Народы Дагестана
Архив номеров » №5. 2012 от 26 Декабря 2012 г » Культура » Крупный сочинитель и проповедник музыки

Крупный сочинитель и проповедник музыки

 – Исамудин Мирзамагомедович, более половины своей жизни Вы связаны с музыкальной сферой, руководите коллективом, сочиняете музыкальные произведения. Чем это объяснить?
– Это скорее заложено у меня в генах, которые были переданы еще моими предками (зурначами) по материнской линии. Постоянное нахождение в объятиях музыки и музыкального искусства – моя стихия. Музыка – это дар природы. Беречь, лелеять его – и есть моя жизнь.
– Интересно, как Вы работаете со зрителями, с телевидением, создаете программы музыкальных мероприятий для «Вахтар ва инсанар»? У Вас есть жанровые предпочтения? Каков Ваш репертуар и чем Вы руководствуетесь при его выборе?
– Я бы не сказал, что у меня какие-то жанровые предпочтения. Учитывая наиболее важные, значимые моменты, события в жизнедеятельности своего народа, я выбираю тему. Конечно же, важно иметь в виду и людей, их заслуги, достижения.
– Что нового в сценическом искусстве? Вы не думали о том, что иногда только кажется, что рождается новый жанр, а на самом деле это вторая жизнь давно забытого старого?
– Все-таки на первом месте люди. Здесь выдумывать ничего не надо. Сама жизнь подаст и мысль, и тему. Творчество питается настроением, состоянием души, но не испытывает их диктата. Творчество богаче, больше, глобальнее того времени, в которое ты живешь. Недаром великие художники прошлого рождали, творили выдуманный ими мир, далекий от реального для них времени, и недаром лакские поэты создали «Парту-Патиму», аварец Махмуд – «Марьям», а лезгины – «Шарвили».
– Гармонь занимает особое место в Вашей музыкальной биографии. Чем объясняется такая страстная любовь к инструменту? Это вклад родителей?
– Да, действительно, гар-монь занимает особое место в моей не только музыкальной биографии, но и всей жизни. Надо сказать, что причиной такой страстной любви к инструменту являются не родители. Дело в том, что я в детстве только пел, а не играл. Но после поступления в 1972 г. на народное отделение Дербентского музыкального училища мне удалось послушать магнитофонную запись игры на гармони великого мастера современности Автандила Исрафилова (г. Баку). С тех пор у меня в сознании все перевернулось. Я был потрясен от невероятного исполнения (в техническом смысле этого слова) мастера. На этом маленьком национальном инструменте он творил невероятные чудеса. Я тогда подумал о том, что вот чем надо заниматься, и перестал петь. Как известно, великих полководцев всю жизнь сопровождали или боевая шашка, или именной пистолет, меня – моя гармонь.
– Поклонники, которые есть у «Вахтар ва инсанар» (в лезгинской редакции), предпочитают только лезгинскую музыкальную программу?
– Как говорится, искусство, музыка не имеют границ. Здесь поклонники могут быть самые разные, с самыми разнообразными интересами и увлечениями. Лезгины всесторонне развитые, мудрые люди. Они увлекаются музыкой и других народов Дагестана.
– Многие известные музыканты, поэты, певцы свою деятельность начинают уже в детские годы. Вы тоже с раннего детства писали, играли, пели?
– Да, так как не было инструмента, будучи еще ребенком, я имитировал игру на гармони с камнем в руках. Когда сочиняю музыку, ухожу к тем обрывам, скалам, снегам – мысленно, которые в моей памяти живут с детства. Чем старше становлюсь, тем больше хочется петь, писать о родине.
– Чем объяснить желание людей слушать музыку не только по телевидению и радио, но и видеть все в живом исполнении в концертном зале?
– Это характерная черта человека. Естественно, живая игра в исполнении того или иного музыканта вызывает особые эмоции, чувства у людей.
– Каким коллективом легче управлять – мужским или женским? И каким приятнее?
– Управляя творческим коллективом, не приходится думать, какой это коллектив – мужской или женский, здесь думаешь только о творчестве. Я руководил мужским коллективом, но без женщин-солисток все равно не обходилось. Меня окружают и женщины, и мужчины. У меня не бывало проблем ни с подчиненными, ни с теми, кто выше по служебной лестнице. Своих коллег и зрителей по полу не различаю. Но у женщин больше терпения, тяги к музыке. Конечно, будет банально, если я не скажу, что и у мужчин есть положительные черты в восприятии музыкальной культуры.
– У каждого музыканта, танцора, мастера искусств, певца есть свое кредо, интересы, музыкальная жизнь, свой мир. А как у Вас?
– Увлечений много, люблю классическую литературу, поэзию Востока, итальянскую живопись эпохи Средневековья. Создаю работу о музыкантах Дагестана. Я вообще-то по натуре человек-созидатель. Мое жизненное кредо – творить, созидать, чем бы ты ни занимался, достичь самых высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Есть композиторы, пишущие своеобразную музыку, которую народ никак не воспринимает, которая не имеет национального лица. Для меня важно писать, играть музыку, имеющую национальную основу и воспринимаемую разными слоями народа.
– Какого зрителя Вы ждете на своих передачах, концертах? Кто Ваши поклонники, в частности по программе «Вахтар ва инсанар»?
– Вообще-то в последние годы в связи с появлением фонограмм я практически не выступаю на публичных концертах. Что касается вопроса, главное не то, какой зритель, а то, что он есть и между нами взаимопонимание. Я всем зрителям, слушателям бываю рад.
– Вы не только музыкант, артист, но и кинорежиссер, сценарист, преподаватель. Как Вы находите время на такую работу, насыщенную разнообразным трудом? Как оказались в кинематографии? Есть ли у РГВК своя студия, условия для этого?
– Кто ищет, тот и находит, как говорится. Я с 1993 года по 2006 год работал музыкальным редактором в лезгинской редакции (радио) на ГТРК «Дагестан». А условий на РГВК у нас тоже особых нет. Как известно, сама РГВК существует всего несколько лет. Единственное условие для развития, освоения телевизионной науки, – это присутствие светлой памяти создателя РГВК «Дагестан», выдающегося организатора, государственного и общественно-политического деятеля Гаруна Магомедовича Курбанова. Он нам помогал и учил основам телевизионной деятельности.
– Наверное, Ваша музыкальная и творческая жизнь была богата дружбой с интересными людьми. Кто из них более запомнился Вам?
– Действительно, моя музыкальная жизнь богата дружбой с интересными людьми. Их много, но остановлюсь на некоторых именах. Еще с 1972 года, во время учебы в Дербентском музыкальном училище, тесно был знаком с музыкальным миром Азербайджана. Тогда мне посчастливилось близко познакомиться с такими великими мастерами музыкального искусства, как Зейнаб Ханларова, Автандил Исрафилов, Абил Алиев и др. Если ответить на вопрос, кто из них больше запомнился, то, безусловно, Автандил Исрафилов. Да, это тот величайший мастер, исполнитель с мировым именем, на кого я равнялся всю жизнь. В 2000 году я был приглашен в г. Иваново на Всероссийский конкурс-фестиваль «Играй, гармонь». Судьба так сложилась, что к тому времени, когда состоялось это грандиозное событие в масштабах всей России, организатора и руководителя проекта народного артиста России Геннадия Дмитриевича Заволокина не стало (царство ему небесное). Зато я был счастлив познакомиться с его сыном Захаром и дочерью Анастасией.
В 2003 году в г. Новосибирске, где я участвовал в Международном конкурсе гармонистов, аккордеонистов, баянистов имени легендарного И.И. Маланина, познакомился с выдающимися мастерами искусства России, народным артистом России Гусевым, автором книги «Гармонисты России» Н.А. Примеровым и др. Конечно же, это были незабываемые встречи.
– Если человек играет, то и поет, если поет – пишет стихи. Видимо, потом и сочиняет музыку, выпускает книги. А как Вы, Исамудин Мирзамагомедович? Были ли опубликованы Ваши музыкальные, литературные произведения?
– Что касается литературных изданий, то их у меня нет. Есть много
танцевальных произведений в моем сочинении, одно из которых я назвал в честь
моего родного села «Урсун». Я постарался показать в них героев, достойных величественных гор Дагестана, заветов наших предков.
– Вы – человек с большим кругозором, талантливый артист, музыкант-гармонист, редактор национального вещания РГВК «Дагестан», ведете передачу на лезгинском языке «Время и люди». Что это – духовная потребность, требование общества, нужда или предсказанная по звездам судьба? Кем все-таки в душе Вы являетесь больше?
– Коротко отвечая на вопрос, скажу, что, может быть, это и судьба, и духовная потребность.
– Без чего руководитель-редактор передачи РГВК «Дагестан» им. Г.Курбанова «Вахтар ва инсанар» («Время и люди») никогда не добился бы успеха? Что такое победа для музыканта?
– Для победы и успеха нужен труд, и я для своего развития всю жизнь неустанно трудился. Здесь я солидарен с мнением Владимира Пенина, который говорил: «Трудом велик и славен человек!». Без труда, без помощи друзей не может быть успеха и побед. Я доволен своими успехами. При победе на конкурсах бывал внутренне спокоен и свободен. Просто испытываю чувство гордости, что занимаюсь своим делом. Как чувствует себя конь, который на бегах приходит первым? Что он испытывает, когда его шею повязывают платком? Трудно сказать.
Так и я. Но заявить, что мне все равно, было бы неверно.
– Исамудин Мирзамагомедович, о чем Вы сегодня сожалеете, чему радуетесь?
– В жизни человека много радостных, счастливых мгновений, событий. Но сегодня не приходится об этом говорить. Вот уже больше года как не стало нашего наставника, руководителя, большого созидателя, создателя РГВК «Дагестан» Гаруна Курбанова. Уход из жизни близкого и дорогого для нас человека является большим ударом, трагедией как лично для меня, так и для всего коллектива РГВК «Дагестан». Сегодня нам его очень не хватает. Светлая память о Гаруне Магомедовиче Курбанове навсегда сохранится в наших сердцах.

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив