Народы Дагестана
Архив номеров » № 6 2013 г. от 11 Апреля 2014 г » Рецензия » Проблемы современного свободомыслия

Проблемы современного свободомыслия

 Сегодня вопрос свободомыслия является важной частью политической проблемы нашего общества. Авторы монографии «Проблемы современного свободомыслия» профессор С.Ш. Муслимов и доцент Г.К. Казибекова, как ученые и преподаватели вуза с большим стажем работы, выражают искреннюю озабоченность по поводу современного состояния нашего общества; особенно их волнуют вопросы, касающиеся его духовно-нравственного уровня, соотношения светского и религиозного в сознании россиян. Действующая Конституция РФ в статье 14 провозгласила Российскую Федерацию светским государством и определила, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Как известно, за сравнительно короткий срок взаимоотношения государства и религиозных объединений претерпели существенные изменения, а вместе с ними совершенствовалось представление о светскости. Сегодня Россию нельзя назвать бездуховной страной, в которой подавляются религиозные свободы граждан. Однако теперь на первый план выходят новые проблемы: обеспечение светскости органов государственной власти и государственной системы образования, форм взаимодействия государства с религиозными организациями и т.д. Но проблема именно в том, что в последнее время практическая реализация этой статьи Конституции вызывает все больше споров.
Авторы монографии справедливо указывают на то, что современное светское по Конституции Российское государство не всегда выполняет свои светские функции. На практике картина зачастую оказывается прямо противоположной. Например, светскому просвещению Российское государство в лице чиновников Министерства образования и науки РФ и Министерства культуры РФ не уделяет должного внимания. Из учебных программ вузов изгнано научное изучение такого важного социально-исторического феномена, как свободомыслие и атеизм, изживают преподавание научно-материалистической философии. При вузах государство открывает студенческие храмы, кафедры теологии. Для ознакомления студенческой молодежи с христианской и исламской догматикой приглашаются богословы. В результате вместо светского просвещения в отдельных регионах, городах, районах Российского государства идет откровенная религиозная агитация и пропаганда, свободомыслие все больше вытесняется из общественного сознания.
Авторы монографии напоминают, что учреждение, осуществляющее образовательно-воспитательный процесс, должно быть религиозно нейтральным и не преследовать цели формирования того или иного отношения к религии. Это составляет основу понятия светского образования, светской школы.
Антисветским фактом авторы считают также прекращение деятельности общества «Знание» России, учрежденного Российской академией наук более 65 лет назад. Влияние этого общества на уровень образования и нравственного совершенствования советских людей общеизвестно.
В СМИ, в том числе и государственных, ничего не говорится о светских ценностях. Наоборот, большую часть времени на телевидении занимают сериалы с лженаучной, криминальной или пошлой тематикой.
Авторы монографии также акцентируют внимание читателя на то, что в стране за годы перестройки шло масштабное строительство религиозных учреждений. Подсчитано, что с начала 90-х гг. на просторах СНГ построено и восстановлено десятки тысяч церквей, мечетей, прочих молельных домов. В то же время на каждое открытое религиозное учреждение приходится 2, 3-кратная ликвидация школ, клубов, библиотек, детских садов, дворцов и домов культуры.
Один из важнейших принципов светскости, как справедливо отмечают авторы монографии, – это свобода совести, которая предполагает содействие государства в распространении научной информации и норм светской нравственности. Хотя фундаментальные принципы светскости и секуляризма известны давно, в школьных учреждениях России они не изучаются. Никто не разъясняет само понятие светскости, предполагающее свободу совести и разума, право иметь любые религиозные верования, также как и право отказаться от них в пользу научного мировоззрения, здравого смысла, просвещенного атеизма.
Один из крупных специалистов современного свободомыслия, профессор МГУ Зульфия Тажузирина в статье «Светская культура – основа возрождения России» («Здравый смысл», 2011, № 4) совершенно справедливо отмечает: «Надо ли возрождать и насаждать религиозную картину мира? После вступления России в нецивилизованный рынок она уже стихийно возродилась, отражая иррационализм сегодняшних социальных отношений. Современное криминализированное и коррумпированное общество стихийно воспроизводит религию в самых разнообразных формах, в том числе далеких от гуманизма.
Как показывает жизнь, в постсоветской России уровень нравственности во многих отношениях ниже, чем в России светской, хотя уровень религиозности в самых разнообразных формах возрастает».
В перестроечный период, как справедливо отмечают авторы рецензируемой монографии, образование нравственного и ценностного вакуума стало духовной трагедией России. Ценности светской культуры были отброшены демократами, боровшимися за власть любыми средствами. «Духовным голодом» российского общества воспользовались иерархи русской православной церкви, заверявшие народ, что единственной правильной идеологией является учение православной церкви.
В настоящее время российская власть поддерживает руководящую роль Русской православной церкви в духовной жизни общества не только финансами налогоплательщиков, но и судебными преследованиями тех, кто выступает с критикой «главной церкви страны». По мнению авторов монографии, вызывает недоумение тот факт, что представители власти нашей страны, которые еще в недавнем прошлом в силу своих обязанностей должны были вести антирелигиозную пропаганду, сегодня стоят с зажженными свечами в церкви, а гостелеканалы ведут прямые трансляции богослужений.
Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны представлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, тем более не должны допускать ее влияния на принятие государственных решений. В соответствии с Конституцией РФ (гл.1, п.2) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Тогда почему же даже в государственных структурах, например в армии, на принятии присяги присутствуют священнослужители? Почему священники освящают спускаемый на воду боевой корабль? Подобных примеров можно привести великое множество. В жизни Российского государства больше не осталось места, куда не ступала нога священника и не осталось областей деятельности, относительно которых нам не сообщили «мнение церкви». В то же время полностью прекратились выступления о светскости государственной идеологии, о современном гуманизме и его сущности.
В 2010 году произошла возмутительная история с навязыванием одному из крупнейших вузов страны, МИФИ, православного поклонного креста, вместо нейтрального памятника, стоявшего во дворе института.
Из сложившейся ситуации авторы монографии предлагают следующий выход: в сегодняшней России необходимо возрождать и развивать гуманистические традиции светской культуры в ее лучших образцах и традициях. При этом главным направлением практических действий они считают формирование широкого политического, демократического, светского и антиклерикального движения. Реальную помощь в этом может оказать уже действующее «Российское гуманистическое общество», общественный фонд борьбы за светские ценности «Здравомыслие» и т.д.
Авторы монографии придерживаются позиции, что светским следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из верований не признается обязательным или предпочтительным. Политика светского государства должна быть, в первую очередь, направлена на создание таких условий, при которых обеспечивается разумный баланс интересов личности, государственных институтов и религиозных объединений в различных сферах общественной жизни.
В заключении авторы монографии «Проблемы современного свободомыслия» приходят к следующим выводам:
необходимо соглашаться с теми авторами, которые предлагают укрепить, усилить во 2-й статье Конституции РФ принцип «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»;
в советский период атеизм наступал на религию и церковь, а в постсоветскую эпоху, наоборот, церковь и власть совместно преследуют свободомыслие и атеизм. Поэтому возникает необходимость поиска консенсуса между этими противоположными типами мировоззрений, исключающего насилие, предполагающего свободу их совместного сосуществования. Критикуя политику советской власти в данном аспекте, нельзя продолжать ее в худших формах в противоположном направлении.
 

«назад

Фотолента

фотографий: 3
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив