.
       В те годы от спектакля к спектаклю происходит заметный расцвет его необычайной индивидуальности, и его вдохновенный талант крепнет год за годом. Вскоре он становится одним из лучших режиссеров республики, признанным мастером сценического искусства.
     Абдулгапуров Х.А. как первый профессиональный театральный режиссер-аварец в 1971 г. становится главным режиссером своего родного Аварского театра и уже более 40 лет работает художественным руководителем.
     Основными принципами своего театра он считает высокий профессионализм, гражданственность, посредством искусства он хочет помочь зрителям разобраться в актуальных проблемах современности, превратить театр в центр культуры аварцев.
     Абдулгапуров А.Х. – художник яркой индивидуальности, режиссер большого интеллектуального и гражданского темперамента, главная тема его творчества – нравственная программа человеческого бытия. Притом у него тяга к спектаклям многоплановым, монументальным и поэтичным. Свой театр он называет поэтическим.
     Этапными стали его сценические полотна, такие как «Старик» М.Горького, «Антигона» Софокла, «Пламенное сердце» Р. Гамзатова, «Севильский цирюльник» Бомарше, «Учитель танцев» Лопе де Вега, «Старший сын» А.Вампилова, «Именем короля» В.Большакова, «Аманат» А.Хачалова, «Батырай» С. Рабаданова и др.
      45-летний труд театральной деятельности Абдулгапурова оставил в прессе и сборниках широкий шлейф многочисленных рецензий, теоретических рассуждений, вызванных его спектаклями и многогранным творчеством. В 1999 г. вышла книга писателя Арипа Расулова «Театр, режиссер, спектакль» о его жизни и творчестве.
       Судьба дагестанского искусства стала личной судьбой Абдулгапурова, его кровным делом. Он никогда не снимает с себя как с художника и театрального деятеля ответственности за его развитие, достоинства и недостатки.
      Он глубоко и искренне интернационален. Им поставлены спектакли: «Толмач имама Шамиля» Х. Авшалумова в Лезгинском театре, «Горцы» Романа Фатуева в Русском театре, «Чинчрака» А.Нухицришвили в Лакском театре, «Тахир и Зухра» Сабира Абдулы в Кумыкском театре. За постановку пьесы даргинского драматурга С. Рабаданова «Батырай» он удостоен Государственной премии Дагестана.
      Абдулгапуровым Х.А. поставлены более 130 спектаклей по пьесам дагестанской, русской и зарубежной драматургии.
      Нет сомнения, что в будущем еще более раскроется полнота его творческого самовыражения, потому что театр для него является смыслом всей жизни. В 2001 г. для республиканского фестиваля «Поэтический театр Дагестана» им подготовлено на основе дагестанского фольклора поэтическое представление «Пандур и кинжал», за драматургический материал жюри присудило ему специальную премию.
     Абдулгапуров Х.А. обладает многообразием творческих дарований. Он автор 18 литературно-драматических произведений. Им переведены 60 пьес с русского на аварский язык, которые показаны на сцене Аварского театра.
        Хайбула Абдулович – активный общественный деятель, вобравший в себя русскую культуру и дагестанскую традицию. Он один из режиссеров республики, объективно откликающихся на важнейшие общественно-политические события. По его сценариям и режиссуре осуществлены около 30 торжественных республиканских театрализованных представлений к общественным мероприятиям в республике, юбилеям и творческим вечерам поэтов, писателей, композиторов и артистов.
        Его ценят в театральных кругах как Дагестана, так и России не только как замечательного мастера сцены, но и как художника, который живет, отдавая людям красоту своей души, и следует в жизни определенному кодексу чести, ответственности, высокой порядочности. Всей своей жизнью он подчиняет свое искусство задачам служения дагестанскому зрителю.
        Х.Абдулгапуров постоянно работает над собой, широк диапазон его интересов. Окончил в Москве высшие режиссерские курсы при ГИТИСе имени А.В.Луначарского. За время работы художественным руководителем Аварского музыкального драмтеатра воспитал целую плеяду талантливых артистов, трое из них – народные артисты Российской Федерации. Он был делегатом двух съездов народов Дагестана, прошел двухгодичную стажировку в Ленинградском театре имени Комиссаржевской и годичные – в Академическом театре имени В.Маяковского в Москве, а также в лаборатории Е.Симонова при Академическом театре имени Вахтангова.
В апреле этого года у Хайбулы Абдуловича юбилей – своеобразный отчет за семидесятилетнее проживание на Земле. Не многим дано жить как в древнеиндийской поговорке. Но мы уверены, что Хайбула именно такой, как говорится в ней: «Когда явился на свет, ты плакал, а все остальные радовались. Живи так, чтобы при твоем уходе со света все плакали, а ты один улыбался, ибо после смерти продолжится твоя жизнь».
      В последние годы многих людей волнуют проблемы меркантильности, бездуховности, порождающие самозванцев, эгоистов, пополняющих ряды радикалистов и экстремистов. Все громче кричим об экономическом кризисе, чтобы заглушить голоса о духовно-нравственном кризисе. Ответы на вопросы «Как быть? Что делать?» лучше Хайбулы Абдулгапурова не очень многие знают. Поэтому мы решили задать ему несколько вопросов.

         – Хайбула Абдулович, каким Вы видите фундамент общества для нормального будущего людей?
         – Мой вывод таков: без культуры, без нравственной основы нельзя строить цивилизованное, тем более демократичное государство. Без театра, литературы, живописи, музыки невозможно воспитать патриотов, законопослушных граждан, не говоря уже о гордой, свободно развитой личности. Культура – это прежде всего нравственность. Безнравственность – хуже яда и эпидемической болезни! Ни один закон не может работать, если он принят на безнравственной основе. А нравственность воспитывается, как известно, культурой, красота – эстетикой.
       Если культуру подменить халтурой, то она не лечит, а калечит. Я призываю творческих деятелей республики на борьбу с этой бессовестной и вредной деградацией культуры. Считаю преступным превращать учреждения культуры в обыкновенные коммерческие конторы.
       – А как Вы сочетаете культуру и демократию?
       – Только на благодатной почве растет талант. Если ее нет – зачахнет! Бескультурье, некомпетентность и вседозволенность чиновников, пользующихся сегодня бюрократическими истинами, могут загнать творческую энергию мастеров в консервативные и космополитические нормы и таким образом не дать развиваться ни в какую сторону. Выход один: администрацию надо держать в рамках закона, а творцам дать свободу творчества. Это и есть демократия в культуре. Мне кажется, что надо нам наконец-то признаться, что не экономика, политика, культура, а культура, политика, экономика решают и определяют в обществе и в государстве все и вся. 
       – Куда же смотрит интеллигенция? Ведь она сейчас представляет солидный пласт общества.
     – Надо признать тот факт, что ныне дагестанская интеллигенция находится не только в трудном материальном положении, но и в состоянии апатии. У большинства из них аполитичность, безволие и безверие, так как они часто сталкиваются с обманом и цинизмом властей, разочаровываются изменчивой натурой так называемых «общественных деятелей», которые вначале крикливыми речами твердят о защите прав, свобод, законности и благополучии, получив депутатство и должности, превращаются в тех же штрейкбрехеров-чиновников.
     Особое внимание следует уделить молодым талантам, как приоритетной социальной группе и стратегической основе будущего республики. Надо привлечь молодежь к активной творческой работе на благо общества, но для этого создать им и условия.
     – Почитатели Вашего таланта всегда ждут новых произведений, новых открытий. Чего ждать от Вас как от главного режиссера?
    – В творческом – имеются пьесы о разгроме Надир-шаха А.М.Качалова, «Хаджи-Мурад» Льва Толстого, «Бесприданница» А.Островского, «Разбойники» Шиллера, «Гамлет» В.Шекспира и др. Думаю также уделить ванимание вновь созданному мною литературно-театральному обществу «Адабият».

П. Пайзулаев,
член Союза журналистов России

«назад

Фотолента

фотографий: 3

Комедийный спектакль "Молодые люди"

Категория фото: Искусство »

Открытие сезона. Актёрский состав театра и Х.Абдулгапуров у памятника Г.Цадасе

Категория фото: Искусство »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив