Народы Дагестана
Архив номеров » № 2, 2013 от 19 Июля 2013 г » История » Из истории Средневекового Дербента

Из истории Средневекового Дербента

Город Дербент раскинулся на западном побережье Каспийского моря.

Своей богатой историей и необычайной судьбой Дербент в огромной мере обязан географическому положению. Он возник в одном из самых стратегически значимых мест знаменитого международного Прикаспийского пути – важной военной и торговой трассы, с древнейших времен связывавшей народы и страны Закавказья и Переднего Востока с Юго-Восточной Европой. 
Географическая ситуация и благоприятные природно-климатические условия обусловили обживание этого места с глубокой древности.
Становлению Дербента как важного военно-политического и торгово-ремесленного центра Восточного Кавказа, наряду с внешними и внутренними причинами и факторами, способствовало усиление торгового значения Прикаспийского пути.
Прикаспийский путь на юге выводил к Экбатанам (Хамадан) – крупнейшему центру на Великом Шелковом пути, а на севере, в низовьях Терека, он имел ответвление – дорогу, ведущую в Центральное Предкавказье и далее в Причерноморье, на Боспор. Эта дорога засвидетельствована арабскими авторами IX–X веков как важнейшая международная караванная трасса, ведущая из Передней Азии и Закавказья через Дербент (Баб ал-абваб), Семендер, Беленджер и далее по прикаспийским степям к Итилю.
В  V–VI веках иранские шахи развернули на Восточном Кавказе грандиозное фортификационное строительство – возведение укрепленных городов, крепостей, которые должны были защищать северные рубежи их державы от новой волны кочевников: гуннов, савир, тюрок, хазар. Одними из первых таких оборонительных сооружений, призванных противостоять воинственным гуннам, стали возведенные в середине V в., в правление шаха Йездигерда II, сырцовые укрепления Дербента, полностью перекрывшие проход между морем и горами.
Оборонительные сооружения Дербента были завершены в 60-х годах VI в. в правление самого могущественного иранского шаха династии Сасанидов – Хосрова I Ануширвана (531–579).
Дербентские оборонительные сооружения включали цитадель, расположенную на отроге Джалганского хребта и носящую ныне название Нарын-кала, и две длинные городские стены, параллельно протянувшиеся от цитадели до моря и полностью перегораживавшие приморский проход. Между этими стенами, отстоявшими друг от друга на расстоянии 350–450 м, и располагался средневековый город.
В VI–VII веках Дербент являлся важнейшим военно-стратегическим и административно-политическим пунктом Сасанидов на Кавказе, центром ремесла и торговли.
Это был и важный религиозный центр. По информации Мовсеса Каланкатваци и Мхитара Айриванеци, здесь до 552 года находился престол католикоса Албанской церкви, а его дворец существовал в Дербенте и в начале VIII века.
Составной частью Дербентского оборонительного комплекса являлась Даг-бары («Горная стена») – грандиозное фортификационное сооружение. Она отходила от южного угла цитадели и по гребням и ущельям тянулась в горы. Стена была укреплена системой башен и фортов. Горная стена вместе с укреплениями Дербента представляла собой мощную, трудно преодолимую преграду.
Первые отряды арабских воинов во главе с такими знаменитыми полководцами, как Салман ибн Рабиа, Абдурахман ибн Рабиа, Сурака ибн Амр, Абдаллах Хабиб ибн Маслама, появляются в Дербенте – Баб ал-абвабе в 22 г.х./ 642–643 гг. Однако укрепиться арабам здесь сразу не удалось. Только с 22 по 31 г. хиджры по приказу халифов Омара и Османа было организовано не мене пяти крупномасштабных походов на Восточный Кавказ. И одной из главных стратегических целей их было овладение Дербентом.
Окончательно закрепились арабы в Дербенте после походов ал-Джарраха ибн Абдаллаха и Масламы ибн Абдалмалика в начале VIII века. Тогда же Баб ал-абваб превращается в главный опорный пункт Халифата на Кавказе, в важнейший административно-политический и религиозно-идеологический центр. Сюда с покоренных областей поступали налоги и дань, стекалась военная добыча, здесь находилась основная часть арабских военных сил на Кавказе, отсюда шло победное шествие ислама.
При Масламе в Дербенте проводятся большие строительные работы.
Сюда было переселено 24 тыс. воинов с семьями из Дамаска, Химса, Куфы, ал-Джазиры. Город был разделен на кварталы (кисм).
Джума-мечеть в Дербенте является древнейшей из ныне действующих мечетей в мире. Это уникальный архитектурный памятник, замечательный образец раннемусульманского зодчества. Есть основания полагать, что она была перестроена из христианской базилики.
Мечети строились в городе на протяжении всей его средневековой истории. Так, например, историческая хроника «Дербенд-наме» сообщает, что знаменитый халиф Харун ар-Рашид (786-809) «сам прибыл в Дербенд, сделал многое для благоустройства. Он провел в Дербенд арыки с водой, построил мельницы, в каждом квартале построил амбары и мечети».
Среди других старинных мечетей города следует упомянуть минарет-мечеть XIV–XV веков близ ворот Джарчикапы и Кырхляр – мечеть рядом с одноименными воротами, которая была возведена по повелению шаха Аббаса в 1626 г.
Историко-архитектурными памятниками города являются и сохранившиеся средневековые бани. 
В VIII – начале ХIII вв. Дербент являлся не только важным военно-политическим, религиозным, но и торгово-ремесленным, культурным центром.
Структурно Дербент состоял из цитадели, собственно города и пригорода. В городе располагались правительственное здание, дворец военачальников, общественные сооружения, бани, площади и базары, фонтаны и водохранилища, караван-сараи и склады, ремесленные и жилые кварталы. В цитадели находился комплекс дворцовых сооружений правителей Дербента. Ремесленники были объединены в торгово-ремесленные гильдии, во главе которых стояли начальники. Источники упоминают и раиса раисов, который занимал в социальной структуре города одно из самых высоких мест.
Арабские авторы IX–XIII веков отмечают производимые в Баб ал-абвабе льняные ткани и одежды, которыми славился город, находившие широкий спрос в Азербайджане, Ираке, Фарсе, Кермане, Табаристане, Хорасане и других областях и странах. По сведениям Ибн Хаукала, марена из Дербента доставлялась вплоть до Индии. Дербентская хроника XI века упоминает о шелководе в городе. А знаменитый венецианец Марко Поло, посетивший город в конце XIII века, сообщает о генуэзских купеческих кораблях на Каспии.
Дербент поддерживал тесные торговые связи со многими городами и областями Передней и Центральной Азии, Восточной Европы. При раскопках здесь обнаружены иранские фаянсовые, кашиновые, люстровые блюда и чаши, китайская и корейская фарфоровая посуда, импортные стеклянные браслеты и сосуды. Город являлся важным центром на Великом Шелковым пути и был активным посредником в торговле Востока и Запада, Севера и Юга. Торговые пошлины составляли важнейшую статью его доходов.
Дербент в VIII–XIV веках – это крупнейший порт на Каспийском море. По сведением арабских географов, сюда прибывали торговые корабли из Джурджана, Табаристана, Джилана, Аррана, Хазарии, Руси, Волжской Булгарии и других областей прикаспийского региона.  Ал-Балазури и Ибн Хаукал сообщают и о специальном коменданте порта – «владельце замка», который давал разрешение на вход и выход из гавани. 
Наместники, управлявшие городом, назначались халифом из числа видных военачальников, и они обладали значительной военной силой и властью.
Развитие торговли приводило к развитию денежного обращения. Уже с начала VIII века наместники Баб ал-абваба начали чеканить от имени халифов серебряные и медные монеты, что подчеркивало политическое и экономическое значение города и отражало необходимость в пополнении денежного потока. Монетная чеканка существовала в городе на протяжении всего средневековья, и дербентские монеты, судя по местам их находок, имели хождение не только на Кавказе, но и в Юго-Восточной Европе, в Средней Азии, на Переднем Востоке.
О политических событиях IX–XI веков в Дербенте и на Восточном Кавказе рассказывает историческая хроника «Тарих Баб ал-абваб». VIII – начало XIII века в истории Дербента отмечены экономическим подъемом, расцветом не только ремесел и торговли, но и всей городской жизни, развитием и распространением арабской письменности и языка, книжной культуры и научной мысли. 
В XI веке в Дербенте теолог и мистик Абу Бакр Мухаммад ибн Муса ад-Дарбанди завершил свой уникальный труд под названием «Базилик истин и сад тонкостей», который был обнаружен относительно недавно и стал предметом пристального изучения специалистов. Этот трактат, представляющий собой суфийскую энциклопедию, является важнейшим источником по истории ислама. Его автор получил образование в Дербенте, затем много странствовал по халифату, обучаясь у знаменитых ученых и, вернувшись в родной город, основал здесь суфийский маджлис.
В 1130 году Дербент посетил испанский араб Абу Хамид ал-Гарнати, много путешествовавший по мусульманскому Востоку. Здесь он поселился у эмира Абул-Касима, вместе с которым читал книгу известного богослова – шафиита ал-Махамили, вел лекции по шафиитскому праву на арабском языке, а эмир переводил их на лезгинский, даргинский, кубачинский, аварский, табасаранский, аланский, тюркский и другие языки.
Изложенные данные наглядно показывают ту важную роль, которую играл Дербент – Баб ал-абваб в политической, экономической и культурой жизни средневекового мусульманского Востока и особенно в VIII – начале XIII вв. Это был период наивысшего расцвета в истории города.
«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив