Народы Дагестана
Архив номеров » №5, 2013 от 25 Марта 2014 г » Общество » Многожёнство - социальная болезнь

Многожёнство - социальная болезнь

 Если проанализировать прошлое, то становится очевидным, что эта тема всегда вызывала много споров, дискуссий. Сегодняшние споры являются всего лишь возвращением к старым проблемам. С психологической точки зрения проблема негативно сказывается на нравственном климате не только в самих семьях, но и в обществе. Доказательством тому служат преступления, совершаемые супругами на бытовой почве.
Согласно психологическим исследованиям, полигамию нельзя рассматривать как порождение мусульманского общества. Если обратиться к истории, то можно увидеть, что почти во всех древних обществах полигамия имела место. Хотя многоженство разрешено в шариате, оно не приобрело широкой популярности. Например, в Египте 4% всех браков являются полигамными, в Сирии и Иране – 5% и лишь в государствах Персидского залива – 8%. Шариат, разрешив полигамные браки, не побуждает к многоженству и не отталкивает от него. У арабов до установления ислама мужчина имел право жениться на неограниченном количестве женщин.
В арабском доисламском обществе VII века многоженство было распространенным и привычным явлением. И предшествующие исламу религии и народы разрешали заключать брак с множеством женщин. Царь Соломон имел 700 жен и еще наложниц. Ислам ограничил это количество до 4-х жен. При этом в Коране сказано: «И никогда вы не в состоянии быть справедливым между женами, хотя бы и хотели этого» (сура Женщина, аяты 128, 129). Это можно понять как призыв к моногамии. Коран требовал от мужа заботиться обо всех женах одинаково.
Процесс возрождения ислама в Дагестане можно охарактеризовать как процесс возникновения ислама в мире. И в этом смысле дагестанский социум имел много общего с арабским доисламским обществом. Но дагестанскому обществу, выросшему и воспитанному в лоне двух культур – советско-атеистической и российско-христианской, одинаково негативно относящихся к полигамии, институт многоженства по своей социально-культурной природе был инороден. Таким образом, в дагестанском обществе, в отличие от доисламского арабского, до возникновения ислама уже сформировалось негативное отношение к полигамии. К многоженству негативно относились даже многие «традиционные» мусульмане в силу своего советского воспитания. Где существовало многоженство, там вторая жена не воспринималась дагестанским обществом как полноценная законная жена, обладающая всеми правами. Брак со второй женой был социально непрочным, и при разводе с ней муж не нес правовой ответственности. Брак со второй женой часто становился причиной распада первых семей. А ведь по шариату мужчина имеет право брать себе в жены до четырех женщин, но при условии, что он сможет создать им равные условия и ко всем относиться одинаково. Но мужчинам это, в основном, не под силу.
Наступивший XXI век несет с собой огромный разрушительный потенциал. Нельзя разрешить накопившиеся проблемы в одностороннем порядке, без разумного диалога, поиска компромиссов. Первый и самый простой аргумент против многоженства заключается в том, что многоженство – это аморальная форма брака, которую большинство психологически отторгает. В обществе, основанном на христианских ценностях, полигамия, действительно, считается недопустимой формой брака, общественно вредным явлением, «социальным пороком». (Хотя неофициально она всегда существовала.) В большинстве стран мира гражданское законодательство запрещает многоженство, в некоторых (например, в Саудовской Аравии) разрешает. В России же второй заключенный брак считается недействительным без разрыва первого, т.е. юридически полигамная семья существовать не может, однако встречаются так называемые гражданские браки из одного мужчины и нескольких женщин. Во многих семьях многоженство зависит от традиций в самой семье. Если у папы две жены, то сын возьмет с него пример.
Что же может не устраивать в полигамии по идеологическим соображениям?
Одна из точек зрения восходит к представлениям о том, что многоженство – признак отсталости и унижения женщин. Это порождает негативные явления в обществе – адюльтеры (супружеская измена), драмы, разводы и детей, растущих без отцов. Один из классиков марксизма Ф. Энгельс говорил: «Многоженство – привилегия богатых и знатных…», и оно является «результатом рабства». Это аморально. Поэтому при советской власти многоженство было уголовно наказуемым явлением. Но бывший Президент Ингушетии Р. Аушев выступал в «пользу многоженства», объясняя это тем, что в период войны или другой катастрофы численность мужчин уменьшается. И тогда многоженство становится регулятором демографии. Сегодня в США 34 млн женщин-одиночек. Это связано с увеличением количества женщин. В России, Англии, Бразилии и т. д. доля женщин составляет 52-54%.
Имеются народности, у которых сохранилась традиция многоженства, как, например, в Средней Азии. Некоторые женились после смерти брата на его вдове. Другие считали своего рода «шиком» иметь вторую жену. Этот вид многоженства многие считают формой легализации проституции. Для оправдания такой формы многие говорят: «Многоженство отвлекает мужей от общения с посторонними женщинами». Кстати, и такого рода многоженство многими осуждалось. Запрет на полигамию ввела Римская церковь в Риме и в Древней Греции, стремясь согласовать церковные положения с нормами греко-римской культуры, предписывавшими иметь одну законную жену, но допускавшими иметь наложниц.
В жизни встречаются разные причины и объяснения многоженства. Один из таких мотивов – бездетность, тяжелая болезнь жены, желание иметь сыновей. Это действительно трагедия. Никто не будет спорить, что даже в так называемом «западном» или «христианском» обществе данный мотив вполне может оправдать полигамию. Для среднеазиатского же, «мусульманского» общества отсутствие детей вообще и сыновей в частности – не просто беда, это трагедия, с которой нельзя мириться и которую человек обязан избежать.
Нет, конечно, смысла идеализировать многоженство как в целом, так и в конкретных случаях. Но надо помнить, что мужчина в такой полигамной семье создает тяжелый психологический климат. Возникает ревностный конфликт. Обоснованное такими «нормальными» причинами многоженство никогда не было и никогда не будет оправданным и всеобщим явлением. Ислам относится с уважением к женщине. Согласно мнению мусульманских ученых, женщина даже не обязана вести работу по дому (стирка, уборка, приготовление пищи). Для этого муж должен нанять служанку.
И возведение многоженства в закон задержало на многие годы изживание варварского обычая у всех мусульманских народов. Действительно, со временем социальные и прочие причины многоженства в результате развития общества исчезли, бытовая мотивация полигамии постепенно уменьшилась. Уменьшается и религиозно-идеологическая мотивация, хотя сторонники ваххабизма, богатые люди оправдывают многоженство.
В мире встречается и другая форма семейной жизни. Существует ряд стран, таких как, например, Остров Ява, где на одну женщину приходится несколько мужчин. В Тибете и на Острове Ява, в Лассе и Калькутте одна женщина вступала в брак с несколькими мужчинами. Особой свободой пользовалась женщина северного Индостана: ей позволялось иметь неограниченное количество мужей.
Идеологизация и политизация ислама, когда шариат и его нормы рассматриваются мусульманскими партиями и мусульманским сознанием не как право, а как политическая программа, которая должна быть выполнена, происходит во всем мусульманском мире и вызывает разрушение правового здания семейно-брачных отношений. Данный факт никак нельзя игнорировать. Этот процесс неизбежно затрагивает бывшие советские мусульманские республики. В годы социализма не зря требовали от руководителей: не заводить много женщин; не проводить пышные пиршества; не строить большие дома. Приведенные требования характеризовали нравы социального строя.
Часто стали в мусульманских регионах «жениться» на немусульманских женщинах, проживающих вдали от семьи, особенно торговцы. Но люди воспринимают и это как многоженство.
Везде практика многоженства осуждается, т.к. имеет много негативных последствий. Что же с этим делать? Может, запретить? Может, оставить все как есть? Тогда государство, где признается многоженство, будет считаться безнравственным и несправедливым, тем самым намеренно создается пространство неофициального права, в которое оно отказывается каким-либо образом вмешиваться. Сохраняется как бы ситуация советского времени. Может быть, вводить некие косвенные формы регулирования полигамных браков, как в мусульманском мире?!
Мнение людей по этим вопросам разное. Две трети опрошенных россиян относятся к многоженству отрицательно.
Каково мое отношение к этому? Многоженство ущемляет женскую гордость, радости и счастья в дом оно не приносит, да и законы делают положение женщины бесправным, с другой стороны, никто ведь насильно не может заставить женщину стать второй женой, и если ей так хочется, то почему бы и нет?
Все же многоженство является большим испытанием для обоих супругов, которое в реальной жизни, наверное, никому не удается вынести достойно. Даже в России, где нет многоженства, никто не дает гарантию, что муж и жена не потеряют друг к другу интерес через некоторое время и не разойдутся. Мы не запугиваем их, но предостерегаем. Будьте осторожны!
Мне представляется, что решение проблемы многоженства заключается в постепенной трансформации правовой системы, ее либерализации. Она может заключаться в развитии таких форм регулирования семейно-брачных отношений, как брачные контракты, имущественные договоры, в расширении полномочий судебных инстанций в вопросах решения брачных проблем или создании особого семейного суда и т.д. Вопрос трудный. Так, может быть, прав был герой Юрия Никулина из фильма «Кавказская пленница»: «…сколько дел и забот, ах спаси, Аллах!..»?
 

«назад

Фотолента

фотографий: 2

Малазийская семья

Категория фото: ОБЩЕСТВО »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив