Народы Дагестана
Архив номеров » №6.2012 от 11 Марта 2013 г » Образование » Аграрный университет - магистральный путь подготовки современных специалистов

Аграрный университет - магистральный путь подготовки современных специалистов

 - Зайдин Магомедович, за 80 лет своего существования Ваш университет прошел славный путь становления и развития. Чем сегодня живет аграрный университет? Что Вам удалось сделать и еще не удалось? Чем Вы гордитесь?
- За 80 лет существования аграрный университет, начиная с сельскохозяйственного института и академии, прошел громадный эволюционный путь, так же как и все наше общество.
Как говорил мой отец, такого внимания, какое получило образование со стороны государства в советское время, больше не будет – это и преподавательские кадры, приезжавшие к нам из-за пределов республики, и подготовка новых строений для размещения вузов.
Создавались новые научные школы, готовились специалисты, благодаря чему коллектив аграрного университета, проводя совместные исследования с ведущими вузами и предприятиями Дагестана и России, получил высокие результаты по многим направлениям не только для развития сельского хозяйства республики, но и страны в целом. Как нам известно, вначале становления института не было ни кандидатов наук, ни профессоров, местные кадры стали рождаться только в послевоенное время. Число преподавателей составляло несколько десятков, а количество студентов – около 400–500 человек. Сегодня эти показатели увеличились в разы, число учащихся достигает 6 тыс. В результате этого дагестанский аграрий составлял пример, основу сельскохозяйственного производства на Кавказе, давая больше продукции, чем все республики Северного Кавказа вместе взятые. И сегодня от того, какое место наша республика занимает в этой цепочке, зависит агроклимат не только региона, но, по отдельным отраслям, и страны.
За 80 лет вузом подготовлено около 30 тыс. специалистов для различных отраслей агроэкономики. Более 500 из них стали Героями Социалистического Труда, заслуженными деятелями науки, сельского хозяйства РД и РФ, изобретателями, руководителями различных республиканских и российских министерств, ведомств и организаций, награждены орденами и медалями. Среди выпускников академии: почетный Председатель Госсовета РД М.–А.М. Магомедов, председатель Счетной палаты РД Х. Ш. Шихсаидов, Герой Социалистического Труда, директор АОЗТ им. Ш. Алиева Н. А. Алиев, министры сельского хозяйства; председатели комитетов Правительства РД; лауреаты Государственной премии СССР и Дагестана: С. Багомаев, И.Р. Ротто из Ставрополья и В.А. Близниченко – один из создателей дагестанской горной породы овец; лауреаты Государственной премии Совета Министров СССР и Дагестана: С.Н. Нурмагомедов, Н.Х. Мамаев, М.М. Джамбулатов, Н.Г. Загиров и многие другие наши именитые соотечественники.
В ряду всех действующих вузов мы сохранили главное – деятельность в своей компетенции. Готовя специалистов узкого профиля, мы не вступаем в конкуренцию с другими вузами. Мы всегда занимались глубокой профессионализацией, поэтому сегодня наш выпускник востребован в условиях рынка не только республики, но и за ее пределами. Я считаю, это одно из главных наших достижений.
- Какова ситуация в сельском хозяйстве республики? Как оно изменилось за последние годы? Отражаются ли эти изменения на Вашем университете?
- Главное, что произошло за последние 20 лет, – это распад госсистемы в области сельского хозяйства. Сельскохозяйственная система предполагала наличие около 1500 – 1600 колхозов и совхозов, практически по количеству населенных пунктов, каждый из которых представлял собой коллективное хозяйство. Соответственно и агроток готовился по принципу: каждому хозяйству по одному агроному, бухгалтеру, ветеринарному врачу и т.д. Мы легко просчитывали потребность в этих нерыночных подсистемах экономики и знали, какое количество кадров нужно в ту или иную сферу деятельности.
Сегодня эта системность стала не нужна, рынок не предполагает наличие указанных сельскохозяйственных предприятий. В республике возникло огромное количество частных сельхозвладельцев. Кооперация в этих условиях на зачаточном уровне. Должны формироваться такие госструктуры, которые будут следить за уровнем потребности тех или иных кадров и подавать заявки в вузы. Такой системы пока нет, поэтому мы стараемся готовить выпускника одновременно и предпринимателем, и специалистом.
Помимо теоретических знаний и навыков, мы обучаем студентов и основам конкурентоспособности. Примерно 5–7 % студентов это улавливают, и они являются «маяком» для остальных, примером для подражания.
Сегодня в Дагестане частный сектор дает примерно 80–90% всей сельхозпродукции. Мы до сих пор работаем экстенсивно, не в полной мере используя имеющиеся условия. Гипотетически мы можем обеспечить себя и еще три таких территории. Для сравнения, в Америке сельским хозяйством занимается примерно 2–3% населения. В Дагестане же, учитывая то, что сельское население составляет 56%, в этой области работает около 30% жителей.
За последние несколько лет в республике появилось 4 новых проекта в сфере сельского хозяйства: это компания «Агрика», недавно открытая компания «АгроИталия» и другие, которые в течение 4 – 5 лет должны будут вложить в экономику сельского хозяйства республики около 40 – 50 млрд руб. Это, во-первых, невероятные инвестиции, которых в бюджете никогда не было; во-вторых, десятки тысяч рабочих мест для квалифицированных специалистов.
- Какова материальная база кафедр, базовых клиник для обучения и прохождения практики студентами? Каков состав преподавателей университета?
- Мы не можем похвастаться материальной базой кафедр или базовых клиник, но, используя имеющиеся возможности и опыт преподавателей, фундаментальные знания наши студенты получают на высоком уровне. Более высокотехнологичные навыки они приобретают на 3–4 курсах в период прохождения производственной практики. В этом плане мы сотрудничаем с современными развивающимися предприятиями, где студент в полной мере может овладеть новыми технологиями и процессами. Учебный процесс ведут более 60 профессоров, докторов наук и более 130 кандидатов наук, доцентов. Наши ученые широко известны в научных кругах страны, среди них: С.Г. Ханмагомедов, Н.Г. Загиров, Г.Н. Гасанов, О.Р. Раджабов, С.В. Дохолян, Т.С. Саидов, М. Г. Магомедов и другие.
- Какие новые направления появились в университете?
- Во-первых, за последние годы у нас увеличился прием абитуриентов на первый курс, и, если раньше число поступающих равнялось 400 человек в год, то сегодня цифра выросла вдвое. Традиционно высоковостребованны наши экономисты-бухгалтера, ветеринарные врачи, агрономы. Появилось и много новых специальностей на стыке: агроном-химик – специалист по растениям, ветеринар-санврач – специалист по качественной, здоровой продукции, земельный кадастр, экономисты с основами правового дела. Раньше вуз выпускал специалистов по 10 направлениям, сегодня их 37, т.е. выбор стал шире.
Во-вторых, мы выпускаем специалистов, уже готовых к бизнесу, которые могут твердо встать на ноги, поднимая хозяйство и применяя свои знания.
- Учатся ли в Вашем вузе абитуриенты по заявкам целевой подготовки из районов республики или других субъектов страны?
- В этой области мы недалеко ушли, это тот вопрос, которым мы в ближайшее время планируем заняться.
Чтобы к нам обращались из муниципальных образований, мы должны заинтересовать их. Наша цель – показать, какую пользу для района в будущем принесет специалист той или иной области, и что это выгодно для экономики. То есть мы прививаем студенту такие знания и навыки, которые будут уместны в данном районе: в горной местности – хранение и переработка, в предгорной – изготовление, хранение и переработка, на плоскости – логистика, хранение, реализация и т.д.
- Зайдин Магомедович, обучаются ли в Вашем вузе студенты из других государств?
- Есть у нас студенты и из других субъектов, в частности Грузии, Азербайджана. Причем последним мы наиболее интересны в плане получения качественного русскоязычного образования. Есть желающие обучаться в ДГАУ и из Ирана, Туркмении, но на сегодня мы не готовы так расширяться. Я считаю, что мы должны развиваться в интересах собственной экономики. Материальные средства, полученные от обучения иностранцев, поднимут нас не настолько, насколько это возможно, занимаясь своей предпринимательской деятельностью.
- Интересно, почему нет фонда обязательного ветеринарного страхования?
- По этому поводу можно сказать только одно – это общая неготовность экономики России в целом. Страхование не может развиваться в одном субъекте, как таковом, оно относится к сфере компетенции федеральных органов власти. В первую очередь страхование предполагает объективный статус животноводства – количество, уровень заболеваемости и т.д. Не отработан даже такой элементарный вопрос, как изъятие и компенсация в случае заражения животного бруцеллезом. Здесь много нерешенных вопросов, поэтому страховые компании останутся в проигрыше, занявшись данным вопросом. Это дело далекого будущего.
- Практикуется ли в Вашем вузе сочетание учебной и научной работы преподавателей? Если да, то какие направления охватывают их исследования? Какова инновационная продукция университета?
- В этом плане мы хорошо продвинулись. Наука и преподавание у нас всегда были связаны, мы завоевываем призовые места в различных конкурсах и мероприятиях.
Университет регулярно принимает участие в выставке «Золотая осень», зарабатывая не менее 8–10 золотых медалей, более 15-ти медалей мы получили на международных выставках по различным направлениям сельского хозяйства, таким как инновационные разработки в сфере механизации, ветеринария, технология переработки и хранения.
Одна из наиболее ярких наших разработок – система очистки воды от мышьяка. Она завоевала Гран-при на выставке в Лондоне. В состав жюри входили профессора из Кембриджа и Оксфорда. Это беспрецедентный случай. Вместе с Томским политехническим университетом мы практически решили мировую проблему.
Немаловажен и тот факт, что это отразилось на экономике вуза. В 2008 г. доходы вуза составляли около 10 млн руб. и состояли в основном из оплаты студентами обучения. Сегодня доходы увеличились в 5 раз, где 80% – это грантовая деятельность в области научных достижений. Наши разработки интересны и нужны и в Минсельхозе РД и РФ, и частным грантодателям. Высокий доход соответственно отразился и на заработной плате преподавателей.
В планах открытие технологии изготовления итальянского сыра, т.е. изучение итальянской технологии, представляющей собой стандарт, которого мы будем придерживаться. То же касается и колбасных изделий. Предполагается, что в состав данного продукта будет входить не менее 90% качественного мяса, без добавления синтетических компонентов, равных по вкусовым ощущениям натуральным.
За достигнутые успехи в области аграрной науки свыше 100 ученых университета удостоены званий лауреатов государственных премий России и Дагестана и почетных званий заслуженных деятелей науки, сельского хозяйства. Среди них: профессор Курбанов Сиражудин Аминович – заведующий кафедрой земледелия, профессор Астарханова Тамара Сарджановна – кафедра защиты растений, Мукаилов Мукаил Джабраилович – кафедра технологии переработки и многие другие.
- Практикуется ли обучение наших студентов в сельхозинститутах стран Востока, Запада, Азиатской части или прохождение практики, стажировки в их вузах?
- Сегодня в целях прохождения практики мы сотрудничаем с четырьмя странами: Германией, куда приходится основной поток практикантов, и точечно с Израилем, Швейцарией, Италией. Студент сам выбирает направление, в котором хочет в дельнейшем развиваться, исходя из чего определяется пункт его назначения. Помимо студентов, за границу выезжают и аспиранты, и действующие преподаватели в целях повышения квалификации.
- Зайдин Магомедович, какие трудности встречаются на Вашем пути при выполнении обязанностей ректора?
- Постоянное ощущение недооцененности вузов. Я считаю, что такие вузы, как наш, политехнические вузы, могли бы стать источником налоговой активности или эффективности в регионах, в случае, если бы нам дали развиваться в том направлении, в котором мы способны это делать. Существуют такие технологические приемы, применяемые в Америке, Великобритании, когда государство активно изучает потенциал вуза, рассматривая его как инновационную стартовую площадку. Государство участвует в его развитии, выделяет землю, технику, материальные средства, создавая эффективное предприятие. Эта система называется «Land Grand University», которую американцы разрабатывают уже около 100 лет. Я также активно занимаюсь ее изучением и, скорее всего, буду проводником от России. Целью является выяснить, почему работа нашего вуза неэффективна в рыночных условиях.
Американцы в этом плане ушли вперед. Люди совершенствуются в определенном направлении, передавая знания из поколения в поколение, совершенствуя то или иное делопроизводство. То есть налажена эффективная деятельность. В то время, как в нашей республике все развивается на уровне конкуренции.
- Интересуетесь ли Вы тем, как сами студенты оценивают деятельность преподавателей? Как Вы боретесь с коррупцией?
- Этим нельзя не интересоваться. Администрация должна быть последней инстанцией по защите студента от тех негативных явлений, которые возникают в вузе.
Первый метод, практикуемый в работе с молодежью, – это свободный доступ к ректору, то есть любой студент может обратиться ко мне с проблемой, рассчитывая на помощь. Ежегодно встречаясь со студентами-первокурсниками, провожу с ними ознакомительную беседу и раздаю визитки, где, помимо телефона приемной, указан адрес моей электронной почты. Студенты активно обращаются, я стараюсь не оставлять ни одну просьбу неудовлетворенной. Прав человек или нет, ему надо объяснить, чтобы он понял суть и остался доволен.
Что касается коррупции, конечно, она присутствует, как и везде. Есть и студенты, готовые платить за свое незнание, и преподаватели, которые ждут такого студента. Наша задача, в первую очередь, защитить тех, кто добросовестно учится и посещает занятия.
Что касается меня, то ни один человек не может сказать, что предложение такого характера мною было рассмотрено положительно. Система «вертикального подсоса» у нас не практикуется. Это было бы как минимум безнравственно. Студента можно сравнить с младенцем, таким же незащищенным, за которого мы несем ответственность, которого должны научить, подготовить к жизни.
- Много ли жалоб на преподавателей? Как Вы находите общий язык со студентами-нарушителями?
- Жалоб не много, но бывают. Самой распространенной их причиной является взяточничество, когда преподаватели открыто требуют деньги, не учитывая знания студентов. В таких случаях провожу беседы наедине с преподавателем, делаю единственное предупреждение. Если есть необходимость, то и в присутствии студентов во избежание недоразумений.
Что же касается студентов-нарушителей, они всегда имеют шанс на исправление, за исключением экстраординарных проступков (драка, наркотики, противогосударственная деятельность). Каждый случай рассматривается индивидуально для выяснения причин содеянного.
- В составе университета в качестве структурного подразделения функционирует агроэкономический техникум. Каковы его функции? Есть ли в университете аспирантура?
- Техникум и аспирантура – это система непрерывного образования.
Работа техникума прекрасно налажена, сегодня там обучаются более 400 студентов, 70% из них поступают к нам по выбранным направлениям. Обучение проходит по очной и заочной формам по 5 специальностям.
Аспирантура функционирует у нас с 1994 года и охватывает широкий спектр специальностей. В год отсюда выходят до 30 – 40 специалистов.
- Зайдин Магомедович, каким Вам видится будущее аграрного университета, его студентов, преподавателей?
- Моя главная задача – создать атмосферу потребности в знаниях. Сегодня, чтобы продать свои услуги на рынке, человек должен быть грамотным специалистом. Например, за рубежом ветеринарный врач работает в нескольких точках, и его ежемесячный заработок составляет 2 тыс. долларов, потому что он высококлассный специалист.
Наш вуз во все времена выпускал высококвалифицированных, образованных специалистов, способных управлять аграрием РД. Хотелось бы и сегодня, не снижая планку, выпускать хороших специалистов не массово, а по заказу, чтобы каждый из них нашел применение своим знаниям и труд его заслуженно оплачивался. Чтобы выходя из стен вуза, молодой человек, если не найдет себя в науке или в административных органах, мог реализоваться в бизнесе, чтобы диапазон его возможностей не был ничем ограничен.

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив