Народы Дагестана

№4,2012 от 12 Ноября 2012 г

в номере:

Архив номеров » №4,2012 от 12 Ноября 2012 г » МАХАЧКАЛЕ - 155 ЛЕТ » Национальная культура Дагестана

Национальная культура Дагестана

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 
ДАГЕСТАНА 

Как известно, Дагестан является многоэтнической республикой Север­ного Кавказа, через которую всегда проходили торговые пути, в том числе и Великий шелковый путь. Все это откладывало свой отпечаток на развитие горного края в экономическом, социальном и культурно-историческом плане. Более того, в Дагестане на протяжении многих веков возникали и развивались различные на­родные ремесла и художественные промыслы. Зарождение таких ремесел, как ковроткачество, вязание, вышивка, художественная обработка металла, кожи, дерева, резьба по камню и дереву, гончарное производство, изготовле­ние оружия и медно-чеканной посуды, бронзовое литье, было вызвано преж­де всего социально-экономическими условиями и потребностями человека, общества. Одновременно занятия ремеслами, производство различных изде­лий (домашняя утварь, украшения, одежда, предметы для хозяйства и т.д.) становились социально необходимой деятельностью, которая постепенно приобретала черты ремесла – профессии. В процессе этой деятельности на протяжении многих веков формировались и оттачивались художественные особенности и законы построения композиций, впоследствии пере­раставшие в традиции орнаментального искусства коврового, ювелирного дела, художественной керамики и т.д.
Многие виды художественных промыслов продолжают жить, развивать­ся и в наши дни, хотя с распадом СССР под угрозой оказались почти все ви­ды производства художественных изделий, в основе которых лежит ручной труд. Закрылись ковровые фабрики и цеха, перестали работать художествен­ные комбинаты. Больше всего пострадало ковровое произ­водство. В нем было занято наибольшее количество мастериц, здесь работали целые династии, что, бесспорно, отрицательно повлияло на их мате­риальное положение, так как существенная часть дохода многих семей и даже целых селений в республике формировалась за счет труда на предприятиях художественных промыслов.
Проблема сохранения национальных культур в условиях социально-экономического кризиса в мире, к сожалению, усугубляет и без того слож­ную ситуацию, в которой оказалась Республика Даге­стан. Как известно, Дагестан – это многоэтническая республика, где на протяжении многих веков проживали и проживают в мире и согласии более 30 коренных народностей. А по данным переписи населения 2002 года, в республике проживает около 100 народов России. Такой спектр многообразия национальных культур на сравнительно небольшой территории требует и особого подхода к решению проблем сохранения национальной культуры в поликультурном пространстве и их взаимодействия на основе общечеловеческих ценностей.
Сегодня реальная ситуация в обществе по состоянию художественных промыслов такова. Во-первых, есть мнение о том, что современное состояние общества (экономическое) определяет свои рыночные условия, в которых будут жить и развиваться отдельные виды промыслов (раньше все это регулировалось и под­держивалось государством, что способствовало их сохранению и развитию). А пока, к сожалению, торжествует рынок, при котором мы почти потеряли ковровое производство не только как вид искусства, но и как пласт нацио­нальной художественной культуры, образ жизни и традиций, с которыми веками жили народы нашей республики. Судьба других видов художествен­ных промыслов Дагестана сегодня также не известна. Во-вторых, в обществе сложилось мнение, что нет не­обходимости обучения детей традиционным художественным промыслам в школе. А ведь еще знаменитый мастер юве­лирного искусства Расул Алиханов с одобрением принял тот факт, что Кубачинская школа (1967 г.) начала обучение детей основам кубачинского ис­кусства. О результатах и успехах учащихся и педагогов этой школы знали в СССР и в мире. В-третьих, по мнению народного художника России Гамзата Газимагомедова: «Сохранение ручной формы производства художественных изделий, отличающей промыслы от промышленности, может быть оправданно только в том случае, если речь идет о творческом труде мастеров. И если се­годня мы часто сталкиваемся с определенной творческой пассивностью ря­довых мастеров, то это является следствием существующей формы организа­ции творческого процесса. Следует, вероятно, решительно перейти к активи­зации творческого процесса в цехах массовой продукции. Именно массовая продукция, а не отдельные уникальные произведения, предназначенные для выставок и музеев, определяют уровень нашего декоративно-прикладного искусства, уровень эстетической культуры в целом».
О важности проблемы сохранения национальной культуры говорилось неоднократно на правительственном уровне, различных форумах, конферен­циях. К примеру, на Всероссийской научно-практической конференции «На­родное искусство России. Традиции и современность» (12–14 сентября 2008 года, Вологда) подчеркивалось, что сохранение народного искусства, его развитие – это вопрос и уникальности самобытных культур малых народов, и в целом национальной культуры всей России. Здесь уместно вспомнить слова большого ученого, истинного патриота народного искусства и национальной культуры России Марии Александровны Некрасовой: «Без этноса нет нацио­нальной культуры, культуры и общечеловеческой. Спасение, защита народ­ного искусства, сохранение основ традиционной культуры – это значит со­хранение нравственных сил народа, нации». Смысл и глубина этого выска­зывания должны стать краеугольным камнем для тех, от кого конкретно зависит сегодня спасение и сохранение национальной культуры.

М.М. Байрамбеков,
докт. пед. наук,
Дагес. НИИ педагогики им. А. А. Тахо-Годи

«назад

Фотолента

фотографий: 4

Изделия златокузнецов из Кубачи

Категория фото: Махачкале - 155 лет »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив