Народы Дагестана
Архив номеров » № 4. 2013 от 3 Марта 2014 г » Юбилей » Расул Гамзатов - любимый поэт народа

Расул Гамзатов - любимый поэт народа

 Глубоко осознав уже в раннем творчестве, что без овладения национальными поэтическими традициями невозможно движение вперед, Р. Гамзатов аккумулировал в своем творчестве страсть и мудрость поэтов предшествующих поколений.
Своим ярким и многогранным творчеством он с честью продолжил, развил и безмерно обогатил высокие гуманистические и художественные достижения культуры народов Дагестана, чью неувядаемую славу составляют бессмертные имена Махмуда, Етима Эмина, Батырая, Ирчи Казака, Сулеймана Стальского, Гамзата Цадасы, Абуталиба Гафурова, Эфенди Капиева.
На становление незаурядного дарования Р. Гамзатова огромное влияние оказали русская и другие братские литературы СССР, а также литературы народов мира. Поэзия Гамзатова – это выдающийся пример расцвета и взлета национальных культур так называемых малых народов в советское время.
Весь пафос творчества поэта был направлен против национального герметизма и национального нигилизма.
Н.Тихонов в свое время подчеркивал, что «нелегко быть выдающимся поэтом в стране, где издавна известна и любима высокая поэзия», и отмечал, что Р. Гамзатов сумел стать таким поэтом.
Расул Гамзатов вошел в литературу первым сборником своих стихотворений «Пламенная любовь и жгучая ненависть» в суровом 1943 г., воплотившим беззаветную преданность и любовь советских людей к социалистическому Отечеству и лютую ненависть к фашизму. После войны, в условиях широкого распространения декларативной поэзии, опирающейся на поверхностно-эмоциональную фиксацию общественных явлений, поэт решительно преодолевал в конце 40-х и в 50-е годы XX в. стабильность художественного уровня, скованность лирического «я». Уже в раннем творчестве он понял, что национальный характер является категорией многоплановой, многогранной и подвижной.
В своих произведениях поэт умел говорить о самых сущностных явлениях жизни, о самом главном в человеке, добром и сокровенном, горячо отстаивал чистоту человеческих помыслов, верность гуманистическим идеалам, отвергал ложь, предательство, лицемерие. Будучи чрезвычайно мудрым поэтом, он всегда с детской непосредственностью и свежестью воспринимал и воспроизводил жизнь.
Расул Гамзатов расширил границы бытования дагестанской поэзии, изменил своим творчеством прежние, не совсем верные и не совсем полные представления о ней и завоевал всеобщую любовь и признание читателей. В результате воздействия его творчества горы Дагестана стали выше и краше, они раскрыли перед читателем свою неповторимую историю, неувядаемые подвиги героев. Прославляя и возвышая Дагестан, возвысился и сам поэт. Он протянул от Дагестана, как говорил М. Дудин, «нити человеческого родства ко всему миру, ко всем людям».
Глубокие по содержанию и яркие по форме произведения дагестанского поэта не только невероятно обогатили литературу горского края, но и вошли в золотой фонд общесоюзной художественной культуры, а также составляют неотъемлемую духовную ценность российских и зарубежных читателей.
Своими корневищами Р. Гамзатов врос в родную землю Дагестана. В этом основной источник силы, красоты, своеобразия, неповторимой прелести его поэзии, его мышления и миропонимания. О чем бы ни писал поэт, какие бы проблемы ни поднимал, во всем, везде присутствует Дагестан, отсвет его мудрости. Дагестан – это боль, надежда и неисчерпаемая любовь Р. Гамзатова, любовь и сострадание к людям и народам иных стран у поэта возникли на основе любви и уважения к Дагестану, к его прошлому и настоящему. Интернациональное понимание поэтического и гражданского долга у него выросло на основе патриотического сознания. Для поэта не было мира без Дагестана и не было Дагестана без мира. Поэт высоко ценил дружбу народов:

«Без дружбы погиб мой малый народ,
Великий лишь тем, что любовью живет!»

И если путешественники привозили из других стран песни других народов, то наш поэт отовсюду привозил песни о Дагестане.
Своим гуманистическим пафосом поэзия Р. Гамзатова боролась

«За то, чтоб не был малым человек,
Принадлежащий к малому народу.
За то, чтоб люди с гордостью похвальной,
Каков бы ни был их язык и цвет,

Могли писать свою национальность
На бланках виз и на листах анкет…
За то, чтоб в мире было вдоволь хлеба,
Чтоб жили все и в дружбе, и в тепле!»

Поэзия Р. Гамзатова, будучи глубоко национальной, по-настоящему интернациональна. Сначала тема интернациональной дружбы осмысливалась поэтом на материале героической борьбы советских людей против фашизма. И с тех пор эта проблема постоянно разрабатывалась Р. Гамзатовым в его многочисленных стихотворениях. В стихотворениях «Русскому товарищу», «Слово о старшем брате», «Вера Васильевна», «Москвичи», «Дети одного дома», поэме «Солдаты России» осмысливается нерасторжимая дружба народов Дагестана с русским народом в дни ратных подвигов и в мирное время.
Неподдельной любовью к народам других республик и их выдающимся деятелям вызваны многочисленные стихотворения, посвященные Грузии, Азербайджану, Армении и т.д., а также С. Вургуну, И. Абашидзе, Г. Гулиа, А. Кешокову и многим соратникам по перу.
Гостеприимство и радушие, стремление к добрососедским отношениям пронизывают бесчисленное множество произведений Р. Гамзатова. В них чувство национального достоинства и любовь к другим народам слиты воедино.
Интернациональные мотивы творчества Р. Гамзатова обрели планетарный характер. Поэт с большой любовью писал о Кубе и его вожде Ф. Кастро, о Болгарии, Корее, Чехословакии, о смехе и шуме Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Писал поэт о старике из Стамбула, похожем на его отца, о женщине из Капри, похожей на мать. На чужбине он постоянно охвачен был мыслями о родине, а оказавшись дома – о судьбах и борьбе иных народов мира за свободу и счастье.
Поэт словно вобрал в себя боль и тревоги народов всего мира и собственного народа, как прошлого, так и настоящего:

«Поэт не намерен обходить беду,
А радости сами проносятся мимо,
И я – Ленинград в сорок первом году,
И я – в сорок пятом году Хиросима.

Еврея – в Треблинке сжигают меня,
В Лидице – чех, я француз в Орадуре.
Где б ни был пожар, не уйти от огня,
Где гром ни гремел бы, я гибну от бури».
Поэзия Р. Гамзатова публицистична, он не мог оставаться равнодушным к событиям своего времени, к радостям и печалям не только своего народа, но и других. Мне он представляется поэтом, смело ступавшим по острому мечу времени.
Драматизм, конфликтность гамзатовской лирики отражают драматизм и конфликтность современного мира.
Для поэта и его читателей «земля как будто стала шире», и он гордился тем, что в «неспокойном мире» все больше становилось у него родни. Поэзия Р. Гамзатова преодолела и высочайшие горы, и необозримые моря. Его благодарные читатели всегда полны чувств любви и уважения к нему.
Служение музам не терпит суеты. Идейно насыщенная поэзия Гамзатова глубоко содержательна и мудра, ей характерен воинствующий гуманизм. Поэт долетел до самых высоких звезд – до человеческих душ и покорил их навсегда, ибо он сложил свои песни под звуки собственного сердца, а в сердце своем он заключил тревоги мира. Жажда любви, добра, красоты – жажда жизни пронизывает все творчество нашего выдающегося земляка.
Читатели и критики с восхищением пишут об афористичности, чеканной отделке и глубине мысли, характерных гамзатовским надписям и восьмистишиям. Отмечают оптимизм, ликующее моцартовское жизнелюбие его поэзии.
М. Светлов отмечал, что «юмор входит в поэзию Р. Гамзатова, как молибден в железо». Ирония и юмор не только свидетельствуют об остроте поэтического мышления Р. Гамзатова, но и о его неиссякаемом оптимизме. Чрезвычайно заразительная поэзия Расула афористична и многогранна по оттенкам. В ней слезы и смех, непосредственность и ирония, гуманизм и гражданское мужество живут рядом в нерасчлененном состоянии. И читатель всегда ощущает тепло и свет его поэзии.
Р. Гамзатов был пламенным и преданным певцом любви. Он считал себя причастным к общему наследию любви. Для поэта любовь к женщине – одна из форм любви к жизни.

«И где бы я ни был, чтобы со мной ни сталось,
Пусть лишь любовь живет в моих стихах.
Не так уж много впереди осталось,
Чтобы писать о всяких пустяках», - признавался поэт.

Стихи о любви у него разные. В одних случаях они напоминают исповедь, в других – близки к рассказу о ней, а в третьих превращаются в полную любовного смятения легенду.
Поэт был всегда охвачен чувствами любви, никогда ее не забывал. Даже после смерти ему хотелось бы вернуться для того, чтобы узнать – печальна ли возлюбленная, а если нет, то снова умереть. Любовь поэта была настолько сильна, что он был уверен, что она дойдет до правнуков его «как поговорка или притча».
Оружию убийства и угнетения поэт противопоставлял оружие любви к людям. Об этом, например, диалог между саблей Надир-шаха и рубаями Омара Хайяма. В поэтических сказаниях о любви сила любви измеряется жизнью и смертью.
В солнечном творчестве нашего земляка есть немало стихотворений, осмысливающих истоки поэтического вдохновения и его назначения. Поэзия его питалась любовью к красотам природы и к красоте человека, его помыслов и поступков, а также добрыми чувствами ко всему. «Поэзия, – говорил поэт, – нужна людям повседневно. Как чарка на свадьбе, как сабля в сраженьи, как платье нарядное стройным невестам, как солнце горячее всходам весенним».
Читатели и критики признаются, что в его творчестве все неожиданно и прелестно, что, читая его строки, не можешь предугадать, о чем будет сказано в следующей. Критики подчеркивают «кинжальную отточенность» стихотворений. Поэт был далек от прямой назидательности. Своими глубокими раздумьями о природе, о себе, родине, времени, о войне и мире, о детстве и старости, матери и отце, дружбе и поэзии, о жизни и смерти поэт вызывал у читателя глубокие мысли и сильное волнение.
Популярнейшее его произведение «Мой Дагестан» читатели, критики и писатели называют автобиографией, рассказом, энциклопедией Дагестана, исповедью, эссе, т.к. они находят в нем черты всех указанных жанров. Иные литераторы (Ч. Айтматов) даже затруднились определить жанр этого произведения.
Прав был В. Гольцев, когда писал: «Мой Дагестан» – это поэтический манифест пламенной любви к родному (аварскому – А.-К.Ю.) языку, родной земле, родному народу, любви сильной, высокой… В основе книги… лежит опыт народа с большой историей и трудной судьбой. Поэт смотрит на него, оценивает его с позиции современности».
Основная тема книги – это поэт и искусство, поэт и время, судьбы народа и его культуры в современном мире. В ней поэт выразил свои напряженные искания истины нравственной и эстетической, выразил свое отношение к истории своего народа и к современности. Хотя произведение написано прозой, оно включает и стихотворения, которые являются «лирико-философскими центрами» (Р.Ф. Юсуфов) повествования.
Констатируя верность всех приведенных выше наблюдений, нам хотелось бы указать еще на один источник жанрового своеобразия книги «Мой Дагестан» – его связь с широко распространенным и на средневековом Востоке жанром «обрамляющих повествований» типа «Панчатантры», «Калилы и Димны», «Мудрости вымысла» Сулхан Саба Орбелиани и многих других. Эти произведения в свое время оказали влияние и на сборник рассказов Ю. Гереева «Спутник Моллы Насрутдина», объединенных образом «повествователя» Моллы Насрутдина, и на книгу новелл Э. Капиева «Поэт», и на цикл рассказов Х. Авшалумова о Шими Дербенди.
Творчество Р. Гамзатова имеет огромное значение, оно сокращает расстояния, сближает и роднит людей. Он стал родным поэтом во всех уголках нашей необъятной Родины, был не только специальным корреспондентом Дагестана в мире, но и представителем мира в Дагестане. Он являлся посланником современных людей в будущее, современником грядущих поколений, т.к. его творчество принадлежит не только настоящему, но и будущему. У поэзии Р. Гамзатова нет возраста. М. Шагинян отмечала, что открытость души поэта, его стремление поделиться со всеми душевными богатствами «делают сказанное им слово афористичным, простым как истина, как хлеб насущный». Сидя за пиршественным столом его поэзии на открытых просторах зеленой планеты рядом с поэтом, видишь, – отмечала писательница, – как он передает свои сокровища «прямо, пригоршнями, из сердца в ладони читателю с великой щедростью, с какой в кавказских горах принимают гостя».
И каждый, кому удалось хоть раз оказаться у пиршественного стола его поэзии, сам чувствует себя поэтом. «И за этот щедрый дележ гениальным богатством, – продолжала свою мысль М. Шагинян, – за открытую душу поэзии, за открытую поступь в жизни, полной колючек и терний в пути, за вечное утверждение жизни и радости жить – несмотря ни на что, – огромной любовью платил читатель своему поэту».
Творчество Р. Гамзатова постсоветского периода полно мотивов разочарования в людях, в дагестанцах, оказавшихся во власти меркантильных и других мелких страстей. Поэт пытался наставить своих земляков на правильный путь. И в этом проявилась его настоящая любовь к Дагестану, его глубокая озабоченность незавидной участью современных дагестанцев, где одни стали фантастически богатыми, а другие обнищали, где интеллигенция, понятия добра, милосердия оказались загнанными в угол, а бал правит невежество, деградация и произвол, опирающиеся на иные сомнительные ценности.

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив