Народы Дагестана
Архив номеров » №3.2013 от 30 Сентября 2013 г » Общество » Сущность гражданского и патриотического воспитания

Сущность гражданского и патриотического воспитания

 Проблемы воспитания патриотизма, гражданственности имеют глубокие исторические корни, и появились они еще в первобытном обществе, когда старшие воспитывали юные поколения в духе преданности своему роду, племени, традициям и обычаям, установленным в сообществе. В последующие эпохи эти проблемы решались в зависимости от требований той или иной общественно-экономической формации.
Понятие «патриотизм» (от греческого слова «патриотес», что означает «земляк», «соотечественник») выражает чувство любви к Родине, преданности и готовности служить ей, защищать от иноземных врагов. К.Д. Ушинский считал, что любовь к Отечеству – характерная черта русского народа, что любить Родину нужно не только тогда, когда она в опасности, но и честным служением ей в мирной повседневной жизни. В современных условиях, когда государственная политика в области воспитания не предлагает реальных путей выхода из духовного кризиса, охватившего все общество, следует обратиться к опыту предков, к источникам своих национальных ценностей. В Дагестане, особенно в горных и предгорных районах, где проживает большинство населения, воспитанию любви к родному краю, Родине уделяли пристальное внимание с раннего возраста.
Дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их в рамках единой Федерации, укрепляет их связи с народами СНГ и других зарубежных стран. В российском патриотизме общероссийское чувство гражданина сочетается с его чувством малой родины, родной республики, области или национального округа.
Профессор Московского государственного социального университета Р.З. Хайруллин в определении понятия «патриотизм» большое место отводит творчеству национальных писателей, поэтов, которые посвятили лучшие свои произведения формированию и пониманию сущности «российского патриотизма». «Жизнь и творчество М. Джалиля является прекрасным образцом служения Родине. Поэт – узник проявил беспримерное мужество. Находясь в плену, он не пал духом. Организовав из своих земляков подпольную организацию «Волга – Урал», он устраивал побеги из концлагеря. Перед смертью он морально поддерживал своих товарищей. Поэт сознавал, что патриотические стихи, написанные им, должны определять и соответствующий стиль его поведения, что его слово (поэзия) не должно расходиться с делом. Поэт достойно прожил свою жизнь и верил, что и смерть его не будет напрасной.
Хороший материал для воспитания учащихся в духе патриотизма содержится в книге Расула Гамзатова «Мой Дагестан». Тема Родины – большой и малой – является в книге ведущей. Поэт гордится родным Дагестаном, его славной историей и культурой. Свое назначение поэт видит в том, чтобы быть связующим звеном между малой родиной и большим миром. «В какие бы края ни забросила меня судьба, – пишет Расул Гамзатов, – я везде чувствую себя представителем той земли, тех гор, того аула, где я научился седлать коня. Я везде считаю себя специальным представителем Дагестана. Но в свой Дагестан я возвращаюсь как специальный корреспондент общечеловеческой культуры, как представитель всей нашей страны и даже всего мира».
Президент России В.В. Путин неоднократно в своих выступлениях отмечал, что при формировании юных поколений главное внимание нужно уделять воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, что также свидетельствует об актуальности проблемы в современном образовании.
Близки, а порой даже неотделимы друг от друга понятия «патриотизм» и «гражданственность» (от слова «гражданин»). Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей (С.И. Ожегов).
Гражданственность – интегральное качество человека, необходимый этап в его становлении и развитии. Критериями сформированности у человека гражданской культуры служат знания, умения и их реализация в выполнении гражданских прав человека во всех сферах его жизнедеятельности.
Отмеченные выше концептуальные идеи по формированию личности гражданина со школьной скамьи помогут воспитать в ней настоящего патриота, горячо любящего свою Родину, свой народ и страну, научить их не только правам гражданина страны, но и своими обязанностями перед Родиной и государством формировать в них навыки по их реализации не только в процессе обучения и воспитания, но и во внеклассной работе, а с помощью родителей – и в семье.
Народная мудрость гласит: «Когда мелеет река, идут к ее истоку». В современных условиях разрушена вся система воспитания, созданная в прошлом, и пока еще ничего нового не создали. Поэтому нам необходимо сегодня найти свои истоки, питающие нашу нравственность, наше самосознание, нашу историческую память, нашу культуру, способствующие оздоровлению духовно юных поколений граждан всей России, противостоянию негативным процессам в современном обществе. Вот почему нам необходимо использовать в воспитании молодежи традиции наших предков.
Народная педагогика четко определяет ту основу, которая должна быть заложена в содержание воспитания и образования детей. Она включает в себя естественные идеалы, традиции, быт, искусство, слово, труд, игру, общение с природой; обращает особое внимание на формирование качеств личности, непосредственно связанных с воспитанием патриотизма и гражданственности: правдивость, чуткость, скромность, верность в дружбе и любви, трудолюбие, чувство коллективизма, любовь к Родине и преданность интересам народа, высокая нравственность, духовность, милосердие, чувство долга, служение Родине и народу, терпимость др. Наши предки учат нас стремиться к высокой культуре, к таким естественным идеалам, как правда, истина, добро, красота, справедливость, свободолюбие, руководствоваться желанием творить добро, беречь культ предков, культ традиционной семьи, проявлять добросовестное отношение к труду на пользу общества, своей Родины.
В Дагестане и во всех республиках в регионально-национальном компоненте учебного плана средней общеобразовательной школы изучаются культура и традиции своих народов, программа которой предусматривает приобщение школьников к национальным истокам духовного воспитания, формирование лучших качеств своего народа. В процессе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса использование лучших традиций предков практикуется не только во внеклассной работе, но и при изучении таких предметов, как история края, родной язык, литература, музыка, изобразительное искусство, физическое воспитание, программа по которым также предусматривает изучение лучших традиций народов Северного Кавказа.
В современных условиях, когда юные поколения редко читают книги, больше времени проводят у телевизора, мы должны прийти им на помощь, разъяснять последствия негативных норм поведения и как пользоваться заветами наших предков.
В народной педагогике, в произведениях устного народного творчества каждого этноса, в школьных программах изучаются образы народных героев, верой и правдой, мужеством и храбростью, высокой нравственностью, своей красотой и физическим совершенством служивших своему Отечеству, неоднократно спасавших свою Родину от иноземных захватчиков.
Д.С. Лихачев говорил, что о каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Мы гордимся своими предками, нам есть чему научиться у них. А великая русская культура со своими национальными традициями как бы цементирует в себе культуры всех народов, что вместе составляют российскую культуру. Поэтому, изучая в школах культуру и традиции своих народов, мы идем к общероссийской, а затем к общечеловеческой, но с оглядкой на свою самобытность. Одновременно в учебно-воспитательном процессе воспитываются такие качества личности, как дружба народов, гражданственность (уважение к законам страны, их соблюдение, знание и соблюдение прав и свобод человека, любовь не только к малой, но и большой – к российскому государству, великой Родине), труд во благо Родины, толерантность, любовь и уважение ко всем народам, населяющим нашу страну, скромность и порядочность, национальная гордость, уважение к своей истории, культуре и искусству, родному языку, литературе, традициям и обычаям.
В наследии предков всегда на первый план выдвигается знание родного языка, истории, литературы, искусства, национальных традиций в семье, дружелюбие, почитание старших, бережное отношение к святым местам, памятникам древней культуры и др. Это относится ко всем народам, проживающим в России, и приверженцам ислама, и православной религии, и иудаизма, и к представителям других религиозных конфессий. При этом неприемлемы элементы национального эгоизма, превосходства, противопоставления одной нации другой, национального нигилизма, пренебрежения к самобытной, национальной культуре своего народа, что чревато негативными последствиями между гражданами одной страны. Поэтому главная задача педагогов школ, вузов помочь молодежи в критическом анализе экстремизма, терроризма, шовинизма, выступать в защиту нравственных, эстетических, социальных ценностей и способствовать утверждению гражданственности, патриотизма всех народов России.
Большой опыт нравственного воспитания накоплен в начальных классах общеобразовательных школ, где формируются нравственные основы гражданского воспитания. Здесь же широко используется как один из важнейших факторов в патриотическом и гражданском воспитании родной язык. Не менее важным является родной край, его природа. Любовь к Родине, к своему государству можно воспитать, пробудив у ребенка любовь к окружающему миру, людям, окружающим его, к широким просторам и несметным богатствам. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, окружающим родственникам, с восхищения красотой родных мест. Возникнув еще в детском возрасте как любовь к родной природе, отчему дому, патриотизм растущего человека постоянно наполняется гражданским содержанием, становится не только нравственным, но и политическим. Так постепенно ребенок учится любить не только свою малую, но и большую Родину – Россию.
Основным воспитателем в современном российском образовании в средней школе является, как принято считать, классный руководитель, обладающий высокой нравственной и педагогической культурой. Он на своем примере обязан демонстрировать лучшие качества морали и духовно-нравственные ценности тех народов, детей которых он воспитывает. Он проводит ежедневно беседы на самые различные темы, диспуты во время классного часа, организует подготовку и проведение утренников, вечеров, праздников, встреч, экскурсий, походов, конкурсов, соревнований и др. мероприятий, охватывая все основные стороны воспитания, в том числе гражданское и патриотическое воспитание.
В нашей стране стало важнейшим правилом: никогда не изменять своей Родине. Но в последние годы во времена перестройки лучшие умы из России стали эмигрировать в западные страны, где им больше платят за работу. Получается, что за большие деньги можно продать самое святое. Настоящий патриот является воплощением лучших качеств человека: морально стойкий, трудолюбивый, сильный боец с твердым характером. Он гражданин Отечества.
Рассмотрев в отдельности категории «патриотизм» и «гражданственность», раскрыв основные подходы к воспитанию этих качеств подрастающих поколений, мы можем остановиться и на раскрытии понятия «гражданско-патриотическое». Смысл и содержание его заключается в том, что это философско-педагогическая категория, интегрирующая в себе как целостное понимание и гражданского, и патриотического одновременно, т.е. они могут существовать и отдельно, но подразумевать при этом как близкие друг к другу понятия. Говоря о патриотическом воспитании, следует иметь в виду обязательное формирование и такого качества личности, как гражданственность. Если мы говорим о патриотическом воспитании, мы имеем в виду прежде всего формирование любви к Родине, к своему народу. При этом на первый план выступает нравственный аспект воспитания, куда входит и формирование других качеств: честность, правдивость, трудолюбие, преданность Родине, готовность к ее защите и др. При осуществлении процесса гражданского воспитания на первый план выходит политический аспект и формирование таких качеств, как уважение Конституции страны, соблюдение и строгое выполнение законов, прав и обязанностей, умение строить свои отношения с другими народами.

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив