Народы Дагестана

Арчибцы

Арчибцы (самоназв. – аршашдиб) – этнос, подгруппа аварцев, древнее коренное население Дагестана. Проживают в бассейне р. Хатар (правого притока р.Кара-Койсу), в высокогорной альпийской зоне (Чародинский район). Дисперсно – в соседнем Лакском, Гунибском районах и некоторых селениях Дагестана. Лакцы их называют «арчи», аварцы – «рочисал». По данным 1866 г., арчибцев насчитывалось 582 чел.; в             1886 г. – 804; в 1926 г. – 900 чел.; в 2001 г. – 1178 чел. Начиная с 1939 г., в переписях арчибцы включались в число аварцев. Численность в России – свыше 1 тыс. чел. По переписи 2002 г. 89 человек назвали себя арчибцами. А по переписи 2010 г. арчибцами в России назвались 12 чел. Относятся к кавказскому типу южной ветви европейской расы. Имеют свой особый язык (бесписьменный), который входит в лезгинскую группу нахско-дагестанской ветви северо-кавказской семьи языков. Распространены также аварский, русский и лакский языки. До середины 1960-х гг. пользовались письменностью на аварском языке. Теперь преподавание в трех начальных классах и в средней школе ведется на аварском и русском языках. Арчибцы – мусульмане-сунниты, ислам приняли не позднее X в. Арчиб – основное селение арчибцев. Около 30 семей живут в Киргизии, Азербайджане, Гунибском, Тляратинском и Хивском районах. В Лакском районе живут 10 семей арчибцев.

 

С начала 1960 г. арчибцы переселились в города Махачкала (15 семей), Буйнакск (1 семья), Кизляр (6 семей).
Основные традиционные занятия – скотоводство (в основном овцеводство) и богарное земледелие. Зимой скот содержали на хуторах или вокруг них, летом – на альпийских пастбищах; часть арчибцев перегоняла овец весной, в период окота – в низменные районы Дагестана и в Азербайджан. Пашни арчибцев располагались на горных склонах и на пологих местах в долинах рек. Сеяли яровые: ячмень, полбу, пшеницу; огородно-бахчевые культуры не были им известны.
Арчибцы по материальной культуре близки к аварцам и лакцам. Все селения – горные, скученные. Известны два типа поселения: селения и отселки (хутора). Начиная с 1920-х гг. на хуторах стали жить постоянно. Дома каменные одно-двух- и многоэтажные, с плоскими крышами; на хуторах часто вместе с хлевом и хозяйственными помещениями. Со второй половины XX в. строятся дома более открытого типа, с галереей по фасаду.
Традиционная одежда во многом аналогична аварской. У мужчин до сих пор сохраняются овчинные шубы, накидки и папахи; у женщин – головные уборы чухту и покрывала, прямые длинные штаны и пояса из ткани яркой расцветки. Женский костюм дополняют украшения (ожерелья, серьги, подвески, браслеты, пряжки и др.). Характерна несимметричная нашивка на головной убор, украшенная монетами.
Еще 20 лет назад арчибцы на ручной каменной мельнице мололи пшеницу или кукурузу. Из этой крупы делали кашу. Основа питания арчибцев – мучные и мясо-молочные продукты. Повседневная пища – пресный хлеб, постные и мясные супы, творог, молоко, простокваша, овечья брынза. Самое распространенное блюдо – хинкал с чесноком, сметаной, кислым молоком. Пекли пироги с различными начинками (мясо, яйца, творог, крапива, щавель, черемша и др.). На праздник готовили халву (мука, сахар, масло). Основной хмельной напиток – буза сахарная и буза мучная. Чай заваривали из ягод шиповника, мяты и тмина, реже – кураги, гвоздики.
По традиции, все существенные для арчибцев решения принимаются в Арчибе. Здесь же находится и единственное кладбище арчибцев. Сельская община является главной в их общественной жизни. Для традиционного семейного быта характерно подчинение младших старшим. Современная семья – малая, чаще двухпоколенная. Свадьбе предшествуют сговор и религиозное оформление брака.
Арчибцы – гостеприимный народ. Обычай гостеприимства обязывает хозяина не сидеть, пока гость стоит, не оставлять его одного. Из числа арчибцев вышло немало ученых, получивших образование на арабском, а потом и на русском языках. Среди ученых того времени выделяется Магомед Магомедханов, который написал 50 работ на арабском языке. В советское время врачами работали Гамзат Джаватханов, Омарбег Омаров, Нургаджи Саидов, Гаджи-ага Магомедов, известны стали также доктор филологических наук, зав. кафедрой русской языка ДГУ Джалил Самедов, доктор философских наук Максуд Садиков. 

В наши дни арчибцы, как и все дагестанцы, переживают трудности, связанные с экономическим кризисом и падением сельскохозяйственного производства до уровня натурального. Овцеводство – главный источник их дохода – все еще остается малорентабельным. Хозяйства некогда богатого колхоза из-за распада СССР приходят в упадок. Различные программы экономического развития горной части Дагестана, такие как «Горы», реально не действуют. Телефонная связь отсутствует более 20 лет. Требуют своего решения вопросы трудоустройства молодежи. Арчибцы не представлены в структурах власти  как районного, так и республиканского уровня. 

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив