Народы Дагестана

О друге. Без повода

 Художники – народ своеобразный. Итог своего творчества они охотно демонстрируют любому зрителю. Но сам процесс считается закрытой темой, секреты кухни не раскрываются. Мне повезло. Хасбулат Юсупов – мой однокурсник и друг, по совместительству – заслуженный деятель искусств Дагестана, член правления Дагестанского отделения Союза художников. Много лет вхожу в его «круг доверия», который у него кажется неограниченным. Нагло этим злоупотребляю и частенько привожу в его мастерскую своих друзей, студентов. Хозяин всегда встречает с неизменной улыбкой: «Привет!». А жена Барият еще и настоящим даргинским чуду всех накормит.
 

В институте Хасбулату часто приходилось работать при дышащих в затылок зрителях. Один из титанов нашего худграфа – Вадим Скугарев – собирал толпу студентов-балбесов и вел их в аудиторию, где работал Хасбулат. Демонстрируя его как наглядное пособие редкого трудолюбия и таланта, Скугарев, лукаво щурясь, приговаривал: «Не будьте рабом вдохновения!»
Впрочем, начал Хасбулат, как и положено харбукскому мальчишке, с металла. Отучился на «ювелирке» в Дагестанском художественном училище им. Джемала. Но уже тогда стены родительского дома в Харбуке были расписаны яркими сюжетами из сказок, а местные мастера-камнерезы то и дело обращались к юному дарованию с просьбой нарисовать эскиз коня, птицы, зверя.
Вступительные экзамены на худграф Хасбулат сдавал в сельской группе. Педагоги с недоверием смотрели на грамотно выполненную работу скромного паренька. Когда заметили, что абитуриент еще и соседям помогает, вывели его из зала: «Иди, дорогой. Ты уже принят!»
Позже, когда Юсупов преподавал в художественных вузах республики, он с таким же азартом, а то и негодованием правил посредственные работы бездельников, но к талантливым студентам всегда относился с уважением.
На втором курсе прошла первая персональная выставка Хасбулата. Уже тогда обозначился его фирменный стиль – сочетание точного построения форм и творческое отношение к натуре. Его дипломный холст «В кузнице» (документальная картинка из детства) был приобретен Историко-архитектурным музеем республики.
В восьмидесятые годы Хасбулат, как многие талантливые ребята, прошел через художественно-промышленные мастерские Союза художников РД. Советские идеологи обеспечивали регулярными заказами, а значит – заработком. Было время, когда одна «голова вождя» могла обеспечить месяц безбедного существования. Дважды в год художники гнали «сухой кистью» десятки портретов членов политбюро. Хасбулат Юсупов одним из первых в Дагестане начал делать то, что сейчас называется «дизайн интерьера». Музеи, театры, кафе, производственные фойе – всего им оформлено около 20 объектов по всей республике. Молодые художники смело шли на эксперименты, осваивали новые техники исполнения, сталкивали современные и традиционные материалы.
Пропустив через свои руки керамику, камень, дерево, металл, Хасбулат перенес любовь к фактуре на свои живописные полотна. От ранних этнографических трансляций он переходит к созданию собственного творческого пространства, в котором работает на стыке прикладного искусства, живописи, графики.
Воспитанный на лучших образцах этнокультуры, Юсупов – тонкий знаток и ценитель народного искусства. Его работы доказали возможность сочетания изобразительного фольклора с мастерством станкового живописца. Искусство народных мастеров для Хасбулата – школа высокого лаконичного стиля, смысловой насыщенности, декоративного обобщения. Эстетическая позиция художника выражена в предпочтении чистых локальных пятен, выразительности форм, отточенной продуманной композиции. Эти качества ярко демонстрируют его серии «Горянки», «Материнство», «Истоки», «Дагестан», «Харбукские мотивы», «Посвящение».
Широта жизненных интересов живописца находит выражение в жанровом многообразии. Он виртуозно решает достаточно сложные задачи: раскрывает внутренний мир человека в портретах, изучает и интерпретирует предметную среду в натюрмортах, познает поэтический мир природы в солнечных пейзажах, ведет поиск аргументированной организации плоскости в абстрактных композициях.
Два-три раза в год Хасбулат вырывается в горы. Такая «перезагрузка» полезна каждому горожанину, а творческому человеку просто необходима. Уцелевшие фрагменты древней архитектуры, архаичные знаки на каменных плитах, первый неожиданный снег на сочных осенних плодах... Все фиксируется быстро, точно, жадно. Позже, в нужный момент, гибкое образное мышление художника использует это в орнаментации коллекции мужской одежды друга-модельера или в пластическом решении декорирования стены в новом ресторане, но чаще всего преобразует в живописные полотна.
В начале девяностых годов, после очередной победы в творческом конкурсе, Юсупов был приглашен в круиз по Енисею с группой ведущих акварелистов страны. Там, покоренный масштабом и красотой сибирской природы, он понял, что нет тем «своих - не своих», а есть состояние, когда на кончике кисти пульсирует твое собственное сердце. Вот им и пишешь... Тогда его назвали лучшим акварелистом страны.
Итогом этого путешествия стала большая персональная выставка художника Юсупова Хасбулата в Мраморном зале Этнографического музея в Санкт-Петербурге. На ней было представлено 150 акварельных работ, ставших символом интернациональности искусства. В то время наши земляки все чаще упоминались в криминальных сводках. Хасбулат показал другой Дагестан – «возникающий из наплывов тумана, миража», с «полыхающими предзакатными горами», с «тихими сельскими улочками...» Это строки из книги отзывов, стремительно заполнившейся восторженными записями. Творчество дагестанского художника стало настоящим откровением для взыскательного питерского зрителя.
Выставка любого уровня – всегда немного экзамен. В творческой судьбе Хасбулата их было около тридцати. Одна из последних проходила в январе 2013 года в московском арт-центре «Умляут», где он показал двадцать четыре работы, среди которых центральное место занимали легендарные «Горянки». Они действительно стали легендой, потому что нет в дагестанском искусстве аналога такому мощному эмоциональному выплеску в рамках одной заданной темы. Эту вечную «женскую» тему художник решает по-мужски страстно и бережно, сохраняя все этнографические признаки, и поднимает женщину – мать, жену, сестру – на вселенский пьедестал...
Впрочем, все работы художника отличаются искренностью и открытостью. Он не выстраивает многозначительных закодированных посланий. Пишет, как живет, – просто, легко, понятно. И честно.
 

«назад

Фотолента

фотографий: 3
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив