Народы Дагестана
Архив номеров » №5. 2012 от 26 Декабря 2012 г » История » Дагестан - зона встречи цивилизаций

Дагестан - зона встречи цивилизаций

Дагестан – один из древних очагов культуры. Дагестанская культура была закономерным этапом в едином культурно-историческом процессе, и в истории культуры Кавказа ей принадлежит достойное место.
Географическое положение Дагестана таково, что именно здесь сошлись цивилизации Азии и Европы, Востока и Запада, что определило пути развития народов древнего Дагестана.
Уже с глубокой древности племена и народы Востока и Запада находились в тесных контактах, обогащали друг друга достижениями материальной и духовной культуры. Поскольку на Востоке цивилизация сложилась намного раньше, долгое время Запад оставался по преимуществу «принимающей» стороной, реципиентом влияний.
С давних времен Дагестан являлся одной из важнейших областей этнокультурных и торгово-экономических контактов между подвижными скотоводческими племенами Юго-Восточной Европы и земледельцами Кавказа. Узкий Прикаспийский проход между горами Восточного Кавказа и Каспийским морем издревле служил своеобразным мостом, связывавшим Восточную Европу с Закавказьем и Передней Азией. Культура Дагестана древнего периода, судя по находкам, имеет ближайшие аналоги в районах Азербайджана, Восточной Грузии, Ирана, Турции. Исследователи заключают: «Есть основание говорить о Кавказе и Передней Азии как о единой территории (зоне) сходного развития верхнепалеолитических культур».
Уже в древнейшую эпоху Дагестан выделяется в отдельный регион. Имеющая истоки в местном энеолите энеолитическая культура Дагестана обнаруживает достаточно близкие аналогии с раннеземледельческими памятниками Центрального и Южного Закавказья.
В эпоху энеолита более четко определялось наметившееся еще в предшествующие эпохи хозяйственное и этнокультурное размежевание различных областей Кавказа. «В эпоху энеолита, – пишет М.Г. Гаджиев, – Кавказ представлял собой весьма пеструю в культурном отношении картину, обусловленную рядом факторов – экологией, культурными традициями, этнокультурными связями. В хронологическом отношении энеолит Кавказа укладывается в V- первую половину IV тыс. до н. э.».
В эпоху бронзы существовали бесспорные связи дагестанских племен с племенами сопредельных областей Кавказа, Передней Азии и Юго-Восточной Европы. Культурно-историческая роль племен и народов древнего Кавказа заключается не только в их собственных культурных и технических достижениях (как создателей яркого металлургического очага), но и в том, что они на протяжении тысячелетий являлись посредниками, связывающими историю нашей страны с историей и культурой передовых стран Древнего Востока, со всемирной историей. В этом основное значение древнего Кавказа.
Целый ряд цивилизаций появился в Передней, Южной и Восточной Азии: между реками Тигр и Евфрат располагалась Ассиро-Вавилонская цивилизация, на территории Ирана – могущественная цивилизация персов, в Закавказье – цивилизации Урарту, Армении, Грузии, Албании.
На рубеже IV–III тыс. до н. э., в раннебронзовом веке Дагестан находился на пороге становления цивилизации и раннегосударственного общества и оно было прервано внезапно в конце III тыс. до н. э., поэтому и становление классового общества затянулось на тысячелетия. Едиными были материальная и духовная культуры, антропологический тип, языковая общность предков современных народов Дагестана. В конце II тыс. – I тыс. до н. э. на территории Северо-Восточного Кавказа, в том числе и Дагестана, железо легло в основу прогресса культуры и экономики, которая привела к классообразованию и формированию государственности. На это время выпадают напряжение, созданное скифскими походами, столкновение местных племен с ираноязычными кочевниками и участие предков современных дагестанцев в походах скифов в Переднюю Азию.
VII век до н. э. является одним из насыщенных событиями периодов истории Переднеазиатского Востока. Это период расцвета и падения крупных древневосточных держав. Подобные процессы происходили и в Закавказье. История Закавказья в древности – одна из интереснейших страниц в мировой культуре. Именно здесь возникло древнейшее государственное образование – Урартское царство. После распада Урарту значительная часть Закавказья входила в Ахеменидское государство. Позднее в Закавказье сформировались своеобразные цивилизации Колхиды, Иберии, Армении, Кавказской Албании. Древняя история Дагестана тесно связана с историей Кавказской Албании, которая явилась центром торговых путей, соединяющих ее с древней цивилизацией. Предпосылки для возникновения Албанского государства сложились к середине I тыс. до н.э. Кавказская Албания – первое полиэтническое образование предков современных народов Азербайджана и Дагестана, сыгравшее важную роль в истории Закавказья и Передней Азии.
Основными занятиями населения Албании были земледелие, скотоводство и промыслы. Также здесь были созданы условия для возникновения крупных населенных пунктов, в том числе и городов.
Кавказскую Албанию с древними цивилизациями связывали Волжский путь и Северокавказский степной торговый путь. Этими путями Албания была связана с областями Северного Кавказа и Северного Причерноморья.
История возложила на Албанию задачу огромной важности – она служила цивилизациям Переднего Востока надежным щитом с севера, прикрывая их от многочисленных кочевых племен, обитавших в степях за Кавказским хребтом и неоднократно совершавших походы на юг.
Подвергаясь постоянному давлению как с юга, так и с севера, жители Албании тем не менее смогли создать, сохранить и развить свою своеобразную цивилизацию, в которой органически слились как древнейшие культурные традиции, так и внешние влияния, освоенные и переработанные таким образом, что стали важным составным элементом в общей сокровищнице мировой культуры.
Цивилизация Албании прошла долгий путь исторического развития, взаимодействуя сначала с древневосточными цивилизациями, затем с эллинистическим миром и, наконец, с Римской империей и Парфией.
В первые века н.э. начался распад Кавказской Албании, в состав которой входили лишь территория Северного Азербайджана и часть южного Дагестана.
В эпоху «великого переселения народов» Дагестан подвергался нашествиям гуннов, аваров и других тюркоязычных племен. С VI в. н.э. в течение многих столетий тюрки продвигались отдельными племенами или группами племен и на восток, и главным образом на запад, захватывая сравнительно небольшие государства, где они сажали свои династии и вводили свои дружины, сначала грабя местное население, а потом легко ассимилируясь с ним.
В V - X вв. Дагестан не представлял единого, этнополитического целого. На его территории существовало несколько небольших государственных образований: Дербент, Лакз, Табасаран, Серир, Хайдак (Кайтаг), Гумик (Кумух), Филан, Зирехгеран и др. По своему составу они были преимущественно моноэтническими единицами. На территории Дагестана в середине VII в. возник Хазарский каганат – одно из крупнейших и ранних государств на территории нашей страны, соперничавшее с Арабским халифатом и Византией.
В V-X вв. по-прежнему через территорию Дагестана пролегали транзитные пути с Запада на Восток. Более того, Дагестан оказался в центре транзитных торговых путей. Во многих селениях Дагестана и городах высокого уровня достигли различные ремесла и промыслы (гончарное, строительное, ювелирное, оружейное дело, металлообработка, резьба по камню и дереву, ковроткачество). Народам Дагестана удалось сохранить свою политическую самостоятельность в борьбе с агрессией сасанидского Ирана и Арабского халифата.
Вхождение в сферу политического и экономического влияния Арабского халифата сыграло важную роль в общественно-экономическом и культурном развитии дагестанского общества. Дагестан был втянут в международную торговлю, поддерживая оживленные экономические связи со многими странами Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии с Закавказьем, Поволжьем, Юго-Восточной Европой. Это стимулировало как экономическое, так и социальное и культурное развитие региона. Огромную роль в социальной и идеологической жизни играл процесс постепенной исламизации Дагестана. К X в. ислам распространился только на части края, основная же территория оставалась «языческой», хотя были также и отдельные сильные очаги христианства. Однако шел постепенный процесс замены конфессионального плюрализма единой религиозной системой, а именно исламом.
Арабская цивилизация пришла как цивилизация покорителя. Если бы не свойства консерватизма, дагестанская цивилизация, столкнувшись с мощной по силе воздействия арабо-мусульманской цивилизацией, растворилась бы в ней. Дагестанская цивилизация значительно видоизменилась, обрела новые ценности, открыла простор мусульманской религии.
В экономической жизни того периода прослеживаются серьезные изменения. Процветала городская жизнь, возникали крупные населенные пункты. Дербент из города-крепости превратился к IX–X вв. в крупнейший на Кавказе ремесленный, торгово-экономический, культурный и политический центр. Семендер – столица Хазарского каганата – представлял собой важный политический и торговый центр на Волжско-Каспийской международной торговой трассе. Волжский путь через Каспийское море вел в арабские страны, страны Средней и Передней Азии, а по нижнему Дону – в Черное море и Византию. В раннем средневековье он становится путем, где мореплаватели, путешественники и торговцы веками вели диалог разных культур и цивилизаций. В орбиту Волжского пути активно включилась Древняя Русь, которая была связана со странами Востока.
Культурные контакты и взаимодействия Дагестана с народами Кавказа, Передней Азии складывались по-разному и различались по степени их интенсивности. Наиболее многогранными были связи с Ширваном, Кахетией, Арменией, Сасанидским Ираном, затем с арабским миром. С распространением христианской религии, затем ислама открылись широкие возможности для проникновения закавказской, арабской культур в Дагестан. Особое влияние на дагестанскую культуру оказала арабская культура.
Встреча цивилизаций на территории Дагестана, приводившая к скрещиванию различных культурных влияний, разумеется, наложила свой отпечаток на самобытную культуру дагестанских народов.
Итак, Дагестан в древности и в раннем средневековье являлся зоной взаимодействия различных цивилизаций. Культура, экономика Дагестана развивались в постоянных контактах с ними. Дагестанские горцы переняли опыт, накопленный различными культурами во многих областях человеческой деятельности: в наблюдениях над природой, в мифологическом осмыслении мира и целом ряде религиозных представлений и культов, в строительной технике. В Дагестан проникли мусульманская религия, арабская письменность и язык, вместе с ними арабская и другие цивилизации. 

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив