Народы Дагестана
Архив номеров » № 6 2013 г. от 11 Апреля 2014 г » Экономика » Новые приоритеты и горизонты минстроя РД

Новые приоритеты и горизонты минстроя РД

 – Муса Асхабалиевич, вот уже почти три месяца, как Вы возглавили Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РД, одно из важных и социально ориентированных министерств республики. Какие приоритеты стоят перед министерством и министром Мусаевым М.А.?
– Приоритеты перед Минстроем РД поставлены Президентом РД Рамазаном Гаджимурадовичем Абдулатиповым в 10 приоритетных президентских проектах. Среди них «Эффективное территориальное развитие», «Новая индустриализация», «Создание точек роста Республики Дагестан», «Обеление» экономики» и др.
Кроме того, для нас, безусловно, приоритетом является реализация Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Правительством РД принято постановление от 26.12.2012 г., в котором утверждены мероприятия по реализации названного выше Указа. Разработан план-график мероприятий по достижению индикаторов и выполнению задач, определенных Указом.
Определен порядок бесплатного предоставления участков для строительства жилья эконом-класса. Минстроем РД подписано Соглашение с ОМСУ по вопросам строительства и ввода в эксплуатацию жилья, в том числе эконом-класса.
Принят Закон Республики Дагестан от 17.06.2013 г. «О правилах формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилья эконом-класса и о порядке включения граждан в эти списки». Разработан закон о внесении изменений в статью 32.2 Закона РД от 12.02.2013 г. № 8 «О земле», где в порядке бесплатного предоставления гражданам, имеющим 3 и более детей, земельных участков, находящихся в собственности республики или в муниципальной собственности, органы местного самоуправления определены уполномоченными органами.
По состоянию на 1 ноября 2012 г., в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов состоят на учете по улучшению жилищных условий 67903 многодетных семьи, в том числе изъявивших получить земельный участок под застройку – 16429, из них 4773 гражданам, имеющим 3 и более детей, предоставлены земельные участки под индивидуальное жилищное строительство.
В настоящее время Минстроем РД совместно с ОМСУ уточняются списки граждан, готовятся предложения по переводу земельных участков из иных категорий в категорию «земли населенных пунктов».
В принципе, любое направление нашей деятельности является для нас приоритетом, потому что нацелено на улучшение среды обитания дагестанцев, создание комфортных условий проживания и жизнедеятельности горцев, обеспечение их доступным жильем и соответствующими коммунальными услугами.
– Как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию со стройками в Махачкале и в целом в Дагестане? Какова доля муниципального и коммерческого жилья, сколько строится силами индивидуальных застройщиков? Какова стоимость 1 квадратного метра муниципального жилья?
– Как и в других городах Республики Дагестан, в г. Махачкале имеются нарушения в зонах строительства предприятий, многоквартирных домов и индивидуальных жилых застроек. В частности, в Махачкале надо учитывать при проектировании домов особенности местного грунта – песка.
В настоящее время в республике создан неплохой задел: на стадии строительства находятся объекты жилищного строительства общей площадью около 3 млн квадратных метров, из них объектов жилищного строительства высокой степени готовности – общей площадью 1 млн квадратных метров.
За 10 месяцев текущего года в республике построено более 977,0 тысяч кв. метров общей площади жилья, в том числе силами индивидуальных застройщиков построено 796,2 тысяч кв. метров общей площади жилья, что составляет около 82 % от общего объема введенного жилья. В общем объеме жилья на долю муниципального жилья приходится около 3,5 %, на частное жилье – более 95 %.
В III квартале 2013 года по сравнению с предыдущим кварталом индексы цен и на первичном, и на вторичном рынках жилья в республике составили 100,2 % и 101 % соответственно.
Так, на первичном рынке жилья средняя стоимость 1 квадратного метра жилья составила 30,2 тысяч рублей, а на вторичном рынке – 36,2 тысячи рублей.
– Главной проблемой Дагестана, с точки зрения населения, остается ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Какова Ваша оценка состояния ЖКХ в республике на сегодняшний день? Каким образом возможно изменить ситуацию?
– Действительно, состояние дел в жилищно-коммунальной сфере оставляет желать лучшего. Связано это с низкими темпами модернизации коммунальной инфраструктуры и недостаточностью инвестиционной привлекательности отрасли.
Отсутствие необходимых средств на ремонт и модернизацию основных фондов ЖКХ ведет к нарастанию износа систем коммунальной инфраструктуры и преждевременному выходу их из строя. Возрастает вероятность возникновения аварийных ситуаций на объектах жизнеобеспечения населения. Это становится основой несоответствия качества коммунальных услуг нормативным требованиям и главной проблемой, волнующей дагестанцев. За 2012 год и первую половину 2013 года в Государственную жилищную инспекцию РД поступило 3210 обращений из-за нарушения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. Низким остается качество подаваемых коммунальных ресурсов. По данным Роспотребнадзора, в 2012 году всего 27,5 % населения было обеспечено доброкачественной питьевой водой, свыше 70 % снабжалось условно доброкачественной водой и 1,2 % некачественной водой. Более сложная ситуация сложилась в сфере очистки сточных вод. Из формирующихся в населенных пунктах республики 141,7 млн куб. м сточных вод очистке подвергается только 65,5 млн куб. м (46 %), а остальные сбрасываются в водные объекты, в основном в Каспийское море, без очистки и обеззараживания.
Проблема энергосбережения и энергоэффективности – ключевая для ЖКХ. При завышенном в разы потреблении и потерях тепла, воды, электроэнергии платеж потребителя не может быть низким, а тарифы не смогут достичь уровня, покрывающего все расходы на содержание и развитие инфраструктуры.
По проведенному Минстроем РД анализу потребления коммунальных услуг по нормативам и по показаниям прибора учета установлено, что платеж потребителя на 18–20 % выше при потреблении коммунальных услуг без приборов учета.
Особо хочу остановиться на проблеме неплатежей. Накопленная на 1 января 2013 года дебиторская задолженность всех потребителей перед предприятиями ЖКХ составила 22,1 млрд рублей, в том числе населения – 17,6 млрд рублей (79,6 % задолженности). С таким положением мириться нельзя. И Правительство РФ, дабы упорядочить данную ситуацию, прорабатывает вопрос предоплаты за жилищно-коммунальные услуги.
Есть еще одна проблема – дефицит в сфере ЖКХ. Он приближается к 70 %. Необходимо обеспечить подготовку и переподготовку кадров, чтобы в сферу приходили профессионалы, способные создавать современный цивилизованный рынок коммунальных услуг.
Резюмируя сказанное выше, хочу подчеркнуть, что создавшаяся ситуация обусловлена недостаточно высокими темпами реализации реформы ЖКХ.
Поэтому Минстрою РД в сотрудничестве с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов необходимо обеспечить методическое руководство и координацию передачи объектов коммунальной инфраструктуры в концессию, где это необходимо и обоснованно, и жестко контролировать этот процесс по качеству и срокам исполнения. На сегодня главнейшая задача – модернизация отрасли. От ее результатов напрямую зависит качество услуг жилищно-коммунального хозяйства.
– Скажется ли на качестве предоставляемых услуг перевод ЖКХ на коммерческие рельсы в ближайшем будущем?
Отражается ли в реальности поднятие тарифов на коммунальные услуги на качестве их предоставления?
– Перед нами стоит задача создать условия для привлечения частных инвестиций в модернизацию жилищно-коммунального хозяйства в целях улучшения качества коммунальных ресурсов, сохранив при этом доступный уровень платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги.
У нас нет иллюзий, что приход частного инвестора решит все вопросы модернизации отрасли, в том числе и качества жилищно-коммунальных услуг, так как средства, требуемые на модернизацию, сопоставимы со стоимостью основных фондов коммунального комплекса республики.
Поэтому приоритетным направлением нами рассматривается передача объектов коммунальной инфраструктуры частным операторам, используя в качестве основной формы отношений концессионные отношения, являющиеся инструментом привлечения долгосрочных частных инвестиций в создание и реконструкцию объектов, находящихся в муниципальной или государственной собственности.
Что же нам мешает? Прежде всего, отсутствие долгосрочной и понятной тарифной политики. Ведь для частного инвестора должно быть ясно, каким образом и в какие сроки он вернет вложенные средства и получит нормальную прибыль. Все наши законы регламентируют тарифное регулирование, предусматривающее экономически обоснованные тарифы.
Существующая ныне тарифная политика формировалась в то время, когда стояла задача перехода к 100-процентной оплате услуг населением. Наверное, эта политика себя уже исчерпала, и, согласно законодательству, с 2014 года планируется отказ от установления предельных тарифов и переход к установлению долгосрочных тарифов.
В 2013 году в среднем по республике предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги составил 6 процентов. Во втором полугодии 2013 года тарифы на тепловую энергию в среднем возросли на 11,3 %, на электроэнергию – 11,5 %, на газоснабжение – 14,78 %, на водоснабжение и водоотведение тарифы остались на уровне первого полугодия 2013 года.
В то же время тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Республике Дагестан ниже, чем в Карачаево-Черкесской Республике, Кабардино-Балкарии, Республике Северная Осетия-Алания и Ставропольском крае: в среднем по водоснабжению – на 18,8 %; теплоснабжению – 60,6 %; электроснабжению – 26,1%; газоснабжению – 2,7 %.
– Готовы ли мы к зимнему сезону? Есть ли районы и города, не готовые к нему? Если да, то почему?
– В городах и районах подготовительные работы к осенне-зимнему периоду 2013–2014 годов велись в соответствии с утвержденными органами местного самоуправления планами. В целом мероприятия, связанные с подготовкой к отопительному периоду, обеспечивающие прохождение зимнего максимума, завершены, устранены замечания и дефекты, выявленные с начала отопительного сезона, выполнены регулировка тепловых сетей и комплексное опробование систем, обеспечивающих работу оборудования на резервном топливе.
Для ликвидации аварий на объектах ЖКХ на всех муниципальных предприятиях созданы аварийные бригады, разработан план взаимодействия муниципальных аварийных бригад с аварийными бригадами ГУ МЧС РФ по РД.
Системы водо-, газо-, тепло- и электроснабжения функционируют без длительных перебоев в поставке коммунальных услуг населению. Возникающие мелкие аварии на сетях ликвидируются аварийными бригадами в нормативный срок.
Вместе с тем обеспокоенность вызывает небольшой процент готовности объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду в муниципальном образовании «поселок Дубки» Казбековского района, где готовность объектов ЖКХ составила до 90 %.
В поселке не завершены работы по ремонту кровель 5 многоэтажных жилых домов. Не лучше обстоят дела и с разводящими сетями водопровода. Руководителю поселка Дубки необходимо принять меры по подготовке к зимнему периоду.
– В нашей республике существует проблема ветхого и аварийного жилья, как она решается?
– Реализация на территории республики Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» позволила обеспечить масштабное проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также переселение граждан из аварийного жилищного фонда. В 2008–2012 гг. на проведение указанных мероприятий направлено 5962,2 млн руб., в том числе на капитальный ремонт – 4149,0 млн руб., на переселение граждан из аварийного жилья – 1813,2 млн рублей.
В результате освоения этих средств отремонтировано 1022 многоквартирных дома.
В текущем году в 11 муниципальных образованиях запланировано проведение мероприятий на сумму более чем 764 млн руб.
Тем не менее конечные цели реформы на сегодняшний день не достигнуты.
Исходя из уровня благоустройства жилищного фонда, на 1 января 2013 года численность населения, проживающего в необорудованном водоснабжением жилье, составляет 1866 тыс. чел., водоотведением – 2101,7 тыс. чел., отоплением – 2223,8 тыс. чел., горячим водоснабжением – 1866,6 тыс. чел.
Особенно низок уровень благоустройства в малых городах и сельских поселениях, на долю которых приходится более 64,2 процента жилищного фонда республики.
В то же время, несмотря на проводимую Президентом РД и органами исполнительной власти РД работу по модернизации жилищного фонда и улучшению жилищных условий дагестанцев, решением Фонда содействия реформированию ЖКХ приостановлено предоставление республике финансовой поддержки на реализацию программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда из-за срыва установленных Фондом сроков строительства жилых домов и несвоевременного переселения граждан из аварийного жилья в г. Дагестанские Огни, Гунибском и Кумторкалинском районах, а также из-за неоформления в установленном Федеральным законом №185-ФЗ порядке документов о передаче на баланс администраций построенных жилых домов в Унцукульском и Тарумовском районах.
– В настоящее время существуют противоположные мнения относительно создания «современной формы» жилищного самоуправления – товариществ собственником жилья (ТСЖ). Ваше отношение к этому?
– ТСЖ – одна из форм местного самоуправления – позволяет инициативной группе решать проблемы жильцов.
При ТСЖ собственники квартир, организуя товарищество, вступают в долевое владение всем домом. Это означает, что решение всех вопросов, связанных с содержанием дома, берут на себя жильцы – владельцы квартир. Основные вопросы, такие, как, например, утверждение годового бюджета, установление размера обязательных платежей и взносов, принятие решений о сдаче в аренду общего имущества, – рассматриваются на общем собрании жильцов, которое проводится один раз в год. Все остальное время решением вопросов занимается выбранное жильцами правление и председатель, являющиеся представителями мнения собственников. Председатель правления заключает договоры с поставщиками коммунальных услуг, осуществляет сбор платежей за ЖКУ, следит за состоянием дома и т. д. Все содержание дома оплачивается за счет жильцов, совместно определяющих бюджет дома.
Если при создании ТСЖ собственники самостоятельно не смогут добиться грамотного управления, то они вправе выбрать себе управляющую организацию, которая и будет осуществлять эксплуатацию дома и управление им. ТСЖ вправе выбирать и контролировать эксплуатирующую компанию, требовать отчет о потраченных средствах, следить за качеством оказываемых услуг и, в случае неудовлетворительной работы той или иной организации, поменять ее.
Разумеется, если в качестве способа управления выбрано ТСЖ или управляющая компания, то придется немного переплачивать. Зато взамен жильцы могут получить грамотное управление домом, общим имуществом, качественное предоставление ЖКУ. Решать, что для вашего дома лучше: ТСЖ, управляющая компания или непосредственное управление, предстоит, конечно, только собственникам помещений.
– Муса Асхабалиевич, приглашаются ли к нам для сотрудничества архитекторы из России, стран зарубежья?
– Да, приглашаются. Достаточно сказать, что практически все генеральные планы наших городов разработаны и разрабатываются творческими коллективами проектировщиков Москвы и Московской области.
Вот пример. В рамках приоритетных проектов Президента РД Стратегическим советом при Президенте РД проводится международный конкурс на разработку концепции развития Махачкалинско-Каспийской агломерации. Конкурс нацелен на привлечение международного опыта в сфере пространственного планирования для выработки стратегических и тактических решений. Для участия в конкурсе были приглашены ведущие архитекторы со всего мира. Для определения победителя организовано международное жюри. В составе жюри эксперты с мировыми именами в области развития территорий, среди них: Карлос Моралис и Томас Штельмах (Нидерланды), Рокан Ментес (Турция), Хорхе Гавидия и Йорген Эскемосе Андерсен (Дания), Румен Колчев (Болгария), Александр Бояринов и Андрей Головин (Россия). На первом этапе конкурса жюри были отобраны 4 команды для дальнейшего участия в конкурсе, результаты которого будут подведены в марте 2014 года.
В заключение, пользуясь случаем, хочу поздравить участников строительного комплекса и жилищно-коммунальной сферы республики, а также всех дагестанцев с наступающим Новым годом! Пожелать им мирного неба, здоровья, счастья, благополучия и больших творческих успехов во благо России и родного Дагестана.
 

«назад

Фотолента

фотографий: 2

Встреча министра страительства, архитектуры ЖКХ РД с архитекторами Азербайджана

Категория фото: ЭКОНОМИКА »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив