Народы Дагестана
Архив номеров » №5. 2012 от 26 Декабря 2012 г » Религия » Обряды зороастризма в древности и в наши дни

Обряды зороастризма в древности и в наши дни

 Религиозная идеология первобытного общества совершенно не похожа на верования и религиозную мысль периода античности, а представления и священные образы эллинизма (период истории стран Востока – 323–30 годы до н.э.) существенно отличаются от религиозных взглядов средневековья.
Зороастризм – религия, основанная Зороастром (или Зоротусрой) между 700 и 600 годами до н.э. и развивающаяся на территории современного Ирана. Ее форма – маздаизм. Зороастризм сначала развивался в Восточном Иране и затем распространился в западных районах благодаря приходу к власти династии Ахменидов (559–323 гг. до н.э.). В этот период он превратился в религию великой империи, развиваясь в соответствии с ее запросами. Зороастр был священником, прекрасно образованным, сведущим в религиозной традиции своего народа. Зороастризм – религия народов древних, античных и раннесредневековых стран Ближнего и Среднего Востока. На первом этапе древняя религия индо-иранцев почитала божества, хранящие и поддерживающие «мировой порядок» и устойчивость мироздания и общества. Учение Зороастра было религией древних жителей Ирана, первоначально мидийцев и бактрийцев, затем персов времен Ахменидов и Сасанидов.
Согласно учению, после смерти душа будет судима на мосту Чинват и отправится либо на небо (временно), либо в ад, либо в чистилище, в зависимости от соотношения добрых дел и злых намерений, слов и дел, совершенных на земле.
В V–VI вв. происходит дальнейшее укрепление власти Сасанидов, а вместе с ней и религии зороастризма в Дагестане. Они создали здесь свои центры. Они позволяли Сасанидам вовлечь в орбиту своей культуры многие приграничные районы, усилить там свое влияние и присутствие. В фокусе центростремительного Сасанидского силового поля в раннем средневековье оказались территории Дагестана и населявшие его племена. Именно это силовое поле во многом определяло проникновение и закрепление здесь в III–VII вв. идей зороастризма.
С другой стороны, широко распространенные в начале первого тысячелетия н.э. пережитки воззрений родоплеменного строя тормозили процессы феодализации древнего Дагестана и поэтому замена язычества зороастризмом с его развитой идеологией вполне отвечала централизаторским и внешнеполитическим потребностям древних дагестанских народов.
Зороастризм представлял мир как поле боя, ограниченное во времени и пространстве, на котором силы добра и зла борются до последнего. Все живые существа и явления мира, за исключением человека, были созданы Ормуздом или его злонравным противником Ахриманом. Явления доброго происхождения (как то: огонь, вода, земля, полезные растения, доброжелательные животные и праведные люди) достойны почитания. Люди – единственные существа, способные к нравственному выбору, и каждый, кто его сделает, попадает в милость к Ормузду и встает в союз с ним для окончательной победы над Ахриманом. Идеи солнечного бога Ормузда и пророка Заратуштры с многочисленными адатами в общем не противоречили политическому полидемоническому мировоззрению древних дагестанцев. Постепенно местные представления и новые идеи объединились в единую синкретическую систему, оставившую серьезный след в духовной и материальной культуре раннесредневекового Дагестана. Можно сказать, что маздаизм сыграл роль опосредующего звена между язычеством и современными религиями народов Дагестана.
К концу Сасанидского периода в Дагестане ожидались серьезные реформы, но в этот период пришел ислам и реформы остановились, верх взяли исламские преобразования. Сегодня фактически у дагестанского народа не остались серьезные пережитки от зороастрийской религии, кроме праздника Навруз. Завоевания арабов сопровождались распространением ислама на обширных территориях Кавказской Албании, в последующие годы приведшие к утрате большей части зороастрийской и иной литературы, существовавшей при Сасанидах.
Здесь же можно отметить, что зороастризм, наряду с иудаизмом и христианством, имеющими единые общесемитские корни, оказал бесспорное влияние на традиционный ислам и его обрядность в Дагестане. Об этом скажем в другой статье, а здесь продолжим разговор об обрядах зороастризма, сохранившихся в других странах.
Победа Александра Македонского (в зороастрийской традиции прозванного «Проклятым») положила конец эпохе Ахменидов и способствовала контакту Ирана с эллинистическим мировоззрением и культурой.
Позднее династия Сасанидов (226 г. – середина VII в. до н.э.), считавшая себя запретницей зороастрийской ортодоксии, постаралась стереть все следы греческого влияния. Когда Сасаниды, в свою очередь, были побеждены мусульманами, зороастризм начал превращаться в маргапольную религию. Общины, постоянно уменьшающиеся, не способны были поддерживать образование священников на должном уровне, и зороастрийская мудрость страдала.
В X в. часть зороастрийцев перебралась с северо-востока Ирана в Индию, где они стали известны под именем парсов (персов).
Под британским управлением персы превратились в процветающую общину, поддерживали связь с западной культурой, оказывали влияние на иудаизм и христианство.
При династии Пахиви (1926–1979 гг.) положение зороастрийцев улучшилось. В наше время число их уменьшилось. В Иране после иранской революции их положение улучшилось.
С падением династии Сасанидов в VII в. падает, под напором ислама, и национальная религия Ирана. С течением времени образовались секты, возникает религия парсизм, т.е. религия современных персов, представляющая собой видоизмененную древнеиранскую религию – зороастризм, под влиянием монотеистических религий. Особым уважением у народов пользуется огонь вместе с воздухом, водой, землей. Персы никогда не задувают огня ртом, чтобы не осквернить его нечистым дыханием, а машут на него рукавом. Они среди мусульман находятся в уникальном положении.
В настоящее время в мире насчитывается от 200 тыс. до 2,5 млн зороастрийцев, число их постоянно уменьшается. В России их в 1994 г. было 40 чел.
А в Пакистане, кроме «моря великого» суннитского и шиитского ислама, есть и религия меньшинства. Здесь есть парсы, исповедующие реликтовую веру (остаток от старого). Они сохранили, практически без изменений, религию зороастризма. Зороастрийцы поклоняются огню и почитают великого учителя Заратуштру (Зороастра). Зороастризм сохраняется именно у парсов, потомков древних иранцев, которые живут преимущественно в Иране (где их преследуют), в Пакистане (в городе Карачи) и в Индии (в Мумбаи, бывшем Бомбее). В Пакистане их в 1980 г. было 6 тыс. чел.
Важным элементом доктрины зороастрийцев, а следовательно и парсов, является представление о том, что мироздание состоит из четырех элементов: воздуха, воды, земли и огня. Из всех элементов огонь обладает особым достоинством и поэтому заслуживает почитания. Поклоняются ему в храмах «Дар-е мехр» – храм огня.
По заветам парсов 4 элемента нельзя осквернять. Самая страшная форма осквернения – это соприкосновение элементов с мертвой плотью – трупом человека. Поэтому мертвых нельзя ни хоронить («осквернение земли»), ни сжигать («осквернение огня и воздуха»), ни бросать в реку или море («осквернение воды»). А если покойника нельзя ни хоронить, ни сжигать, то что делать? Древние зороастрийцы придумали способ: отдавать трупы на растерзание стервятникам. Это происходит даже сегодня в специальных сооружениях – «дахмах», называемых на урду и хинди также «Дома стервятников». На Западе они известны как «башни молчания»», «дахмы» – округлые массивные башни без крыши, центр которых пуст и образует большой колодец. Там есть разделы для детей, мужчин и женщин. Когда кладут тело, то слетаются стервятники, которые быстро пожирают их до костей. Высохшие скелеты лишь два раза в год сбрасывают в колодец. При «дахме» имеются часовни – «сагри», где молятся. Часовня состоит из двух залов – открытого, где произносят молитвы, и закрытого, где горит огонь. В некоторые местах, т.е. городах, таких как Карачи, есть организация, курирующая их интересы – «Парсское общество», председателем которого является бизнесмен Байрам Аварии. Семья Аварии известна во всем Пакистане. Есть парсы, известные во всем мире: дирижер Зубин Мехту и муж премьер-министра Индии Индиры Ганди – Фереза Ганди. Парсом также является бывший пакистанский посол при ООН Джамшед Маркер, родившийся в 1922 г., старейший пакистанский дипломат.
Поскольку в Карачи пакистанское правительство не дает разрешения на строительство новых «дахм», парсы придумали новый способ погребения усопших. Их замуровывают в бетонный блок. Тело умершего кладут в деревянный ящик, а потом заливают жидким бетоном. Когда бетон затвердевает, тело оказывается наглухо и навечно втиснут в твердую массу и исчезает опасность контакта с четырьмя «элементами».
Таким методом пользуется сицилийская мафия, чтобы навечно избавиться от своих жертв и обеспечить тайну их жуткой гибели.

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив