Народы Дагестана
Архив номеров » №2.2012 от 24 Октября 2012 г » Этнология » Кто владеет водой, владеет землёй

Кто владеет водой, владеет землёй

Кто владеет водой, владеет землёй

        Каждый знает, что вода является источником жизни на Земле, человек почти на 80% состоит из воды, и клетки нашего организма плавают в межклеточной жидкости, как рыбки в аквариуме. Еще более водным является начало нашей жизни. Весь земной шар опоясывает вода. Однако нехватка воды во многих зонах земли – ясный факт.
         Многие учёные и политики даже пророчат к 2025 году начало войн из-за воды. Особую нужду в чистой воде испытывают Африка и страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Индии.
       Несмотря на то, что общее количество воды на Земле составляет около 1400 млн куб. км, 97,5% из них приходят­ся на соленую воду Мирового океана. Оставшиеся 2,5% пресных вод распреде­ляются между водой в виде вечных сне­гов и льдов, подземными и поверхност­ными водами. Причем пригодными для непосредственного использования оста­ются только 9000 куб. км воды, которые продолжают повсеместно загрязняться и постепенно приходят в негодность. Так, запасы пресной воды ежедневно умень­шаются, тогда как численность населения и потребление воды постоянно растут. Согласно прогнозам ООН, к 2030 году население нашей планеты возрастет с 6 до 8,5 млрд человек. Сейчас для производства дневного рациона одного человека требуется около 3000 литров воды, т.е. в тысячу раз больше, чем суточная потребность чело­века в чистой воде для питья.
        Из 7 млрд человек (данные ООН) только 40% населения земли имеют доступ к чистой питьевой воде. Около 30 стран мира, где проживают примерно 3 млрд человек, уже сегодня ощущают недостаток чистой питьевой воды. Ведь все мы прекрасно помним еще со школьной скамьи, что без воды нет жизни.
        В России, в том числе в Дагестане, проблема нехватки воды менее вероятна, чем в других странах (в нашей стране сосредоточено более 1/5 всех мировых запасов пресной воды), но зато возникают сложности с ее качеством. По данным надзорных органов, в России, в зависимости от региона, от 35 до 60% питьевой воды не соответствуют санитарным нормам.
       В Дагестане, за исключением Ногайской степи, люди никогда не ощущали нехватку воды. У нас достаточное количество воды для питья и орошения. Наши горные родники, бурные реки и многочисленные озёра содержат большой запас воды. Несмотря на это наши предки никогда не тратили её попусту, берегли и тем более не загрязняли её.
       Издревле вода считалась священной силой, которой поклонялись еще с языческих времен. Отголосками этих верований являются прошение людьми дождя путем выливания воды на наряженного в одежду из зеленой травы мальчика в засушливый период («дождевой ослик»), одевание в наряд лягушки и бросание ее в родник.
       Горцы свято берегли воду. В аварском селении Хелетури источник закрывали на замок. Воду отпускал специально назначенный человек в определенном количестве для жителей. Исключение делалось для гостей.
       В горах принято было отмечать праздник воды. Такие праздники проводили в лакских, даргинских, аварских селениях. Например, весной ботлихцы проводили обряд так называемого подъема воды, ремонта канала.
       В селении Андых рано весной весь джамаат выходил с рабочим инвентарем на очистку старых и выкапывание новых родников и канав. 
       Вода считалась общественной собственностью и распределялась джамаатом. Например, в Гергебиле существовал так называемый «порядок Салмана», когда распределение воды происходило по жребию.
        В селении Игали порядок водопользования был иной. Здесь в качестве меры измерения воды употребляли понятие «дад».
        В селении Голотль во время ремонтных работ никто не имел права отлучаться из аула. 
       В нашем родном селении Андых существовали свои обычаи, связанные с водой. Селение славится множеством источников и водопадом. В первую очередь водой для полива могли пользоваться те, кто принимал участие в рытье каналов. Таких каналов было сооружено более 14. Основная очередь шла за «дневной» водой. «Ночной» водой же мог пользоваться всякий желающий, правда, убедившись, что этой ночью ею никто не пользуется. Воду для орошения брали из речки Андыхки, образованной вследствие слияния вод 9 водопадов, о которых будет сказано ниже.
         В нашем селении для орошения фруктовых деревьев и полей воду перебрасывали по горным пропастям по желобам, изготовленным из дерева.
        Наши водопады срываются с отрога Богосского хребта, названного Зоногох, и несут свои воды в Аварское Койсу. Каждый из них назван в честь кого-либо или в честь добываемого здесь минерала, месторасположения. Вереницу водопадов открывает Селитровый водопад, за ним следует Сухой водопад, потом Водопад Хасана. Следующие – Водопад ущелья, где произошла драка, Водопад Биднко (самый многоводный), Водопад Амира, Высокий водопад и Водопад у воды.
       Земли Андыха буквально усеяны многочисленными источниками, ручейками, родниками, многие из которых обладают целебными свойствами: Хъахlаб ицц (Белый источник), Гlетlараб ицц (Теплый источник), Хъорсол ицц (Чесоточный источник), Maxlcapao ицц (Вонючий источник).
          В местечке Ганзах находится единственный в районе источник с соленой водой – Цlамухlор (Соленое озеро). По преданию, первые поселенцы пользовались водой из этого источника для приготовления пищи. Сейчас она используется для приготовления соленых ванн. Летом сюда приезжают люди для лечения и отдыха.
          Помимо источников, обладающих лечебными свойствами, мы насчитали на территории селения более 100 безымянных родников. 
         Воды речки Андыхка использовали для работы 9 водяных мельниц. Сейчас их нет, а остались лишь руины. Здесь мололи зерно не только жители моего родного селения, но и жители 3 соседних аулов.
Аксакалы утверждают, что мука, размолотая на водяной мельнице, вкуснее, чем размолотая на электромельнице.
          Особо почитаемы у нас совместные работы по рытью колодцев, расширению и углублению родников, сооружению родников-бассейнов (къулг1а). Часто эту работу выполняют в память об уважаемом человеке по его завещанию. Его родные, друзья, односельчане собираются для сооружения родника. Затем роднику присваивается его имя. Иногда люди вносят свои средства и сбережения для этого благородного дела.
         В центре селения Андых недалеко от родника и мечети вот уже более 100 лет стоят немые свидетели человеческой смекалки и доброты. Это огромные ванны, выдолбленные из трёх камней-монолитов. Они назначались для поения скота, возвращающегося с пастбищ домой вечером весной и летом и особенно находящегося на стойловом содержании зимой. Здешней водой и стирают, и моют, и поливают. Все благодарят человека, который в течение 3-х месяцев изготовил эти ванны. Зовут его Газали старший. 
         Дагестан богат различными источниками лечебной, питьевой воды. Особенно их много в Ахтынском (с. Ахты), Дахадаевском (сс. Худуц, Кунки), Кайтагском (сс. Варсит, Шилаги), Кулинском (с. Цовкра), Акушинском (с. Усиша), Карабудахкентском (с. Агачаул), Кизилюртовском (с. В. Чирюрт, п. Бавтугай), Цунтинском (сс. Тлядал, Шапих) районах. Таких источников в Дагестане более 450. Необходимо беречь и изучать их.
         Каждое селение, наверное, имеет свое богатство: люди и их добрые дела, леса и горы, сады и пашни, речки и родники. Все это, созданное Творцом и заботливо сохраняемое разумными действиями людей, составляет действительные ценности. Охранять, изучать и приумножать их – одна из главных задач нынешнего поколения.

Газалиев М.Г.,
директор Андыхской СОШ
 

«назад

Фотолента

фотографий: 3

Женщины с.Андых у родника

Категория фото: Этнология »

Обряд выхода невесты к роднику. Хунзахский район, с.Сиух

Категория фото: Этнология »

Каменные ванны в с. Андых

Категория фото: Этнология »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив