Народы Дагестана
Архив номеров » № 2, 2013 от 19 Июля 2013 г » Образование » Изменить подходы к воспитанию в условиях модернизации образования

Изменить подходы к воспитанию в условиях модернизации образования

– Албури Албуриевич, как объяснить, что такое модернизация образования и процесс воспитания?

– Модернизация образования – усовершенствования в этой области, отвечающие современным требованиям. Под ними понимают информатизацию, широкий выбор образовательных программ и услуг, высокое качество знаний, эффективное использование ресурсов кадров. К ним относится и воспитание студентов.
Воспитание – один из важнейших педагогических процессов. Наше общество ему придавало большое значение. Оно неустанно искало приемлемые методы воспитания и находило. Особенно удачными, на наш взгляд, были их поиски в советское время. В образовательных учреждениях (школах, ссузах, вузах) обучающийся должен был быть охвачен шестью направлениями воспитания: идейно-политическим, трудовым, нравственным, физическим, эстетическим и атеистическим. Хотя по каждому из них делалось немало, но доминирующим было идейно-политическое воспитание личности. Им был пронизан почти весь учебный процесс. План воспитательной работы, можно сказать, состоял из мероприятий, носящих отпечаток действующей идеологии. По этому направлению образовательные учреждения не испытывали недостатка в литературе.
Лет 20 тому назад у нас в стране эту систему воспитания предали забвению, не предложив ничего взамен. И воспитание в образовательных учреждениях было пущено на самотек. Особенно в школах, что отражается заметно на поведении и уровне знаний их выпускников – студентов первого и второго курсов. 
– Раисат Албуриевна, как помочь учителю по-современному организовать воспитание учащихся, а педагогу вуза – изменить отношение к социализации студентов – бывших учащихся?
– Помощь школе видится в следующих советах.
На первый план, по логике вещей, сейчас выдвигается нравственное воспитание, т.е. формирование духовных качеств, необходимых в повседневной жизни. Теперь школа обязана прививать подрастающему поколению такие высокие духовные качества, как трудолюбие, верность общественному долгу, взаимное уважение, непримиримость к несправедливости, стяжательству, во всей широте раскрывать такие душевные качества, как честность, скромность, порядочность, великодушие, а также давать представление о понятиях «добро и зло», «совесть и стыд», «любовь и счастье», «религия и вера», «семья и родство», «дружба и товарищество».
В прошлом существовала масса выработанных правил и этических норм о том, каким образом строить жизнь, как приветствовать человека, как вести себя в общественных местах, вплоть до деталей слов, жестов, с тонкой дифференциацией для разного возраста, пола, занимаемого положения. Хотя со временем стало возможным иное понимание некоторых заповедей этого понятия, в принципе и сегодня намус остается вполне приемлемой формой воспитания. Сто его наставлений, приведенных Р.М. Магомедовым, – фактически общая программа воспитания. Все они преследуют именно эту цель, а многие же прямо адресованы педагогу и родителям: «Хорошее воспитание – лучшее наследство», «Оберегай молодежь от дурного влияния и дурных поступков»... Этими идеями полна и книга «Основы народной педагогики Дагестана» Омарова С.М., нашего прославленного «дагестанского Ушинского».
Полагаем, наступило время возродить воспитание в школе в духе дагестанского намуса, народной педагогики вкупе с незыблемыми положениями действующей официальной педагогики. Каноны намуса можно отнести к бесценным человеческим нравственным ценностям, великим педагогическим достижениям. Их сила – в непредписанной обязательности: за отступление от них следует коллективное (джамаатское) осуждение. (Здесь уместно вспомнить решение землячества Советского (сельского) района (ныне Шамильского) в г. Махачкале о том, что «отныне каждый молодой человек, выходец из района, будет под постоянным присмотром, а недостойное его поведение в общественных местах предано огласке и, если надо, – всенародному позору». Считаю, этой линии следует придерживаться и всем остальным землячествам.)
Самое главное в намусе – это то, что в его рамках нет места неблагопристойному поступку. «Мне все больше кажется, – читаем у P.M. Магомедова, – что в нравственно-этических нормах намуса, составляющих кодекс чести, нет ни одной случайной детали, все направлено на то, чтобы не задеть чести и достоинства человека». По намусу люди должны опережать друг друга в добрых делах как в пользу общества, так и отдельной личности. «Остаться под намусом», «Забыть о намусе» (т.е. остаться в долгу перед кем-то) или «Потерять намус» (т.е. сделать что-то не так, как принято) – это значит заслужить отрицательную оценку действиям. «Верность намусу» (т.е. поступать по-людски) – это высшая оценка.
– Раисат Албуриевна, как добиться формирования личности с намусом и сознательным поведением?
– Думается, органам народного образования совместно с педагогической и родительской общественностью желательно составить моральный кодекс учащегося дагестанской школы по канонам намуса, имея в виду конечную цель школы – «воспитание достойной личности, способной к полезному и квалифицированному труду».
Добиться этой цели можно разными методами. Один из них широко используется в народной педагогике и может быть назван условно «воспитание назиданием». Мы все хотим добиться сознательной дисциплины. Педагогика в этом направлении ищет наиболее оптимальные варианты воздействия на умы детей, но не всегда их находит. Держать детей под постоянным надзором не имеем возможности. Существует детский мир, помимо общего с нами, в котором, хотим мы того или нет, имеют место непроизвольные действия, идущие вразрез с общепринятыми нормами, и поскольку они все же становятся известными, старшие по-разному реагируют на них: одни наказывают детей (нередко чересчур, хотя одна из заповедей намуса говорит: «Не бей детей, а одним взглядом укрощай»), другие же – будят их совесть. Именно этот последний метод возобладает в народной педагогике.
Суть его в следующем: для педагогического воздействия воспитатель возможные отрицательные последствия проступков связывает с именами матери, отца, уважаемых родственников всего тухума (всего рода), и это дает исключительно сильный эффект. Культ семьи, родни очень дорог горцам, он всячески поддерживается, начиная с младенческого возраста. Ответственность перед старшими, боязнь поставить их в неловкое положение, верность сложившимся традициям семьи, тухума часто сдерживают детей от недостойных действий.
Кроме того, наказание словом оставляет глубокий след, если им пользоваться умело, как принято у многих дагестанских народов. Например, за проступки, не имеющие серьезных последствий, детей даже не ругают, а слегка бранят, связывая это опять-таки с именами домочадцев: «Да чтоб ты остался у своей матери!», «Да чтоб жив был твой отец!» 
– Албури Албуриевич, на каких положительных примерах можно воспитывать наших учащихся и студентов?
– Первое. Традиционная культура воспитания. В деревне, ауле каждый аксакал оставляет о себе память – строит мостик, мельницу, следит за водоемами или водопроводом, сажает деревья, ремонтирует дорогу, мостит улицу. Такого рода благотворительность проявляется совершенно бескорыстно и считается как бы личным долгом перед аульчанами. Почему не повторить такие примеры в современной жизни сельчан и горожан?
Второе. Приоритет семейного воспитания. Всячески поддерживается культ отца, матери, старших, предков. Для воспитания нормального ребенка    лучше  считается трехпоколен-
ная семья. Воспитание без дедушки и бабушки – большая потеря в жизни ребенка: считается, что в нем могут не зародиться такие качества, как доброта, честность и бережливость. Подрыв культа матери равен концу созидания. Отрицательно отзываться о матери и отце (особенно о матери, вообще о женском поле) не допускается, ибо это впоследствии скажется губительно. В многодетных семьях сын и дочь в возрасте 4–5 лет уже становятся помощниками даже в воспитании младших. Четко дифференцируется воспитание детей разного пола, не упускаются из виду индивидуальные и возрастные особенности.
Третье. Массовое (коллективное) участие и непрерывность в воспитании. Сельские жители чувствуют себя в ответе за воспитание всех детей аула. Сила их воздействия – во взаимной поддержке и выручке. Дети соседей становятся как бы родными. Поэтому сельчане очень спаяны, что дает им возможность заниматься воспита-
нием повседневно. Любой житель аула имеет право сделать замечание любому ребенку и даже в форме повеления и приказа пресечь аморальные действия, причем это не только не возбраняется, а приветствуется.
Четвертое. Безупречная интернациональность. О других народах шутки, юмор допускаются, но дурно отзываться не полагается. Кроме как по общим сведениям, о том или ином народе судят по благородным делам его представителей. Например, благодарят русский народ за подвижническую деятельность, на что, кстати, способен не каждый народ, дагестанцы делились последним куском хлеба с беженцами из прифронтовых городов России во время Отечественной войны и в послевоенные годы. Такие же чувства проявили они к чеченцам, ингушам, осетинам, оказавшимся в трудных ситуациях во время недавних военных действий. О том, как крепки интернациональные связи внутри Дагестана, можно судить на примере любого народа. Эта реальность наложила свой отпечаток и на образ его жизни – жить в мире и в согласии, без конфликтов и распрей, относясь с большим уважением ко всем соседям, к их традициям и языку. Поэтому среди дагестанцев очень много лиц, владеющих двумя, тремя, а то и четырьмя языками.
В наше время, когда многие представители Дагестана трудятся в приграничных республиках и областях, в городах России и СНГ, подобные межнациональные связи следует пропагандировать и приветствовать.
Пятое. Подлинный патриотизм. Принято считать, что патриотизм – это любовь к Родине. Он прививается с молоком матери и становится привязанностью к чему-то единому, являющемуся в то же время общностью, – языку, культуре, традициям, родному краю. Человек, не знающий того, что называется «родным», не может и любить его. Подлинный патриот по своей натуре глубоко интернационален. В здоровом обществе всегда присутствует патриотический дух. К сожалению, ныне мы не в том духе. Не всех волнует судьба Дагестана, судьба России. Общество все больше заражается духом дикого предпринимательства, насилия, варварства, равнодушия и безразличия. Конечно, в такой неопределенности жизнь долго продолжаться не может. Патриотические чувства должны взять верх. Разговор о патриотизме должен быть конкретным, насыщенным фактами, без шаблона.
Шестое. Нетерпимость к пошлости, к публичному легкомыслию. В народе сложились этические нормы поведения личности на дому и в обществе, причем точно адресованные разным возрастам и полам, как бы негласно устанавливая границу дозволенного и запретного. Развязное поведение, подлый поступок, пошлое высказывание, безвкусно-грубый анекдот могут нанести обиду окружающим. Поэтому горцы не только контролируют себя, но и зорко следят за поведением близких. Не случайно в компаниях сразу выбирается тамада, наделенный почти неограниченными правами. Основная его функция (особенно на больших торжествах) – бдительно следить и пресекать немедленно непозволительные проступки и давать оценку невпопад сказанным словам.
Здесь широкое поле деятельности для учителя: только он в состоянии довести до ума детей культуру и бескультурие в поведении человека. 
– Раисат Албуриевна, каковы же Ваши пожелания по улучшению воспитательной работы в школе?
– Соблюдать закон в свободе совести и вероисповедания (это прерогатива государственных органов); разработать программу воспитания на заповедях дагестанского намуса и народной педагогики; ввести единую форму, как одну из возможностей улучшения воспитательной работы; педагогам нашего вуза сотрудничать с органами народного образования республики в целях организации этой работы на новых началах. 
Мы уверены, что работа в таком направлении даст положительный результат.
– Албури Албуриевич, какова организация воспитательной работы в вузе и что бы Вы могли сказать о положительном опыте по социализации студентов ДГУ?
– В школе воспитание имеет разнообразные цели. Но, в основном, оно должно сводиться к сформированности навыков поведения в общественной, личной жизни, прививаемых семьей, школой и средой.
Вуз получает молодежь, завершившую два этапа взросления – дошкольный и школьный. В нем, продолжая преемственную связь с прошлыми этапами воспитания, вводятся и свои, специфические формы. Это третий этап. Его можно назвать собственно социализацией. Ее главная цель – формирование молодого человека как полноправного члена общества. В вузе продолжается как целенаправленное воздействие, что и в школе, так и спонтанное, т.е. воздействие на умонастроение не внешнее, а вызванное собственным побуждением. Это долгий процесс самоусовершенствования личности, который длится вплоть до старости. Задача вуза – выявить потребности каждого индивидуума, его возможности и способности и помочь ему реализовывать их. Для этого возможности налицо.
Наш вуз накопил положительный опыт по социализации студентов: создан институт кураторства, возглавляемый проректором по социальной и воспитательной работе, призванный совместно с профкомом и комитетом молодежи вести общественную работу на факультетах, введена должность замдекана по воспитательной работе, разработано и действует положение, обеспечивающее воспитательные функции моральным и материальным поощрением.
И это заметно сказалось на поведении студентов. В их сознание постепенно проникают идеи общечеловеческих ценностей, в первую очередь гуманизма. Возрождаются традиции, несущие отношения жизнерадостности и добра. К примеру, традиции студенческого театра эстрадных миниатюр (СТЕМ) дополняются новыми представлениями – КВН, брейн-ринг, посвящение в студенты, день факультета; студенческий клуб широко развернул свою деятельность: самодеятельный коллектив ДГУ –  лучший среди вузовских коллективов; стали популярными встречи с деятелями научной и творческой интеллигенции; действует итоговый конкурс «Признание».
Данными формами общественной работы охвачена определенная часть студенчества. Масса студентов все же остается вне поля зрения. 
– Раисат Албуриевна, почему часть студентов не охвачена этой работой и плохо адаптируется?
– Объективные причины: студенты-первокурсники – выходцы из сельских районов нередко представлены сами себе, оказавшись вне семьи и близких в городе (они подчас не готовы к городской жизни); резко сократилось число объектов социокультбыта для проведения досуга, ограничился доступ к имеющимся вследствие приватизации.
Субъективные причины: отсутствие у студента, кроме семьи, «референтной группы», чье мнение по поводу поведения для молодого человека было бы очень важно. Отсюда легкомысленное отношение к посещению занятий и подготовке к ним, отсюда и развязность, безответственность за свое поведение. Молодые люди ведут себя вызывающе без прежних сельских наставников и при отсутствии морального контроля.
Во-первых, для работы с ними должна быть правовая база. Она у нас есть: разработана «Программа воспитания и формирования мировоззрения студента ДГУ как личности и специалиста», удостоенная диплома III степени среди аналогичных моделей вузов РФ на Всероссийском конкурсе (2004 г.).
Во-вторых, изо дня в день в кураторские часы должна быть развернута работа – излечить социальную болезнь нынешних студентов – конформизм. Студенты не стараются проявить свое «я», а подражают тем, кто преуспевает в таких социально не одобряемых качествах, как лень, наглость, сквернословие. В вузовскую среду проникли приемы отучения добросовестных студентов от стремления к знаниям (путем устрашения, насмешек и т.д.); из обихода исчезли формы самовоспитания, вплоть до замечания, нет беспокойства об ухудшении успеваемости, посещаемости и подготовки к занятиям. Почти все студенты одинаково наивны, одинаково «острят», насмехаются, регрессируют. Плохо, что многие из них настроены на регресс, вслепую воспринимают его догматы, даже видя их ущербность.
В этих и других грехах нельзя винить только одну молодежь, слишком много изъянов в их воспитании, ибо наше общество психологически не здорово. В нем процветают снобизм и стадность. На молодежи отразились пороки воспитания на принципах трех моралей – светской, адатной и шариатской, используемых в обществе с выгодой для себя. К тому же «тусовочная» психология находит поддержку и в СМИ. Не без их влияния девальвируются такие понятия, как честь, слава, достоинство, падает нравственность; сильный перекос получили патриотические, интернациональные и особенно атеистические настроения.
– Албури Албуриевич, что должны делать преподаватели для обобщения нравственных ценностей и передачи их студенческой молодежи?
– Для этого вузовская жизнь требует усовершенствования видов воспитательной деятельности.
Все добротное и необходимое все-таки заключено в недрах прошлого. Поэтому за основу воспитания в новых условиях следует взять основы народной педагогики Дагестана вкупе с достижениями официальной педагогики. Материал можно поискать. Как мы сказали, вышла в свет книга «Основы народной педагогики Дагестана» нашего выдающегося педагога Саида Магомедовича Омарова. Полезные труды изданы сотрудниками НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи. Немало работ и педагогов ДГУ.
Весьма желательно ввести спецкурс по народной педагогике под названием «Культура и традиции народов Дагестана» на всех факультетах ДГУ (такой опыт имеется на социальном факультете).
Следует переиздать нашу «Программу воспитания и формирования мировоззрения студента ДГУ как личности и специалиста» и обеспечить ею каждого куратора группы, чтобы внедрить в вузовскую жизнь.
Целесообразно расширить административно-управленческий аппарат отделом воспитательной работы для коренного улучшения студенческого самоуправления. Еще в середине 90-х годов прошлого века в вузах были созданы воспитательные управления, надо укрепить их методистами, ведущими соответствующую работу.
На социальном факультете в свое время функционировала общеуниверситетская социально-психологическая лаборатория. Ее почему-то уже нет. Потребность в ней большая – надо выявлять умонастроение и дух студентов. Поэтому желательно создать лабораторию с несколько другим уклоном – социально-диагностическим.
Не обойтись без кодекса чести студента, в котором должна быть заложена идея: «Воспитать достойную личность, способную к квалифицированному умственному и производственному труду». Не мешало бы подумать о знаках отличия студентов ДГУ.
«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив