Народы Дагестана
Архив номеров » №3.2013 от 30 Сентября 2013 г » Этнология » Шиляги в долине природной красоты

Шиляги в долине природной красоты

 История села Шиляги уходит в далекое прошлое. Шиляги – это одно из старейших и многострадальных сел Кайтага. По рассказам старожилов, на территории села происходили кровопролитные сражения с Надыр-шахом. После тех событий село стали называть Шилагьи – «Шилла х1и», что переводится даргинцами как «сельская кровь».
По другой версии, название Шиляги произошло от выражения шиллагьиттуб – «через село».
История села связана с борьбой горцев за свою независимость.
Угнетенный народ время от времени поднимал бунт. Весной 1866 года наместники царя 12 дней усмиряли Кайтаг и шилягинцев. По указанию царя 6 мая 1866 года 72 шилягинца были сосланы в ссылку в Архангельскую область. На сегодняшний день в Архангельской области существует поселок Шилега, куда были сосланы в свое время в ссылку шилягинцы. Даже лесная речушка там носит название Шилега.
После ссылки часть шилягинцев вернулась в родные места, но царская администрация запретила им восстанавливать село на прежнем месте и называть его Шиляги. По всей видимости, в ссылке шилягинцы научились деревянной резьбе: украшали балконы, террасы. Самые ранние росписи жилых домов на территории Архангельской области датируются 1840-ми годами, хотя сам факт расписных строений упоминается в исторических источниках уже в XVII столетии. Росписью украшали фронтоны фасадов, подшивку свесов кровли и нижней части балконов, ставни и наличники. Вернувшиеся из ссылки шилягинцы также начали украшать свои дома резными деревянными деталями. Если посмотреть с высоты холма, возвышающегося над селом, то видно, что центральная часть села отстроена в форме креста. В селе отсутствуют характерные для многих дагестанских аулов кривые зигзагообразные улочки, улицы в селе широкие и прямые, без тупиков.
Село возникло недалеко от прежнего места расположения и было названо Уллучайкент, т.к. рядом протекает река Уллучай. Это подтверждает арабская запись 1295 года по хиджре, сделанная на стене дома жителя села Ахмедова Курбана.
После Октябрьской революции, в 1926 году, сельчанам было разрешено переименовать село Уллучайкент в Шиляги, на тот момент там было «55 домов и 284 жителя» (Козубский, 1895).
Разнообразен и интересен растительный мир местности, представленный пышными и богатыми лесосадами. В лесах растут разные деревья, в том числе много дикорастущих плодовых деревьев: груша, яблоня, грецкий орех, ежевика, малина и др. ягоды. Горные луга покрыты сочной травой и служат прекрасными пастбищами для скота. Село обеспечено водными ресурсами.
Помимо земледелия и скотоводства, шилягинцы издавна занимались домашними кустарными промыслами и ремеслами: ковроделие и вязание шерстяных носков, изготовление домотканого сукна из шерсти и полотна из конопли (женское занятие), кузнечное, мельничное, плотницкое, строительное ремесла, обработка шкур и кож и изготовление шуб и обуви, изделий из дерева, резьба по камню и дереву, промыслы, связанные с использованием лесных богатств, пчеловодство.
Традиционная пища – растительного и животного происхождения, что обусловлено экологией и хозяйственно-культурными особенностями. Значительное место в рационе питания занимали мучные, молочные и мясные продукты, а также овощи, фрукты, ягоды, зелень. Любимые блюда – хинкал, пельмени и пироги с разнообразными начинками, плов, долма, каши из муки, проса. Очень распространенным видом пищи являлись молочные и другие супы, каши, разные виды халвы.
Шилягинцы всегда славились своей отвагой и мужеством. В боях с бичераховцами в 1918–1920 гг. отличились шилягинцы Рабаданов Мирза, Джабраилов Али и Магандаев Курбан.
Рабаданов Мирза принимал активное участие во всех боях, проходивших на дербентском фронте до его освобождения от белогвардейцев. Советом обороны и обкомом РКП(б) был послан в Кайтаго-Табасаранский округ для организации советской и партийной власти. Одновременно он был активным членом отряда по борьбе с контрреволюцией и бандитизмом. В архивном фонде ЦГА ДАССР имеется запись о его зачислении красным партизаном и выдаче ему краснопартизанского удостоверения № 3245.
В 1926 году красный партизан Рабаданов Мирза отдал под строительство школы, почты и конторы колхоза свои лучшие земли, скосив с участка несозревшую пшеницу. В 1926–1927 гг. была открыта начальная школа. В 1936 году она была переведена в неполную среднюю школу. Впоследствии стала средней школой. В 1953–1954 учебном году состоялся первый выпуск Шилягинской средней школы, она была первой типовой школой в Кайтагском районе. При школе функционировал интернат, в нем проживали учащиеся из различных сел Кайтагского района. Многие известные люди Кайтагского района являются выпускниками Шилягинской школы.
В 1935 году в селе был создан колхоз «Победа», впоследствии реорганизованный в совхоз «Адагинский». Первым председателем колхоза стал Бейбулатов Али, затем Арсланов Курбан. Первым механизатором села стал Халиков Абдурагим. Первым председателем сельского совета был Адамов Магомед из с. Кулиджа. Затем Гасратов Али, проработавший в этой должности с 1930 по 1938 год.
Шилягинцы принимали активное участие в Великой Отечественной войне. 42 шилягинца ушли на фронт, 30 шилягинцев погибли на войне. Вернулись живыми несколько человек. Остались на полях боев братья Ахмедовы: Гапиз, Шейхгасан, Абдулкерим; братья Алишиховы: Салихбек, Абдурашид, Аликади, Ильяс и многие другие.
С 1966 года в Шилягинской СШ работают русские учителя, а И.Г. Бердников работал в Шилягинской школе с 1934 года.
Сегодня в Шиляги зарегистрировано 200 хозяйств. Население составляет 526 человек. Село является административным центром муниципального сельского образования «Шилягинский», куда входят 6 селений.
В селе сохранились старинные праздники, обряды: обряд вызывания дождя, праздник середины зимы «гассук бурт1ни» или «ц1уккала ц1а», который проходит каждый год 5 февраля. В этот день на холме над селом мужчины разжигают костер, молодежь поет песни, прыгает через костер.
Интересными являются топонимические названия местности вокруг села, в частности встречаются названия различных этнических групп. Пребывание того или иного народа на определенной местности неизбежно оставляет след в виде топонимов: жугьут1ла ххяв – «могила еврея», г1ярусла хьхьуни – «дорога русского», цигалла ши – «поселение цыган», х1урхъян вяхъившур – «скала, на которой ранили урахинца» и т.д. Немало наименований местностей с необъяснимой семантикой: Чурчуса, Машаттай, Эмхъягу, Дерхълей, Т1яхъецци, Къамазицци, Андахъцци, Палта, Зямбигу, Сяргъягу, Гурагьан, Г1яхъягу, Бек1ай, Г1ямхъягу, Тяхъи и т.д.

«назад

Фотолента

фотографий: 4
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив