Народы Дагестана
Архив номеров » №6.2012 от 11 Марта 2013 г » История » "Восточное светило" Он прославил Дагестан

"Восточное светило" Он прославил Дагестан

Мухаммед Али родился (в 1802 г.) и вырос в Дербенте в семье шейх-уль ислама Дербентского ханства Хаджи Касима. В 1820 году он выехал из Дагестана вслед за сосланным царскими властями отцом, якобы за связь со свергнутым ими ханом Дербента. Узнав при встрече с ним необычайную даровитость его, профессора Казанского университета добились согласия на привлечение его в качестве преподавателя восточной словесности университета. Работал с 1826 по 1849 год профессором и деканом философского факультета Казанского университета, с 1849 по 1870 годы – деканом восточного факультета Санкт-Петербургского университета и руководителем кафедры персидской словесности, он опубликовал более 160 работ на 9 языках мира и приобрел мировую известность как востоковед.
Казем-бек был ученым энциклопедических знаний. Его работы посвящены истории, языкам, литературе, философии, этике, праву, мифологии, первобытным верованиям, исламу и его направлениям, течениям и сектам, антифеодальной и национально-освободительной борьбе народов Востока. Он с 1831 года издавал одну работу за другой, поражая ученых широтой знаний и необычайной плодовитостью. Его с детства интересовала рукопись «Дербент-Наме». По возвращению из одной поездки в Дербент Казем-Бек писал: «Дербент-Наме» говорил о моем отношении к моей родине и о тех чувствах, которые я испытал, когда первый раз после долгого отсутствия посетил Дербент».
Большую ценность представляют также его работы по исламу, мусульманскому праву, суфизму и его разновидности на СевероВосточном Кавказе, тарикатскому мюридизму, бабизму и др. Работы о возникновении и первоначальном исламе, Пророке и его роли содержат в себе много сведений, которых нет в современной литературе по исламу. Он отмечает в ряде работ, что в Дагестане было в прошлом и в годы его жизни много хороших ученых в мусульманском понимании и Дагестан отличался широким распространением мусульманского образования и арабского языка.
Казем-Бек в работе «Баб и бабиды» впервые в мировой истории показал, что так называемое бабидское движение в Персии является антифеодальным, выступает в религиозной оболочке. В работе он признает право народа на свержение властей, политика которых не соответствует требованиям и природе человека. И народ, осознавший свою свободу и право, способен на самоотверженность и героизм.
Ученый заявляет, что история человеческих страстей, т. е. идей, имела огромное значение, на ней зиждется во многом политическая история народов и в настоящее время. Идеи нередко играют решающую роль в новейшем человечестве. Ученый подчеркивает, что фанатизм играл и играет вреднейшую роль и нередко его используют отдельные люди для достижения своих корыстных и властолюбивых целей. По его мнению, особенно опасен для нормального функционирования общества религиозный, безотчетный фанатизм.
Противореча своим ранним положениям, он позднее утверждал, что общество развивается по своим объективным законам. Каждый век, как правило, выдвигает новые общественные идеи, выражающие потребности общества, и они, как таковые, приобретают неодолимую силу. Правители и даже умнейшие из них не могут остановить прогресс, они могут только затянуть процесс разрушения общества. И для подтверждения этой мысли Казем-Бек ссылается на падение Римской империи.
Роль личностей в истории была велика, да и наше время свидетельствует об этом. Очень актуальны в наши дни следующие его мысли о личности.
«Самолюбие в человеке похоже на ртуть в термометре: оно поднимается от влияния жара восторгов окружа­ющей его публики и опускается от ее холодности и равнодушия. Всякого человека, даже умнейшего, можно избаловать до крайности, в этом при­падке он может думать о себе (ко­нечно, умные этого только не пока­жут, но опытные люди могут это заметить из их приемов), что он не­что выше совершенства (что в при­роде нет и не бывало). Этот же са­мый человек, если, к несчастью его, поживет долго между теми же людь­ми, то при перемене их убеждений о нем (что бывает частенько) спускается ниже и ниже, и наконец исчеза­ет в общей массе, счастлив только тот, который не пережил своей сла­вы».
Казем-Бек признан создателем русского востоковедения и ориенталистической науки. Все ведущие востоковеды России были его учениками и учениками его учеников. О его роли в востоковедении высоко отзывались академики Шмидт, Френ, Дорн, Бартольд, подчеркивая совмещение в его творчестве глубоких знаний Востока с широким знакомством с европейской литературой.
В одном представлении Совета факультета говорится: «Поистине как факультет восточных языков, так и почтенные члены его в отдельности могут гордиться таким профессором, как Александр Касимович Казем-Бек. Такое счастливое соединение в одном ученом стольких способностей и такой силы встречаются редко… Трудно назвать другого ориенталиста в Европе, который бы обладал столь обширным и столь разнообразным запасом сведений по мусульманскому Востоку… Работы этого патриарха русского ориентализма составляют честь не только факультету, но и университету».
За свою оригинальную науч-ную деятельность Казем-Бек был избран членом-корреспондентом Российской академии наук, академиком обществ многих стран мира. Казем-Бек являлся также лауреатом премий в области науки России и ряда других стран. Ученый из Дагестана пользовался огромным авторитетом в тех кругах, которые его знали. Это объяснялось не только его научно-исследовательским талантом и научными заслугами, но и необычайным обаянием, искренностью, добропорядочностью. Известный иностранный путешественник Турнерели, побывавший в Казани, охарактеризовал его как самую замечательную личность в этом городе. «Столь благородный и одаренный человек, - писал он, - не мог не стать предметом особого внимания, и всякое общество желало привлечь его. «Восточное светило» - так прозвали его в Казани».
Прежде всего он дорог нам как дагестанец, сыгравший поистине большую роль в изучении истории, культуры, ислама и его течений, освободительной борьбы нашей малой родины. Он опубликовал по этим проблемам более 30 работ. Ученый одним из первых осознал прогрессивную роль России в судьбах народов Дагестана, хотя его родительская семья была сослана властями России, как он отмечает, несправедливо. Казем-Бек приобщил к светской науке и культуре Мирзу Таги-Муллу, Хайдара и своего отца Касима из Дербента, своего брата Абдусатара (доцент Казанского университета), поэта Магомеда-Эфенди Османова (лектор Петербургского университета) и других. Казем-Бек принял у себя на квартире имама Шамиля с его свитой, в период пребывания в Санкт-Петербурге, где имам заявил, что работа Казем-Бека «Мюхтесерюль - вигкает» (сокращенное изложение мусульманского права) была использована при составлении низамов имамата. Казем-Бек поддерживал связь с Шамилем, пока он находился в Калуге, посылал книги из своей библиотеки по его выбору. Шамиль послал последнее письмо ему из Стамбула, где он остановился по пути в Мекку, с извинениями за то, что не сумел вернуть некоторые его книги.
Казем-Бек первым в России, да и в мире, дал в основном объективную оценку движению горцев и личности Шамиля. Ученый считал, что освободительное движение в Дагестане возникло не случайно, почва для него имелась – это неразумная политика царских властей на Кавказе. Второе объяснение: Кавказ – край мужественных, вольных и свободолюбивых людей, их покорить невозможно без «великодушия, храбрости и правосудия» и т. д.
Интересную и ценную работу оставил Казем-Бек и о другом деятеле освободительного движения на Северо-Восточном Кавказе – бывшем мюриде Шамиля Мухаммед Амине Асиялаве.
Не могу сказать, что в Дагестане не вспоминали Казем-Бека, не придавали значения его научному наследию. Мы опубликовали две работы и несколько статей о его творческом наследии. В 1997 году в Дагестане при поддержке Председателя Госсовета РД Магомедова М.М. состоялась Всесоюзная научно-теоретическая конференция, на которой присутствовали представители науки Азербайджана и Татарии.
В марте 2012 года поступило ко мне письмо из Казанского научного центра, также приехал дагестанец Темирбеков М.-А. А., работающий там, с предложением отметить 210-летие Казем-Бека проведением международной научной конференции на его родине – в Дербенте. В связи с этим я послал аргументированное письмо главе города Дербента Яралиеву по вопросу проведения мероприятия. К сожалению, городские власти не ответили на наше письмо. 

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив