Народы Дагестана
Архив номеров » № 2, 2013 от 19 Июля 2013 г » Общество » Философские основания новой идеологии и политики Дагестана

Философские основания новой идеологии и политики Дагестана

2013 год в Дагестане начался со смены руководителя республики, и личность врио Президента РД актуализировала известную из античности мысль о целесообразности совмещения с властью философской мудрости. Справедливости ради отметим, что философы в дагестанском руководстве последних десятилетий – не редкость. Наш первый президент Муху Гимбатович Алиев также  был доктором философии, да и министры в прошлом Н. Казиев, З. Арухов, М.-С. Гусаев, Г. Курбанов имели ученые степени по философии. Несколько философов работают и в аппаратах Правительства РД и министерств. Однако так открыто и демонстративно, как врио Президента Дагестана, никто не обосновывал свои политические шаги философскими идеями.  Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов специализировался  в области политологии, культурологии, национальных отношений и этнических проблем. Плюс к этому его богатая политическая практика, его искреннее  желание вдохнуть новую жизнь в старую конструкцию под названием Республика Дагестан.  Пожелаем ему успехов и удачи в этом нелегком деле.
Первые месяцы президентства показали, что начата системная и целостная работа  в соответствии с важнейшим требованием диалектической логики о единстве теории и практики. Научное сообщество Дагестана с определенной надеждой восприняло заявления Рамазана Гаджимурадовича о необходимости повысить роль науки в жизни дагестанского общества. Вузовские установки ученым внедрять научные разработки в экономику и политику издавна встречают устойчивую неприязнь государственных и коммерческих структур. А там, где удается заключить какие-то договоры, как и повсюду, имеет место откатная система. Поэтому указание  врио Президента РД всем министерствам и ведомствам республики подготовить договоры с научными институтами Дагестана, в том числе с вузовскими кафедрами, – бальзам на душу научного сообщества республики.      
Согласны мы и с критической оценкой состояния общественных и гуманитарных наук.  К сожалению, многие наши ученые самодовольны и амбициозны, все у нас «видные и выдающиеся», хотя за пределами республики их не только не цитируют, но и не подозревают об их бытие. 
Философия – наука об универсальном, о  всеобщем, вечном с достаточно сложным и развернутым категориальным аппаратом.  Ее проблемы и перемены соответственны качественным новациям самой действительности.  Восточная философия традиционно  антропоцентрична. Проблемы ее носили этический характер, призывали к гармонии человека с природой. Эта философия была преимущественно иррационалистической и мистической. Проповедовала идеалы коллективизма, духовности, пассивной созерцательности. Западная философия во многом противоположна, она космоцентрична, ее проблемы изначально связаны с  изучением и объяснением  мироздания: как устроен мир, как его познать и перестроить. Она тесно связана с наукой, естествознанием, рационалистична. Она привела европейскую культуру к идеалам индивидуализма, приоритета  материальных ценностей, выдвижению на первый план утилитарных интересов и потребностей человека. Она деятельна и во многом агрессивна к природе. Дагестанский дух веками существовал в культуре, порожденной противоречивыми столкновениями  этих двух мировых философских тенденций. 
Конечно, в Дагестане были философы, которые могли толковать и комментировать классиков (ал-Газали) исламской философии. Но, к сожалению, какой-либо значительной философской традиции и культуры в регионе не сложилось, разве что адаптированные к менталитету наших этносов учения отдельных суфийских сект.  В прошлые века и сегодня дагестанская общественно-политическая мысль не поднималась до всеобщих процессов, она изучала и пыталась осмысливать явления, связанные со спецификой дагестанской культуры, нравственности, традиции, религиозных вероучений без их сложных связей с мировой культурой. 
  Но ныне ситуация в дагестанском гуманитарном образовании и в целом культуре меняется. Вот уже семь лет в ДГУ существует философское отделение, второй  год мы в составе  факультета психологии и философии. Общественно-политические перемены в жизни России и Республики Дагестан, произошедшие в 90-е годы прошлого века, имеют неоднозначные последствия для экономики, культуры и политики. Общество нуждается в новой идеологии, в изменении эталонов и ценностей духовной жизни всей страны и Дагестана, что  требует активного творчества формирующейся новой интеллигенции, способной строить стратегию движения общества, правильно сориентировать его в условиях глобализации, сделать верный выбор в поиске путей цивилизационного развития наших народов, сохранения их этнического и культурного своеобразия. Этими обстоятельствами, в первую очередь, объясняется инициатива Дагестанского государственного университета по открытию философского факультета в Дагестане, на котором ныне около 130 студентов и более 40 преподавателей, есть аспирантура, магистратура. На факультете взят курс на выпуск профессиональных философов по проблематике онтологии и теории познания. Студенты и аспиранты принимают активное участие  в работе республиканского философско-интеллектуального клуба «Эпоха» (www.dorfo.ru). Ежегодно в Дни всемирной философии проводится «Посвящение первокурсников в философы» с приглашением ведущих философов вузов Дагестана, научных сотрудников ДНЦ РАН, общественных деятелей. Можно сказать, что мы вывели философию как науку и образование за пределы академических занятий, взяли на вооружение опыт ее преподавания с античных времен. Но тот же университет по-прежнему получает абитуриентов, учившихся «мыслить», как правильно заметил Р.Г. Абдулатипов, на основе ЕГЭ, в том числе по общественным наукам. Более того, мы не можем противостоять напористости Минобрнауки РФ по внедрению тестовой системы обучения и контроля знаний студентов даже по философским дисциплинам. Дело дошло до того, что экзамен по философии в аспирантуру сдают также компьютеру.  
Содержательные изменения, которые произошли в отечественной философии, в целом справедливые и позитивные: наша философия как наука и образование стала значительно емче, полнее и адекватнее мировой. Но в то же время философию пытаются отодвинуть на задний план, свалить на философов ответственность за все наши исторические беды, урезать ее права, время, отводимое на ее изучение…А ведь одной из причин многих трудностей нынешнего общественного развития, на наш взгляд, предстает отказ от государственной или общественной идеологии, ядром которой всегда выступает определенная философия. И об этом, на наш взгляд, определенно заявляет новый руководитель республики.
Молодое поколение философов призвано положить начало философской культуре и философским школам в Дагестане. Дагестанские философы, в основной своей массе, по-прежнему, как и в советские времена,  на поводу инициируемых и планируемых региональными и федеральными центрами власти общественно-политических, нежели научных, мероприятий, посильной ретрансляции до читающей публики выступлений философских корифеев из российских философских центров и популярных политических аналитиков… А многие из молодого поколения философов порой заняты неуклюжим дублированием масс-медийного и электронного эфира, их «теоретическая» подготовка сводится к умелому компилированию интернет-материалами. И потому даже по своей традиционной проблематике наши ученые не всегда могут достойно представлять Дагестан на международных и всероссийских научных конференциях, их выступления зачастую  сводятся к эмпирическим рассуждениям и озвучиванию экзотических фактов и цифр из жизни многонационального края.  Традиционно узким местом дагестанской философии, как и других гуманитарных наук, является ее герметичность и демонстративная самодостаточность. Ее представители мало печатаются за пределами республики, не оказывают влияния на российскую философию. Они мало выезжают, мало выносят на суд общероссийской научной общественности свою тематику и результаты исследования на конференциях российского и международного уровня. А проводимые в республике научные мероприятия по известным объективным причинам не собирают инорегиональных участников для кворума подлинно научных дискуссий. 
Философско-методологически значим ориентир Р.Г. Абдулатипова на изменения с опорой на нашу культуру.  Сегодня, в эпоху глобализации, для нас важны проблемы современной культуры,  виртуальной реальности, виртуальной культуры, и ориентироваться в них могут те, кто хорошо знаком с онтологией – формами бытия, материальной и духовной реальности, отражения и информации и т.п. Понимание постмодернистских тенденций в культуре основано на критике онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризма, на провозглашении освобождения означающего от его зависимости или происхождения от логоса и связанного с ним понятия истины, или первичного означаемого, на толковании трансгрессии и т.п. Все эти проблемы и разом не выговоришь, но на факультете уже есть студенты и аспиранты, которые  в них компетентно разбираются. Дагестанская культура подвергается разрушительным тенденциям глобализации, и только уловив и поняв дух мировой культуры, место в ней нашей национальной культуры, можно ее осмысленно защитить. А защищать ее нужно потому, что «именно традиционная культура, – как справедливо заметил Р.Г. Абдулатипов, –   формирует целостное мировоззрение», именно она является подлинной культурой, не поддающейся манипулятивной коррозии современной массовой культуры.
Не отрицая роли материально-бытийных, экономических обстоятельств в жизни общества, руководитель Дагестана акцентирует внимание на духовном бытие  наших народов. Трудности, которые ныне дагестанское общество испытывает, вступив в постсоветскую эпоху глобализации, связаны помимо прочего и с жесточайшим цивилизационным конфликтом ценностей. Советская власть  политически и идеологически культивировала свою современную версию системы ценностей в СССР. Но подобная практика сегодня оказалась неприемлемой, значит, необходимо ее заменить более длительным, но, быть может,  единственным путем – путем изменения культуры и функций философии. Нужны аксиологическая эволюция (революция?), переход к новой иерархии ценностей. Дагестанское общество опускается и застывает на суррогате культуры, замеси культурных кусков – остатков советской культуры  и культуры шоу-бизнеса с цементированием их  своеобразием национального и мусульманского духа дагестанских этносов. Для устранения цивилизационного дискомфорта нашим идеологам необходимо отказаться от сознательных или неосознанных попыток консервировать  это своеобразие, попыток превратить его в нечто универсальное и начать движение в унисон с  мировой  цивилизацией к сущностному в человеке с сохранением рационального в этом национальном своеобразии.
Нам, философам, близка также установка врио Президента РД о том, «чтобы просветительская деятельность наших конфессий была еще более ощутимой на развитии нашего общества», о том, что «религиозные учения способствуют формированию государства и цивилизации». За будущими поколениями философов и разрешение обострившихся ныне противоречий между салафитами и тарикатистами… Не обзывать друг друга экстремистами и террористами, а спокойно разобраться в глубинных и теоретических разногласиях между суфизмом и салафизмом, здесь эффективна также методология теории познания: различия в культуре и стиле мышления, интеллектуальных традициях этих направлений ислама; все это – ключ к мирному диалогу и сосуществованию. Вот когда в Дагестане данные осмысления станут массовыми, когда сотни наших выпускников будут способны донести эти вещи до людей, тогда и начнется формирование специфической дагестанской философской школы с очень важной для мирового духа проблематикой…  
Жизнь многоступенчата, поэтому говорить, что философия участвует в жизни человека постоянно, в любой период жизни, было бы преувеличением. Философия влияет на решающие, ключевые, поворотные моменты как в жизни отдельного человека, так и в жизни общества. Чем значимее жизненные события, тем заметнее философия влияет на них. В России, в Дагестане, как в целом и во всем мире, философская культура невысока, но Р.Г. Абдулатипов сделал на нее весомую ставку.
Роль философии и в политике, и в культуре, и в религии не только в том, чтобы философски насыщать эти  сферы мировоззренчески подготовленными  и гуманитарно-образованными кадрами. Конечно, оздоровление руководства и властных структур республики – курс правильный, и здесь народ поддержит нового президента. Но Дагестан нуждается в системных изменениях, и без философии не обойтись. Определение цивилизационного курса на гражданское общество регионального типа, выстраивание иерархии общечеловеческих ценностей с учетом менталитета и религии дагестанских этносов, подчинение этому курсу и иерархии экономических, политических, образовательных и др. сфер общественной жизни – важнейшая задача Дагестана, я бы это назвал национальной идеей наших народов.  И они не могут быть обоснованы и решены без философии. Полностью согласны с призывом врио Президента Дагестана, «что мы должны давать идеи, которые спасут Дагестан, которые поднимут республику на качественно новый уровень».

Возможно, и во многом другом мыслится основная современная миссия философии. Наиболее активной части дагестанских философов в деятельности РФО и его Дагестанского отделения видится фактор упрочения общероссийского единства,  вектор роста качественного уровня региональной философии. Философия Дагестана достигла духовной зрелости для участия в судьбе своего народа и  должна взять на себя   ответственность указывать ему путь в достойное будущее в неразрывной связи со своей культурой.  

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив