Народы Дагестана
Архив номеров » №5. 2012 от 26 Декабря 2012 г » Этнология » Уникальный и древний Худуц

Уникальный и древний Худуц

 В Дагестане очень много уникальных населенных пунктов, расположенных в разных природных, историко-географических условиях. Одним из них является с. Худуц Дахадаевского района.
Географическое положение. Худуц расположен между предгорной и высокогорной частями Дагестана, в долине верхнего течения р. Уллучай.
На западе и юго-западе граничит с с. Ашты, на северо-западе – с. Карбачимахи, на востоке – с. Ицари Дахадаевского района. На юго-востоке граничит с с. Шари Агульского района и с юга – с. Амух Агульского района. С юга протекает р. Уллучай, с запада – речка ЦIимаде, с востока – речка КIатIкIати, являющиеся притоками р.Уллучай.
Расположено село на невысоком холме, безопасном в то время от внешних врагов месте. Восточные и южные склоны села крутые. Раньше у входа в село в местности «Хъарша хъу» имелась оборонительная башня «Къала». Там постоянно находились на дежурстве сельчане, в случае необходимости предупреждавшие о нападении врагов. В село трудно было проникнуть, т.е. оно представляло собой крепость с тремя воротами: 1-е ворота – «Шамхалхъалла», 2-е ворота – «Каримкаъалла» и 3-е ворота – Хяванайла-Хясанхъалла.
Происхождение села. По имеющимся письменным источникам, с. Худуц построено в 709 году до нашей эры. Поводом для строительства села послужили споры между тремя ханами из-за земельных владений. Территория, которая в настоящее время числится за с. Худуц, находилась на границе владений Ахтынского, Кумухского ханств и Кайтагского уцмия.
Для разрешения земельных споров ханы договорились созвать совещание в присутствии Таркинского хана Амир-Шамхала. По результатам совещания было принято решение отрезать от каждого ханства по 1000 га земли, основать на этом месте населенный пункт из 12 хозяйств с подчинением Кумухскому хану. Для нового села решили послать по 4 семьи от каждого ханства. Так и образовалось с. Худуц.
Первые жители села: из с. Рича Ахтынского района – Бадалай, Хулайкат-Ханифа, Хабрат, Парайли;
из Кумуха – Бугтан, Гумишьян, Балхус, Малич;
из Кайтага – Кубайс, Мусса, Лукман, Кубач.
Следовательно, жители нашего села являются потомками трех народностей: лакцев, агульцев и даргинцев.
После установления границ жители нашего села начали устанавливать добрососедские отношения с населением окружающих сел. Так, с жителями с. Кунки был заключен договор о дружбе. В случае нарушения этого договора с виновного взимали штраф – 2 быка: один бык в пользу пострадавшего, другой – в пользу хана.
В период с X–XII вв. худуцинцы вместе с буркундаргинцами и кубачинцами объединились в единое раннесредневековое политическое образование Зирехгеран. Причина объединения заключалась в необходимости защиты от иранской агрессии, сохранения независимости и самостоятельности от усиливающихся соседних владений Хайдака и Гумика, а также заинтересованности иранских правителей для удобства сбора дани и управления. В XII в. в результате политической децентрализации Зирехгеран распадается на Кубачи, Сюргу и Буркун-Дарго. Причиной распада послужило стремление Буркун-Дарго и Сюрги к политической самостоятельности.
В начале 30-х годов XVIII столетия Надир-шах предпринял попытку захвата Дагестана. В этот трудный момент худуцинцы, как и другие горцы, стали готовиться к тяжелой борьбе с завоевателями. Ими были приняты оборонительные меры совместно с кубачинскими старейшинами под руководством Сурхай-хана Казикумухского. Отряд сельчан в составе объединенных отрядов цудахарцев, лакцев, акушинцев, кубачинцев, кункинцев, аштынцев, карбачимахинцев принял участие в 1741 году в разгроме Надир-шаха в Андалальском сражении. Победа или смерть – другой альтернативы горцы, принимавшие участие в сражении, не рассматривали.
Происхождение названия села. По преданию, название ему дали заблудившиеся, но потом осевшие там путники. Они долго блуждали по горам и неожиданно обнаружили селение. Один из них воскликнул: «Худе!» («Собаки!»), другой – «ЦIа!» («Огонь!»), и впоследствии это название как будто бы укрепилось за селением, только оба слова слились в одно: Худе-цIа – ХудуцI. Из двух слов образовалось Худуц.
Природа. Село окружено горами высотой 1900–2000 м над уровнем моря. На севере подъем на гору «Таци-хъяб», на востоке подъем на горы «Бихьлаламуза» и «Каппурамуза». На западе расположена горная вершина «Ганиша муза», на юго-востоке – «ГIаяла муза». Так как село расположено ниже гор, то здесь редко бывают туманы.
От села до ж/д станции Мамедкала расстояние 110 км, следовательно, до установления советской власти село было оторвано от цивилизации.
Климат горный, средние температуры января –10о С, июля +20оС. Осадки больше выпадают весной и летом.
С древних пор жители села бережно относятся к окружающей природе. В преданиях села сказано: «С того, кто срубит дерево в охраняемом лесу, загрязнит стиркой воду, будет пасти скот на запрещенных землях, взыскивается штраф в размере 1-3 овец, 2-4 мерок зерна».
Террасные горные склоны использовались для посева зерновых, бобовых культур, т.е. активно внедрялся севооборот. При этом вокруг террас старались сажать защитную полосу деревьев.
На землях, прилегающих к селу, растут уникальные виды деревьев, растений (белая береза, липа, ива и др.) и проживают редкие виды животных, занесенные в Красную книгу. Животный мир богат. Малый крот ведет подземный образ жизни, питается куколками и гусеницами бабочек. Барсук – европейская кошка – ведет сумеречный образ жизни, питается млекопитающими и рыбой. Переднеазиатский леопард (барс) обитает в ущельях и скалах, медведи – в лесах, волки – повсеместно. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений является одной из важнейших забот жителей села.
Быт сельчан. Село в годы советской власти занималось скотоводством и земледелием. В земледелии применялись примитивные орудия труда: соха (дурац, къупи, каза), мотыга, лопата, кирка и для уборки урожая серп. Сено косили самодельной харбукской косой.
Основной тягловой силой крестьян были быки и лошади. Они использовались на пахоте, переброске сена и других необходимых продуктов. При отсутствии этой тягловой силы тяжелую работу на селе выполняли женщины.
Крестьяне села входили в сельскую общину – джамаат. У каждого крестьянина были небольшие земельные участки от 0,1 до 0,15 га, имелись от 2 до 4 голов КРС. Большинство крестьян держали и мелкий рогатый скот по 3–5 голов, а три хозяйства имели от 50 до 150 голов. Также у сельчан было 40 лошадей. Для обеспечения животных кормами имелись небольшие участки сенокоса.
Все крестьяне уплачивали «вакпу» в мечеть. Хозяйство было натуральным, в основном все необходимое производили сами, за исключением металлических изделий, в редких случаях покупали ткани и гончарную посуду.
В связи с частыми нападениями соседних жителей с целью похищения скота для защиты села от внешних врагов была построена крепость – «кала» – в верхней части села. До установления советской власти в селе жители жили в полутемных, грязных холодных помещениях с маленькими окнами без рам и стекол. Отсутствовали печи. Источником света были коптилки. Кроватей вообще не было. Большинство детей и многие взрослые ходили босиком, полуголодными и полуодетыми. Старики носили большие шубы – «Хула-хакни» – с длинными закрытыми рукавами и большие шапки. В годы советской власти бытовые условия жителей с.Худуц уравнялись с культурой и бытом других цивилизованных народов страны.
Основная обувь у мужчин – это «тапри-тулак», у женщин – бурки «варси-тапри». Женщины носили также чуткъа – «чукI» – с нашитыми серебряными монетами. Женщины не имели права ходить перед мужчиной с поднятой головой и сидеть с ним за одним столом. Они выполняли всю домашнюю работу, а мужчины сидели на годекане.
Если жена не готовила еду, то мужчина имел право наказать свою жену. Женщины имели право выйти замуж один раз, а мужчина имел право брать по 2–3 жены. При разделении наследуемого имущества мужчины получали в 2 раза больше, чем женщины.
Минарет мечети «Бурайни» построен в XIV веке, или 129 году по арабскому стилю, 4 братьями-лакцами из Кази-Кумухского ханства. Высота минарета «Бурайни» 25 м, окружность в обхвате 10 метров. Он служил для азана муллы. Имеется сигнально-сторожевая башня XVIII века, находящаяся в северной части села, в XVI в. она находилась в центре села.
Водяная мельница была построена в начале XIX века. Мечеть построена в XVIII веке. Там имеются столбы, сделанные в XV в.
Праздники. В честь наступления весны и лета жители Худуца ежегодно устраивали праздник «Мурссела» (от слова «мурс» – веник). Девушки и женщины ходили за вениками, а мужчины их встречали в поле, организовывали танцы, скачки, песни. После скачек все организованно выходили на майдан и дарили друг другу веники. На этот праздник приезжали гости из с. Дзилебки. Праздник продолжался 3 дня. За порядком следил надсмотрщик, т.е. «зангарай». Для организации шуточных игр и забав назначались «хъярча» – мужчины, одетые в рваную одежду с масками. Этот вид праздника существовал до 1938 года. Интересным номером на празднике был танец «Ярахъалла», в котором должны были участвовать все мужчины и женщины.
Среди музыкантов прошлого века особо надо выделить зурнача Шихова Исмаила. Согласно преданиям, в прошлом худуцинцы весной отмечали наступление Нового года. Праздник назывался «Щи дусла бар». В эту ночь рядом с селом зажигали большие костры. К празднику дети готовились заранее и между собой устраивали состязания. Для этого они из глины готовили шарики, в них втыкали стебельки сухих растений. Шарики напоминали ядро с фитилем и назывались «цIалипанами». Фитили поджигали и кидали с помощью веревки. Кто кидал дальше всех, тот и становился победителем.
Как и в других селах Дагестана, в Худуце широко отмечают Ураза-байрам, Курбан-байрам. В дни празднования в село возвращаются все худуцинцы, выехавшие в разные города и села республики.
Мифологические верования сельчан. Несмотря на то, что худуцинцы исповедуют мусульманскую религию с XI в., в их традиционной культуре сохранились следы домонотеистических зороастрийских верований. Источниками этих верований служат мифы, обычаи, обряды и т.д. Как и многие другие горцы, они культивировали небесные тела и различные природные явления, в последующем обожествляли их.
Наиболее древними божествами у худуцинцев были персонифицируемые небо, небесные светила – солнце и луна, ветер, гром и молния.
Стрелять в солнце и луну считалось грехом. С солнцем были связаны определенные верования и табу. Так, запрещалось пускать солнечные зайчики в окна домов. Это расценивали как намек на то, что в доме живут женщины легкого поведения. Существовало также представление, что грешников убивает молния «цIайлапан». Иногда в адрес врага посылали проклятие типа «чтоб тебя ударила молния». В других случаях шустрых детей называли молнией («цIайлапан»).
Как и другие горцы, худуцинцы весной отмечали праздник Первой борозды «къел кагъни». Никто не имел права самостоятельно первым выйти в поле. Советы старейшин собирались на годекане, чтобы решить, кому доверить вынос плуга (дурац), кому поручить провести первую борозду. В селе были особые роды: считалось, что у их представителей щедрая рука. К таким людям относились: Магомед Багомаев, Абдулгани Алиев, Яхьягаджи Самадов, Асадулла Омаров, Магомедрасул Рамазанов, Шихшабег Гусенов.
Праздник Первой борозды в Худуце был самым любимым и веселым. Во время церемонии прокладки первой борозды на ярмо и рога быков надевали баранки «къучча», все собравшиеся приговаривали: «Баркат хайрилла дихаб», «Ванза-кьар дерхъаб», после чего этими баранками одаривали победителей спортивных соревнований, главными из которых были состязания по бегу и скачки на лошадях. После завершения борозды все участники пахоты собирались у старшего пахаря и поздравляли его до конца дня, пели песни и танцевали.
Затмения луны и солнца вызывали у сельчан страх, воспринимались как бедствие. С ними были связаны некоторые табу: при заходе солнца не разрешалось спать, считалось грехом стрелять в них. Радугу в селе называли Ццабла дирхьа («Небесная палка»). Считалось нежелательным прохождение под радугой. Верили, что человек, сумевший пройти под радугой, мог превратиться в животное. Когда в солнечный день вдруг неожиданно начинал идти мелкий дождь, говорили, что «лиса справляет свадьбу». Гром и молнию обозначали понятием къукъу-лямцI. Поражение человека или скотины молнией объясняли ударом небесного огня («ццабла цIа кадатур»). Считалось, что молния убивает грешника, звуки грома происходят будто бы из-за грохота, который издавал небесный ангел.
Существовало поверье, что в доме живет змея, ее называли мулкла малгIун («змея – хранительница собственности»). Для предостережения от «домовой змеи» в разных местах хлева клали лепешки «къучни», обмазанные сверху жиром.
К демоническим персонажам мифологии худуцинцев относились джины – жиндри и шайтаны – шайтIанти. Имелось представление, что нечистая сила могла принимать облик людей. Полагали, что эти существа водятся на мельнице, в темных и отдаленных помещениях, ущельях гор. Рассказывали, что некоторым людям джины помогали поднимать большие тяжести, совершать неожиданные поступки. Существует поверье, что когда ребенок улыбается во сне, то «это джин заставляет его улыбаться, играя с ним». Верили также, что джины могут украсть плод из утробы матери и якобы такое произошло с некоей Залихой.
…На месте осталось древнее село Худуц, но худуцинцы почти все разъехались. При советской власти в школе с.Худуц учились 175 учащихся, а теперь менее 30. Молодежь из-за отсутствия работы уезжает в города Дагестана. Знаменитые поля, луга пустеют, дома приобретают жалкий вид, количество скота сильно уменьшилось, красивые леса своими ягодами манят худуцинцев и как бы призывают: вернитесь в Страну гор к былой жизни!

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив