Народы Дагестана
Архив номеров » №1.2010 от 20 Февраля 2010 г » Человек и закон » Объективность следствия - атрибут правового государства

Объективность следствия - атрибут правового государства

– Касумбек Ильясович, какова структура Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по РД и все ли следственные отделы по районам и городам ответственны и подведомственны Вашему управлению? Должен ли, по-вашему, СК быть при прокуратуре?
– Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2007 №1004 в России с 7 сентября 2007 года действует новый правоохранительный орган – Следственный комитет при Прокуратуре Российской Федерации и его подразделения на местах. В Дагестане – это Следственное управление (руководство, аппарат управления, отдел по расследованию особо важных дел) и 17 районных (3 из которых по городу Махачкале) и межрайонных следственных отделов по республике. Следственное управление – самостоятельная федеральная структура. Основные задачи управления – обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защита конституционных прав граждан, а также оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью (ст.151 УПК РФ), установленной уголовно-процессуальным законом Российской Федерации, обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.
Что касается моего мнения относительно необходимости Следственного комитета при прокуратуре, отвечу, что нужен и вот почему.
До 7.09.07 г. прокурорский надзор в досудебном производстве не был ограничен какими-либо юридическими рамками, т.е. прокурор обладал всеми полномочиями следователя да еще руководил работой следователя, мог отменять его любое решение и принимать свое собственное решение по любому вопросу.
При таком соотношении полномочий разных процессуальных фигур следствию всегда присущ обвинительный уклон.
Разделение следствия и прокурорского надзора в самостоятельные виды деятельности в досудебном уголовном производстве – это основная идея создания Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, реализация которой обеспечивает объективность следствия, что является необходимым атрибутом правового государства, наиболее полно обеспечивающим права гражданина в досудебном уголовном производстве.
– В связи с созданием Вашего управления не уменьшились ли штаты и объем работы прокуратуры Дагестана и какова стала результативность раскрываемости преступлений с созданием СУ? Можно ли говорить о каких-либо сдвигах в работе?
– Штаты следователей уменьшились. В системе прокуратуры РД до создания Следственного комитета состояло в штате 112 следователей, а в Следственном управлении после 7 сентября 2007 г. их 87.
Раскрываемость преступлений, расследуемых следователями Следственного управления, из года в год улучшается. Следователями делается все возможное для их раскрытия вместе с оперативными службами МВД по РД и ФСБ.
Раскрытие преступления разными субъектами понимается по-разному. Есть понимание раскрытия, когда по оперативным сведениям установлены лица, совершившие преступления; есть и такое понимание, когда раскрытие расценивается как предъявление обвинения конкретному лицу и утверждение обвинительного заключения; есть и такое понимание, когда раскрытым считается вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении конкретного лица.
Расследованием установлено, что многие преступления террористического и экстремистского характера, посягательства на жизнь работников правоохранительных органов, религиозных и общественных деятелей совершены уничтоженными при задержании лицами, участвующими в бандподполье. По ним, естественно, нет такого элемента уголовного судопроизводства, как предъявление обвинения, арест или постановление приговора. Из-за такого положения дел нельзя ведь считать преступления нераскрытыми.
За 2009 год, например, совершено 201 посягательство на жизнь работников право-охранительных органов, погибло 77 сотрудников правоохранительных ведомств. При этом установлено, что 150 из них совершено 144 уничтоженными боевиками.
Есть и такие факты, когда следственные органы собрали достаточно доказательств обвинения, а суд присяжных по неизвестным мотивам, как нам кажется по эмоциональным соображениям, выносит оправдательные вердикты. Мы считаем, что из-за такого решения присяжных нельзя преступление считать нераскрытым.
Например, в г. Хасавюрте в 2007 году были задержаны лица с большим количеством боеприпасов и оружия, готовившие покушение на главу муниципального образования. При очевидности факта, при наличии, помимо прочего, оружия и боеприпасов присяжные постановили оправдательный вердикт не только о виновности обвиняемых, но и признали еще, что преступления там вообще не было.
Следственное управление действительно испытывает дефицит квалифицированных кадров, несмотря на то, что желающих работать у нас в избытке. Стремящихся перейти из прокуратуры на следственную работу практически нет, а компетентность перешедших из органов внутренних дел и управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков оставляет желать лучшего. Низкий уровень квалификации и теоретической подготовки отмечается у выпускников юридического факультета ДГУ. Вновь принятых на службу работников приходится с азов обучать даже таким элементарным вещам, как составление несложного протокола следственного действия, не говоря о других процессуальных документах. На формирование следователя из выпускника приходится тратить год, а иногда и не менее 2 лет. Это отражается на качестве и результатах работы управления в целом.
В настоящее время у Следственного управления по республике 18 региональных подразделений. Штатная численность оперативных работников Следственного управления составляет около 220 человек, из которых 89 – следователи.
За 2009 год возбуждено 175 уголовных дел по убийствам и покушениям на убийство. В суд направлено 95 уголовных дел указанной категории. Затем следуют преступления против половой неприкосновенности. Всего за 2009 год возбуждено 104 уголовных дела, в суды направлено 60. Следственным управлением в 2009 году проведена определенная работа по повышению эффективности и результативности состояния следственной работы и процессуального контроля.
– Касумбек Ильясович, в каком направлении встречаются наиболее массовые нарушения правопорядка, где наши граждане чувствуют себя незащищенными и какие меры Ваше управление принимает для их предотвращения?
– Одной из ключевых задач для органов Следственного комитета является обеспечение безопасности общества и личности от преступных посягательств. В этой связи большое значение следственными органами Следственного управления придается работе по своевременному и качественному расследованию преступлений, отнесенных к своей подследственности. В 2009 году в республике зарегистрировано 12437 преступлений, что на 1,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года (12241). Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений повысился с 31 до 32%. На 18,6% увеличилось число убийств и покушений на убийство (с 172 до 204), на 11,8% – изнасилований и покушений на изнасилование (с 68 до 76), на 10,5% – похищений человека (с 38 до 42). Вызывает обеспокоенность рост числа зарегистрированных посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов. В 2009 году их рост составил 101% (со 100 до 201). За указанный период в республике зарегистрировано 3 террористических акта, за аналогичный период прошлого года зарегистрировано 4 таких преступления.
По многим из этих преступлений расследование уже завершено. В суд в истекшем году направлено 98 дел об умышленных убийствах, 32 дела о причинении смерти при отсутствии умысла на убийство, 20 дел о похищении людей, 42 дела об изнасиловании, 105 дел о посягательствах на жизнь сотрудников правоохранительных органов и применении насилия к ним. Привлечено к уголовной ответственности 1242 лица. Вот такова статистика вклада наших следователей в общее дело по защите прав граждан и интересов общества.
Одним из направлений деятельности следственных органов, как и ранее, остается принятие мер к возмещению материального ущерба, причиненного виновными лицами на стадии предварительного следствия, а также профилактическая работа в целях устранения обстоятельств, способствующих совершению преступлений.
– С чем связано то, что в выходящих иногда на телевидении и в печатных изданиях РД материалах, касающихся расследования некоторых преступлений, в отдельных случаях сообщается неточная информация?
– Следственное управление тесно взаимодействует со средствами массовой информации с целью информирования общественности о нашей деятельности.
К этому нас обязывает закон, ведомственные приказы Следственного комитета, а также потребность в обеспечении граждан объективной информацией о ходе и результатах расследования наиболее тяжких преступлений, законодательно отнесенных к компетенции Следственного комитета.
Несмотря на это, по телевидению и в республиканских печатных изданиях в прошлом году передавались материалы, касающиеся расследования некоторых преступлений, где в отдельных случаях сообщалась неточная, непроверенная, основанная на слухах информация.
Причину такого явления мы усматриваем в недостаточной информированности авторов материалов.
Учитывая такие явления и во избежание возможных кривотолков, мы в настоящее время о возбуждении уголовных дел по наиболее резонансным преступлениям информируем общественность в возможном без ущерба для следствия объеме.
– Сфера деятельности Вашего управления очень объемна и многогранна, и рассказать обо всех ее аспектах в одной беседе невозможно. Но люди часто сталкиваются с проблемами, высказывают нарекания в адрес милиции, в частности ГАИ, врачей, преподавателей, потому что их работа сопровождается нарушениями и отступлениями от требований законодательства. Имеются ли какие-то качественные изменения в работе Вашего управления по их пресечению?
– Дело в том, что надзирать за работой тех или иных органов – не наша прерогатива, это функция прокуратуры. Мы занимаемся рассмотрением сообщений о преступлениях и расследованием уголовных дел, отнесенных законом к подследственности следователей органов прокуратуры.
– Думаю, что распространенными остаются нарушения, связанные с нормативным обеспечением бюджетного процесса, с хищениями, нецелевым и неэффективным использованием бюджетных средств. Много ли возбуждено уголовных дел по результатам общенадзорных проверок?
– Противодействие коррупции является одной из наиболее острых тем, существующих в обществе, так как коррупционные преступления затрагивают в разной степени права всех граждан, подрывают авторитет органов государственной власти и местного самоуправления.
На следственные подразделения Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации законом возложено рассмотрение не всех сообщений и расследование не всех уголовных дел о коррупционных преступлениях, а только тех, что совершены так называемыми «спецсубъектами»: депутатами, выборными должностными лицами органов местного самоуправления, должностными лицами органов государственной власти и правоохранительных органов. Вопросам борьбы с преступлениями коррупционной направленности управлением уделяется первостепенное внимание. Принят комплекс организационно-практических мер, направленных на пресечение и предупреждение преступлений этой категории. Принимаются меры по борьбе с коррупцией, предусмотренные национальным планом Президента Российской Федерации, законом о борьбе с коррупцией и другими нормативными актами. Деятельность в этом направлении осуществляется в сотрудничестве и деловом взаимодействии с прокурорами, с другими правоохранительными органами, а также органами государственного контроля.
Всего зарегистрировано 614 сообщений о преступлениях коррупционной направленности, в том числе из органов внутренних дел – 178, органов безопасности – 13.
Из общего числа возбужденных дел данной категории по результатам оперативно-розыскной деятельности возбуждено 52 дела.
В 2009 году в суд направлено 129 уголовных дел указанной категории в отношении 147 обвиняемых.
– Люди ждут от силовых структур Дагестана раскрытия крупных нашумевших дел, особенно по убийству руководителей, ответственных работников. Что нового скажете по их раскрытию?
– Безнаказанность, безусловно, является серьезным условием, способствующим совершению новых преступлений. Задача органов государственной власти заключается именно в обеспечении неотвратимости наказания с тем, чтобы каждый совершивший преступление предстал перед судом. К сожалению, данная задача в полной мере не выполняется, в том числе по причинам, во многом не зависящим от следователя, расследующего дело. Но, тем не менее, многие из совершенных особо тяжких и громких преступлений раскрыты. Установлено, что они совершены членами НВФ, часть из которых уничтожена, часть привлечена к уголовной ответственности, и дела в отношении них направлены в суд.
Серьезной причиной, негативно влияющей на темпы раскрытия этих преступлений, является то, что мотивы их не связаны с личностью конкретных сотрудников милиции и на местах происшествий не остается практически никаких следов, по которым возможно было бы идентифицировать личность субъекта, совершившего преступление.
Слабы оперативные позиции в том смысле, что оперативные службы не полностью располагают упреждающей информацией о готовящихся посягательствах и о лицах, их совершивших, а после совершения таковых очень тяжело добывают значимую информацию.
Без помощи общественности в предупреждении преступлений, в информировании правоохранительных органов о лицах, совершающих преступления, без правдивых свидетельских показаний невозможно эти преступления раскрыть в полном объеме, а тем более предотвратить.
 
К.А. Алиев,
юрист, спецкор
«назад

Фотолента

фотографий: 1

На оперативном совещании

Категория фото: Первая категория1 »
№1.2010 от 20 Февраля 2010 г

Республиканский общественно-политический журнал

1января 2010 по 28 февраля 2010
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив