Народы Дагестана
Архив номеров » №1,2013 г. от 10 Июля 2013 г » Политика » Региональные СМИ - Общественная трибуна

Региональные СМИ - Общественная трибуна

 Современный Дагестан, как и вся страна, переживает период создания нового информационного пространства, новой информационной среды. Необходимым условием анализа развивающейся информационной системы и динамики всего коммуникативного информационного процесса в России становится выявление закономерностей, взаимосвязей, взаимодействия различных потоков, средств, каналов массовой и корпоративной информации.

 Сегодня в нашей республике зарегистрировано более 500 печатных изданий и теле- и радиокомпаний. Учредителями их выступают органы государственной и муниципальной власти, коммерческие структуры, частные лица.
В новых и непростых условиях приходится работать в последние годы журналистам в российских регионах, в том числе и в Дагестане. Таким образом, рассматривать современный информационный российский рынок имеет смысл, лишь анализируя все современные формы коммуникации, участвующие в информационной деятельности, в первую очередь средства массовой информации. 
О месте и роли современных СМИ в дагестанском обществе, о развитии и совершенствовании форм и методов работы журналистов говорили и на первом форуме региональных средств массовой информации в Махачкале.
Участники форума - представители Союза журналистов России, ряда федеральных и региональных государственных и общественных организаций отмечали, что органы власти и средства массовой информации являются стратегическими союзниками, потому что именно они обеспечивают развитие общества. Это требует от журналистского сообщества высокой профессиональной, гражданской, нравственной ответственности. Особое значение в последнее время придается открытости власти, обеспечению доступа к информации о деятельности институтов власти, сокращению дистанции между чиновниками и средствами массовой информации.
Республиканские органы власти обязаны рассматривать взаимодействие со СМИ как одно из важнейших направлений работы, сотрудничать со средствами массовой информации, реагировать на критические публикации. По каждой критической, проблемной публикации в СМИ руководителями всех уровней принимаются конкретные меры по устранению отмеченных недостатков.
И такая работа уже дает свои положительные результаты. По оценкам независимых источников, к примеру, таких как «Фонд гласности», Дагестан с некоторых пор относится к числу тех, где свобода слова существует. И тем не менее ситуация в целом в республике непростая. Доверие к СМИ падает в силу разных причин. Граждане не верят чиновникам, СМИ не доверяет власти, люди не доверяют друг другу. Таким образом, утрачивается доверие в обществе, что мешает работать эффективно, быть конкурентоспособным. А ведь объективный анализ ситуации в Дагестане показывает, что в какой-то степени в основе утраты доверия поведение отдельных зарвавшихся чиновников, их высокомерное, барское, преступно-халатное отношение к законным просьбам, требованиям и обращениям рядовых граждан. И как отмечают эксперты, назначение Президента РД Рамазана Абдулатипова всколыхнуло все дагестанское общество. 
По утверждению известного политолога Абдул-Насыра Дибирова, первые шаги нового Главы республики будут направлены на то, чтобы нивелировать наиболее вопиющие проявления несправедливости в республике, которые и являются главными причинами протестных настроений в республике. Безусловно, следует ожидать кадровые решения на уровне муниципальной власти и Правительства РД. В целом же предстоит тяжелая работа с тем, чтобы вернуть утраченное доверие народа к власти. Все это касается и деятельности дагестанских средств массовой информации, информационной политики.
Журналистика в целом в нашем регионе переживает не самые лучшие времена. Слишком сильное влияние государства на средства массовой информации, особенно региональные и муниципальные, приводит к тому, что информационное поле формируется в искаженном виде, зачастую не соответствует реальной действительности. Работники печатных и электронных СМИ очень часто вынуждены писать и говорить то, что им заказывают их хозяева либо непосредственно властные структуры. А это значит, что на современном этапе развития нашего общества, в этих условиях деятельность СМИ осуществляется в рамках интереса финансирующих их сторон.
По мнению известного журналиста и общественного деятеля Павла Гусева, конечно, и в такой ситуации журналистика может быть и квалифицированной, и профессиональной. Но она, к сожалению, далека от той журналистики, которой мы все гордились в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия – журналистики авторской, мыслящей, свободной.
Становление такой свободной журналистики мешает еще ряд существующих законов и положений, регламентирующих экономическое развитие медиа-индустрии.
Усугубляет болезненное состояние журналистики и то, что в силу различных интересов собственников, СМИ наше профессиональное сообщество сегодня сильно разобщено. Об этом можно судить хотя бы по появившимся в последнее время многочисленным союзам и объединениям работников СМИ.
Факт остается фактом. Доверия к журналистскому слову, в целом к СМИ все меньше и меньше. Меняется и отношение читателей, телезрителей к журналистской профессии. Так, резко уменьшились конкурсы при поступлении на факультеты журналистики. Падает престиж некогда уважаемой и почитаемой профессии.
Анализ показывает, что далеко не все выпускники отделения и факультетов журналистики хотят работать по специальности, многие из них работают рекламщиками, делают проплаченные материалы. А ведь читатели и телезрители это очень тонко чувствует, и конечно, теряется доверие к таким изданиям.
Надо честно признать, что на сегодняшний день других источников финансирования электронных СМИ, кроме государства и близких к нему структур, не существует. Условно независимыми могут быть только экономически сильные СМИ, которые имеют устоявшийся тираж, стабильного подписчика, рекламный рынок и многое другое. Для большинства же региональных электронных СМИ выжить без государства практически невозможно, и это диктует свои условия в работе творческих коллективов телевидения.
Сегодня многие специалисты задаются вопросом: в чем, собственно, состоит основная проблема современного телевидения?
Как отмечают независимые эксперты, прежде всего проблема масштабно связана с уровнем культуры современного телевидения, а именно с резким падением уровня, следствием которого явилась деградация огромного количества людей, в том числе и молодых представителей. А не в этом ли состоит основная идея термина «четвертая власть»? Если перестанет биться сердце журналистики, то как долго будет существовать общество? А если телевидение и другие СМИ перестанут выполнять функции просвещения и культуры, то как поведут себя люди? Ведь совершенно очевидно, что телевидение, заняв огромное место в жизни каждого человека, нацелено не только развлекать, но и воспитывать людей, прививать им нравственные ценности и жизненные ориентиры. Однако такая картина несколько утопична и, возможно, больше относится к вопросу о попытке создания идеального телевидения.
Природа современного телевидения разнопланова, разнообразна, практически безгранична. Конечно, многие вопросы требуют глубокого осмысления. Главное же свойство телевизионного мира, на мой взгляд, состоит в его постоянном прогрессе и стремлении совершенствоваться. Большое значение в этом плане играют творческие коллективы, которые приводят в движение живой организм, носящий название «современное телевидение».
На мой взгляд, аналитика на региональном телевидении еще очень слаба. Часто при освещении деятельности органов власти не уделяется должного внимания такому эффективному жанру, как телевизионный комментарий. Если экономическая аналитика периодически присутствует в эфире, то этого нельзя сказать об аналитике политической, провоцированной на социальную проблематику.
Как отмечают эксперты, перспективным направлением развития российских СМИ видится интерактивная журналистика, принципиально ориентированная на диалогичность отношений с аудиторией.
И в этом плане принципиально важно, чтобы в СМИ работали профессиональные журналисты, настоящие патриоты Дагестана. Ведь не секрет, что в значительной степени именно от мастерства работников газет, журналов, телевидения и радио зависит качество информационного продукта. Как отмечают эксперты, в самое ближайшее время нужны новые проекты с серьезным анализом ситуации в общественно-политической и социально-экономической жизни республики.
В современном обществе информация стала инструментом гражданского общества, способом прямого давления на государство и его институты. Каждый человек понимает, что власть без контроля со стороны общества может допускать ошибки и, когда нет диалога между гражданами и властью, это ни к чему хорошему не приводит. 
 Современное телевидение является неотъемлемой частью нашего бытия, зеркалом социальной и политической жизни общества. Сегодня электронные СМИ - не только средство общения, но и один из главных инструментов социального управления, мощное орудие воздействия на массовое сознание, на формирование определенных взглядов и убеждений телезрителей. Для создания актуальных, интересных и содержательных телевизионных программ далеко не достаточно хорошо знать предмет, о котором журналист собирается рассказать. В перспективе же политика государственных электронных СМИ заключается в том, чтобы региональные телерадиоканалы ориентировались исключительно на социальные функции, то есть создавали новостные и общественно политические программы. 
Сегодня основная задача профессионального программирования электронных СМИ заключается в прогнозировании интересов зрителя (что будет смотреть с удовольствием, как привлечь его внимание).
Поскольку в условиях рынка СМИ развиваются достаточно недолго, они стремятся максимально использовать любые виды получения доходов. Понятно, что сегодня СМИ подчиняются законам моды: один канал начал показывать сериалы, и все остальные подхватывают. Но, в конце концов, зритель будет выбирать то, что ему действительно интересно. 
Есть еще одна серьезная проблема. Правовой и социальный статус журналиста в российском обществе крайне невысок, его профессия становится все менее престижной, опасной. Инициативу в формировании общественного мнения перехватывают политтехнологи и пиарщики, оплата труда которых в десятки раз превышает зарплату рядового журналиста.
Из-за отсутствия тарифных договоров между наемными работниками и работодателями журналист вынужден довольствоваться условиями труда, которые назначает, диктует работодатель, и в конечном счете теряет право на собственные убеждения и часто реализует в своем творчестве технологию, связанную с пропагандой или компроматом.
Что же делать? Как выйти из создавшейся ситуации? По утверждению экспертов, нам всем вместе надо сегодня, не теряя оптимизма, не впадая в хандру и тоску, работать на перспективу.
СМИ должны быть общенародными, тем более что сегодня проблема правового воспитания, правового обустройства – номер один в обществе. Главная тема - почему журналистика в последние годы утрачивает доверие читателя, зрителя, слушателя? Что можно сегодня сделать, чтобы вернуть доверие? И в данном случае это нужно не только тем, кто любит свою профессию, но и обществу в целом.
Региональные СМИ работают сегодня не за страх, а за совесть, и хочется пожелать им еще большей смелости и отваги на каждый день. Впереди – большая и напряженная работа…
«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив