Народы Дагестана
Архив номеров » №1.2010 от 20 Февраля 2010 г » Экономика » Наступил ли время цивилизованного развития транспорта?

Наступил ли время цивилизованного развития транспорта?

– Саид Магомедович, как бы Вы кратко охарактеризовали сегодня состояние общественного транспорта в республике? В чем разница между деятельностью Госуправления по транспорту РД и ГУП «Дагестанавтотранс»?
– В условиях Дагестана, где нет развитой сети железных дорог и малой авиации, автотранспорт продолжает играть важную роль в обеспечении внутриреспубликанских перевозок, и он остается единственным средством передвижения, особенно в горной местности. В общем объеме всех перевозок, осуществляемых транспортным комплексом, доля автотранспорта составляет более 90 проц. Таким образом, он имеет в жизни республики не только хозяйственное, но и социально-политическое значение. Но, к сожалению, практика эффективного регулирования автотранспортной отрасли в нашей республике за годы рыночных преобразований так и не внедрилась. В настоящее время автомобильный транспорт у нас в республике просто не в состоянии цивилизованно развиваться дальше.
Основные причины такой ситуации заключаются в недостаточном правовом и нормативном регулировании деятельности перевозок на рынке транспортных услуг. Кроме того, существующие неравные экономические и налоговые условия для транспорта общего пользования и для частных владельцев мешают развитию конкуренции. В таких условиях не может развиваться транспортная инфраструктура. И поэтому мы имеем низкий уровень профессионализма, правовой дисциплины водителей, безопасность перевозок практически не повышается. Вместо этого из-за неравных условий налогообложения, а порой даже и уклонения от уплаты налогов развивается теневой сектор. Это приводит к тому, что государственный бюджет ежегодно недополучает десятки миллионов рублей. Сегодня никто не назовет точное количество автомобильных перевозчиков, потому что большинство перевозок осуществляется нелегально, то есть не проходят регистрацию в налоговых органах. Почти 50 проц. автомобильного парка находится вне учета и контроля со стороны государства.
Сегодня почти все районные центры и города Дагестана соединены со столицей республики регулярным автомобильным сообщением, т.е. общественным транспортом. В частности, автомобильный транспорт общего пользования осуществляет перевозки по 394 маршрутам, в т.ч. 58 – городские, 156 – пригородные, 134 – внутриреспубликанские и 46 – межобластные.
Что касается вопроса о деятельности ГУП «Дагестанавтотранс» и ГУ по транспорту РД, то постановлением Правительства РД от 27.12.2001г. №283 принято решение о ликвидации ГУП «Дагестанавтотранс» и передаче его функций в ведение ГУ по транспорту. Здесь нужно отметить, что поставленные цели и задачи существенно не отличаются, и та и другая организации занимались вопросами содействия в осуществлении государственной политики в автотранспортной отрасли.
В плане организационной формы «Дагавтотранс» являлся унитарным предприятием, где действует устав, а ГУ – республиканским органом, где действует положение.
– Сколько автовокзалов и автостанций насчитывает в Дагестане управление по транспорту?
– ГУ по транспорту РД координирует деятельность ОАО «Автовокзал», в состав которого входят семь пассажирских автостанций без образования юридических лиц для осуществления, в основном, кассового обслуживания и диспетчерского руководства.
В последнее время ситуация на рынке транспортных услуг республики становится неуправляемой. Это связано прежде всего с неуправляемой работой транспорта различных форм собственности. К сожалению, частные перевозчики диктуют населению свои условия, не соблюдают нормы и правила поведения на линии, бесконтрольно осуществляют перевозки, а порою сами устанавливают тарифы. В результате ситуация с обеспечением безопасности движения в РД становится крайне сложной, при этом более 95 проц. ДТП происходит по вине частных владельцев. По всей территории республики увеличилось число стихийных парковок и автостоянок, откуда осуществляются перевозки без соответствующих условий.
В последнее время в северной части г. Махачкалы появляется все больше стихийных автостанций. Так, например, на пр. Акушинского открылась автостанция «Фортуна», которая не соблюдает установленные требования по перевозке пассажиров. Страшная авария, произошедшая в районе Кумторкалы, где погибло 4 и ранено 6 человек, свидетельствует о бесконтрольной работе «Фортуны», поскольку а/м «Газель» отправлялся с этой автостанции.
Удивляет тот факт, что открытие новых автостанций не согласовывается с заинтересованными органами, в установленном порядке не оформляются разрешительные документы. При этом не созданы условия для пассажиров, техническое состояние автотранспорта и медицинское состояние водителей никем не контролируются. В то же время, как вам известно, в нескольких метрах от стихийно возникших автостанций имеется благоустроенная, отвечающая всем современным требованиям государственная автостанция «Северная». На наш взгляд, следовало объединить через нее всю маршрутную сеть в междугородном сообщении и при этом закрыть незаконно образовавшиеся автостанции. Это позволит создать единую сеть диспетчерского руководства, наладить кассовое обслуживание, упорядочить тарифную политику, повысить безопасность перевозок и обеспечить поступление доходов и налогов в бюджеты.
– Каковы объемы перево-зок? Сколько маршрутов на настоящий момент действует в республике?
– В 2009 году предприятиями общего пользования перевезено около 5 млн пассажиров, пассажирооборот составил 139 млн. пасс./км. В бюджеты всех уровней начислено более 30 млн руб.
– Когда последний раз состав автопарка обновлялся? Каково состояние парка подвижного состава?
– Износ парка подвижного состава составляет более 70 проц., и даже в этих условиях принимаются все необходимые меры для максимального их использования, для удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках. В 2008 г. на приобретение подвижного состава были выделены 73 млн рублей из республиканского бюджета, на которые приобретены автобусы разной модификации и задействованы на разных маршрутах республики.
– Саид Магомедович, расскажите, пожалуйста, о структуре Вашего управления. Какие предприятия занимаются пассажирскими перевозками в городах и районах?
– Аппарат самого Госуправления состоит из 20 человек – руководящий состав и 5 соответствующих служб. В нашем ведомстве находятся 12 предприятий, в которых занято около 2 тыс. работников. 11 предприятий занимаются пассажирскими, 1 – грузовыми перевозками.
Вот эти предприятия: Махачкалинская автоколонна 1736 (пригородные, междугородные и межреспубликанские перевозки), Махачкалинское ПАТП-1 (городские и пригородные), Махачкалинское ПАТП-2 (пригородные), Каспийское АТП (городские и пригородные), Хасавюртовская ПАТП-2 (городские и пригородные), Хасавюртовская автоколонна 1292 (пригородные), Избербашское ПАТП (пригородные), Дербентское ПАТП (городские, пригородные, междугородные и межреспубликанские), Кизлярская автоколонна 1293 (городские, пригородные, междугородные и межреспубликанские), Хунзахское АТП (пригородные) и автоколонна 1209 г. Махачкалы (грузовые).
– На каком уровне в республике организовано транспортное сообщение с высокогорными селениями?
– Как я уже отметил выше, по внутриреспубликанскому сообщению нами обслуживается 134 маршрута, из них около 30 маршрутов функционируют по горным и высокогорным направлениям. Это, к примеру, – Каладжух, Куштиль, Луткун, Ихрек, Чираг, Юхаристаль, Анди, Агвали, Вачи, Хив, Хрюг, Хучни, Кубачи, Уркарах, Курах, Аймаки, Сергокала, Гельхен и т.д.
– Саид Магомедович, как Вы относитесь к тому, что частный транспорт вытесняет общественный? Что бы Вы изменили в работе частного пассажирского транспорта?
– За последние годы в Дагестане появилось большое количество перевозчиков различных форм собственности, которые бесконтрольно осуществляют перевозки пассажиров. Многие из них, поставив перед собой цель – получение неконтролируемых налоговой службой доходов, идут на любые нарушения безопасности перевозок. Подобные явления имеют место почти во всех городах и районах. Грубость, низкий уровень культуры обслуживания, невнимательное отношение к пассажирам стали нормой поведения многих водителей.
Сложившаяся обстановка на транспортном рынке приводит к многочисленным жалобам и заявлениям жителей, которые справедливо требуют от органов власти обеспечить стабильную и качественную работу.
Мы не против частного транспорта, он тоже может существовать, но должна быть, повторюсь, здоровая конкуренция на взаимовыгодной основе, при этом основными гарантиями должны быть качество обслуживания пассажиров и безопасность их транспортировки. Понятно, что безработица в республике – большая проблема, но нельзя же допускать к перевозке людей каждого, кто смог купить «Газель» и водительское удостоверение. Ни в одном регионе России нет такого беспредела, неуправляемости и бесконтрольности на транспортном рынке, как у нас. Во всех субъектах РФ организацией перевозок населения занимается уполномоченный правительством орган управления, а не каждый, кто преследует свои личные интересы. При этом получается, что в основном перевозки осуществляет транспорт общего пользования, а частные владельцы только его дополняют.
– К какому ведомству относится такой вид городского транспорта, как маршрутные такси, или он неподконтролен государству?
– В основном этим занимаются муниципальные предприятия, подконтрольные администрациям городов.
– В сложившейся ситуации нужен ли вообще общественный транспорт?
– Значимость общественного транспорта очевидна. Наиболее ярко это проявилось в трагические для республики дни: во время событий в Кизляре, Первомайском, Каспийске, Буйнакске, при нападении боевиков на Дагестан, в периоды ликвидации последствий оползней и наводнений. Только автотранспорт общего пользования по команде своевременно и организованно выдвинулся в указанные места для спасения людей, и там не ставился вопрос, кто и сколько за это им заплатит. В самые тяжелые для республики дни общественный транспорт был мобилизован за считанные часы, его слаженную работу не раз отмечали правительственные органы и правоохранительные структуры. Кроме того, общественный транспорт в отличие от нелегальных перевозчиков работает по утвержденному расписанию и установленным тарифам.
– Саид Магомедович, известно, что ряд форм и направлений общественного транспорта является заведомо убыточным для государства. Как Вы решаете эту проблему?
– B соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.95 №239 «О мерах по государственному регулированию цен (тарифов)» регулирование тарифов на пассажирские перевозки осуществляется в установленном порядке органами исполнительной власти, в нашей республике эти функции выполняет Министерство экономики РД.
В результате сдерживания роста тарифов на пассажирские услуги автопредприятия несут убытки, которые необходимо возместить из соответствующих бюджетов. В 2008 г. на эти цели не были предусмотрены средства в республиканском бюджете, а за 9 месяцев 2009 г. предприятиям выделено около 40 млн руб.
– Какие льготы предусмотрены для инвалидов, пенсионеров?
– До 2005 г. правом льготного проезда в пассажирском транспорте пользовались все категории граждан, предусмотренные законами Российской Федерации, в т.ч. и законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». После принятия ФЗ № 122, известного как «О монетизации льгот», такое право было отменено в связи с заменой льгот денежными компенсациями.
– Если на секунду стать предсказателем, каким Вы видите транспорт будущего?
– Несмотря на тяжелую ситуацию на рынке транспортных услуг, есть все предпосылки сохранить и развивать общественный автотранспорт, тем самым создавая частным перевозчикам здоровую конкуренцию. В то же время, на наш взгляд, должна быть принята и программа по обновлению парка автотранспортных средств. На эти цели необходимо предусмотреть в республиканском бюджете денежные средства, а также выделение из федерального бюджета субсидий для поддержки отрасли. Надо бы иметь республиканский закон по использованию автотранспорта. Может быть, этот вопрос поднимет редакция журнала перед Правительством РД?
От степени эффективности работы транспорта зависит развитие экономики всех отраслей народного хозяйства. В сложившихся условиях нельзя оставлять его один на один с рыночным беспределом. В этих условиях госрегулирование автотранспортной деятельностью является объективной необходимостью.

Интервью вел
Д.Саидгазин

«назад

Фотолента

фотографий: 2

Махачкалинское автопредприятие №2

Категория фото: Первая категория1 »

Дербентское пассажирское автопредприятие

Категория фото: Первая категория1 »
№1.2010 от 20 Февраля 2010 г

Республиканский общественно-политический журнал

1января 2010 по 28 февраля 2010
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив