Народы Дагестана
Архив номеров » №1,2013 г. от 10 Июля 2013 г » Этнология » Хайдак: история и современность

Хайдак: история и современность

 В IX–XII веках столицей Кайтага являлась крепость Кала-Курейш. По данным дагестанской исторической хроники «Тарих Дагестан» Мухаммадрафи, составленной в основном в XIV в., рассказывается об арабах, прибывших в Дагестан в начале IX в., покоривших много земель, в том числе Хайдак, убив его правителя Газанфара. «Престол Газанфара с гордостью и достоинством занял» Амир Чупан, потомок пророка, «он был первым, кто занял престол в вилайате Хайдак; он построил в Хайдаке большое число многолюдных селений и избрал своей резиденцией город Кала Курайш, расположенный на скале, над ущельем, при реке» (Письменные памятники Востока. 1977, С: 108). В действительности Кала-Курейш являлся одним из старинных идеологических и политических центров Кайтага. В XVI в. столица была перенесена в Маджалис. 

До наших дней на территории древней столицы кайтагских уцмиев сохранились памятники архитектуры и искусства. В их числе мечеть XI–XII вв., группа полуцилиндрических надгробий, древние кладбища, в том числе и арабское, большое число мемориальных плит XIV–XIX вв., кладбище кайтагских уцмиев, старые сельские кварталы, токи для молотьбы зерна, древняя «уцмийская дорога» и много других памятников. 
С XIV в. Кайтагское уцмийство являлось одним из сильнейших княжеских владений в Дагестане с правителем уцмием. Оно граничило с такими феодальными владениями Дагестана, как Тарковское шамхальство (к северу), Дербентское ханство, Табасаранское майсумство (к югу) и Каспийское море (к востоку). В исследуемый период оно являлось одним из влиятельных и крупных феодальных государственных образований на территории Дагестана в политическом, экономическом и социокультурном его развитии. «Усмей» на арабском языке означает «начальник», «повелитель». По другой версии «уцмий» происходит от иудейского «оцум», что означает «сильный, мощный». 
Имеются несколько версий объяснения происхождения этнонима Хайдак. «Хайдак» означает «гоняй скот с гор, ими обитаемых». Такого мнения придерживался и Л.В. Комаров. Он отмечает, что тюркское название «кара», т.е. «черный», дано по виду гор, покрытых густым лесом, ограничивающим Кара-Кайтак с юга.
По одной из версий Кайтак – Кайташ – Кайт образовано от «ката» –  «ущелье» + «так» – «таш» от тюрк. «скалы», буквально означает «ущелье среди скал».
Название Кайтаг-Дарго гораздо шире названия Кайтаг. В связи с арабскими завоеваниями в политической жизни Дагестана произошли крупные изменения. Из приморского Дагестана на Север откочевали хазары, а «в горах появились новые политические объединения, не всегда соответствовавшие сложившемуся укладу жизни местного населения. К этому времени, в частности, относится образование Кайтаг-Дарго». 
Кайтагское уцмийство занимало обширную территорию. В конце XVIII века население уцмийства составляло около 75 тыс. человек.
Письменных памятников о Хайдаке сохранилось немного. К ним относятся «Постановления Кайтагского Уцмия Рустем-хана», жившего в XV–XVI вв. В данный памятник включен подлинный сборник уцмиевских адатов, написанный на хайдакском языке. 
В начале XIX в. в уцмийстве было 25.000 дворов. В 1833 г. население составило 85 тысяч человек. Кайтаг включал в себя 10 магалов и 3 общества. В 1911 году было 200 населенных пунктов, 16386 хозяйств и жителей 79979 человек. На 1 января 1989г. в районе насчитывалось 15 сельских советов, 6527 хозяйств с населением 27484 человека.
Численность кайтагов по переписи на 1 января 1938 г. составила 17,2 человека. В материалах переписи 1939 г. и во всех последующих кайтаги показаны в составе даргинцев. 
Из материалов М. Магомедханова также известно, что небольшое число хайдакских семей переселилось в Турцию, их потомки сохранили самоназвание «Хайдакь». 
В годы гражданской войны в Маджалисе действовал штаб фронта по борьбе с белогвардейцами. Многие кайтагцы отличились в боях с деникинцами, иностранными интервентами. Это Курбанов Зубайру из с. Гулли, Джабраилов Али и Магандаев Курбан из с. Шиляги, Алиев Махмуд, Адамов Мурадхан и Газиев Темирхан из с. Карацан, Амаев Пирали и Яхъяев Ильяс из с. Маджалис, братья Тавкаевы Курбан и Магомед-Расул из с. Кулиджа, Алиев Рабадан из с. Джирабачи и многие другие.
 Героически сражались кайтагцы за Родину в Великой Отечественной войне. Более 2,5 тысяч кайтагцев мужчин и женщин трудились на строительстве оборонительных рубежей. Ушли на фронт 2677 кайтагцев. Из них погибли на войне 1287 человек. 1007 кайтагцев награждены медалью «За оборону Кавказа» и 1436 – медалью «За доблестный труд в ВОВ». Звание Героя Советского Союза по Кайтагскому району было присвоено уроженцу села Баршамай С.К. Алисултанову за самоотверженность, мужество и храбрость при форсировании реки Одер в апреле 1945 года.
Гарумов М.Г. – участник ВОВ, уроженец из села Джинаби, кавалер многих орденов и медалей. Сегодня он является председателем Совета ветеранов Пограничного управления ФСБ России по Дагестану, заслуженный наставник молодежи РД.
Более 50 кайтагцев – участники афганских событий, 28 чернобыльцев, более 60 кайтагцев – участники боев на территории Чеченской Республики. Более 1000 добровольцев-кайтагцев были готовы подняться на защиту суверенитета и целостности Дагестана и России в 1999 году, когда было совершено нападение международных бандформирований на республику.
Сегодня работники культуры, учителя, представители администрации района объединенными усилиями проводят большую работу по сохранению фольклора, традиций, истории и культуры Хайдака. 
Ведется масштабная работа по газификации сел, таких как Шиляги, Мижигли, Джигия, Машатди и других. 
Начато строительство Джавгатской СОШ. На выделенные средства уже заложен фундамент. В селе Маджалис Кайтагского района начато также строительство нового родильного дома. Недавно сдан в эксплуатацию новый корпус инфекционной больницы в райцентре. Завершается строительство нового здания школы в селе Джирабачи. В селе Адага завершено строительство моста протяженностью 26 м, шириной 8,4 м и грузоподъемностью 80 т. 
В наше время в районе наблюдается единичный пока случай возрождения заброшенного села. Село Сурхавкент до недавнего времени относилось к разряду заброшенных. В 70-х годах XX века из-за труднодоступности местности произошло полное переселение населения на равнину и в города республики. Но некоторые сурхавкентцы уже вернулись в родное село и заново его осваивают. По данным хозяйственной книги, на сегодняшний день в селе Сурхавкент зарегистрировано 14 хозяйств. Население составляет 32 человека, занимаются животноводством и земледелием.
Во всем мире известна кайтагская вышивка. Исследователь из Великобритании Роберт Ченсингер в 1993 году издал книгу «Кайтагское текстильное искусство из Дагестана». В Италии ежегодно, уже несколько лет подряд, проводятся выставки кайтагской вышивки под названием «Кайтаг». 
В Кайтаге начата работа по восстановлению техники кайтагской вышивки. Большую работу сегодня в этом направлении проводят и библиотеки. Так, в библиотеке села Маджалис регулярно проводятся семинары-фестивали, посвященные истории, обычаям и культуре Кайтага. Работница библиотеки Магомедова Разият является одной из сподвижниц восстановления утерянной техники кайтагской вышивки. 
Успешно работают сегодня в Хайдаке индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства. Их здесь уже более десятка. Это индивидуальный предприниматель Магомедов Адам, уроженец села Кулиджа. Ряд его предприятий (выпечка, хлебопекарня, зал торжеств, сеть магазинов) обеспечивает работой несколько десятков человек. 
КФХ «Хабиев Хаби» занимается животноводством. Основное направление – откорм животных и реализация мяса. КФХ, которым руководит А.Абдулхаликов, содержит около 300 голов КРС, обеспечивает работой более 15 рабочих. КФХ «Аграрный» занимается виноградарством. Руководит хозяйством З.Алиев.
Успешными в районе считаются: ГУП «Маджалисский» (руководит М.Абдулхаликов), хозяйство занимается садоводством, освоили более 20 гектаров земли, в 2012 году собрали более 120 тонн фруктов; МУП «Комсомольский» (занимается виноградарством, имеет в собственности около 160 га виноградников) и другие. 
Основная часть взрослого населения хайдакцев, как и во всей республике, занимается отходничеством. 
Необычной является и языковая ситуация в среде общения хайдакцев. Она сложилась в Хайдаке в результате развития двуязычия и даже трехъязычия. Многие хайдакцы, находясь в окружении носителей даргинского и кумыкского языков, кроме родного языка, владеют и даргинским, и кумыкским языками. А в настоящее время они владеют и русским языком. 
Представителями Хайдака являются писатели М.И. Амиралиев, С.-М. Зубаилов, П.Тазаева, Х. Габибова из с. Джавгат, пишущая на хайдакском языке, П.Мирзаева, А.Нухкадиева, М.Г. Герейханов. С 1991 года при историческом отделе Центральной районной библиотеки действует литературное общество «Родники  Кайтага», которое объединило более 25 самодеятельных поэтов и писателей Кайтага. В 1998 году Дагестанское книжное издательство выпустило первый сборник стихов поэтов Кайтага «Родники Кайтага», в 2003 году вышел 2-й сборник «Стихи поэтов Кайтага». 
Современный Хайдак прославили его знаменитые ученые, политики, врачи, поэты и художники: чумлинец Г.Гамзаев, бывший зам. Председателя Правительства Республики Дагестан; санчинец Г.Каймаразов, доктор ист. наук, профессор, заслуженный деятель науки РД и РФ; уроженка с. Маджалис Б.Алимова, доктор ист. наук, автор книги «Кайтаги»; кулиджинец М.Шихшабеков, доктор сельскохозяйственных наук, профессор; чумлинец А.Муртузалиев, народный поэт; гуллинец К.Миграбов, член Союза писателей России; уроженка села Баршамай З.Магомедова, певица, заслуженная артистка РД; уроженец села Ахмедкент М.Камбулатов, народный художник и многие другие. На сегодняшний день более 80 кайтагцев имеют ученые степени кандидата и доктора наук. 
Хочется надеяться на то, что, возрождая былые традиции, привнося в жизнь новое, современный Хайдак выходит в добрый путь и сохранит свою историю, культуру и когда-то гордое и красивое имя. 
 
«назад

Фотолента

фотографий: 0
№1,2013 г. от 10 Июля 2013 г

Президент Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов

 

январь - февраль
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив