Народы Дагестана
Архив номеров » № 6 2013 г. от 11 Апреля 2014 г » Этнология » Специфика обычаев и обрядов села Андых Шамильского района

Специфика обычаев и обрядов села Андых Шамильского района

 Многие обычаи и обряды народов Дагестана сохранились до наших дней благодаря многочисленным фольклорным произведениям. Ведь у дагестанцев существует богатый многожанровый фольклор. Он также служит источником изучения и усвоения традиций и обычаев народа. В селении Андых Шамильского района до сих пор бытуют многочисленные рассказы, песни, притчи, поговорки, прекрасные народные праздники: праздник Первой борозды, свадьба, встреча чабанов, уборка урожая, прошение дождя и другие традиции и обычаи.
Отдаленность от культурных и экономических центров региона, своеобразное местоположение аула Андых, огражденное отрогами Богосского массива от ближайших соседей, многовековой уклад хозяйственной жизни, напоминающий натуральное хозяйство, наложили определенный отпечаток на многие обычаи и обряды села. Как у каждого ковра – свой язык, на каждой сабле – своя надпись, так и у каждого аула – свои обычаи и нравы. Таково и наше село.
Одним из самых светлых праздников в дагестанском селении является свадьба. Она всегда обставлялась целой серией обрядовых и игровых действий, красочных ритуалов, которые не только символизировали рождение новой семьи, но и служили целям зрелищно-развлекательным.
По своей структуре свадебная обрядность нашего села, как и дагестанская свадебная обрядность вообще, распадается на предсвадебный цикл (сватовство, предварительный сговор, помолвка, доставка невесте подарков от жениха, приглашение жениха родственниками на угощение, шитье нарядов для невесты и т.д.), собственно свадьба и послесвадебные ритуалы.
Свадебные обряды аварцев Шамильского района, в частности жителей нашего села Андых, в целом очень схожи с обрядами аварцев других районов. Но есть все же и свои отличительные особенности. Наиболее распространенной формой был брак по сговору, который в свою очередь распадался на два вида: сговор малолетних и сговор совершеннолетних.
У аварцев сговор малолетних отмечают исследователи Г. Чурсин и Н. Львов. Согласно данным Чурсина, раннее сватовство не было широко бытовавшим явлением, но все же сохранилось и в наши дни.
Самой распространенной формой был и остается сговор совершеннолетних, состоящий из следующих этапов: сватовство и вручение подарков; обручение или помолвка; отправка в дом невесты свадебной одежды и других подарков жениха; отправка посла для назначения дня свадьбы – «къо цIакь».
В нашем селении наиболее серьезное внимание уделялось обручению и назначению дня свадьбы. Что же касается сватовства и вручения подарков, то это было менее значимым событием. Здесь не спрашивалось мнения девушки. Сговор могли расторгнуть из-за какого-либо происшествия (ссора дальних родственников, резко сказанное слово и т.д.).
После первого этапа (сватовство и вручение подарков) девушка считалась формально сосватанной. Следует отметить характерное только для нашего села такое обрядовое явление, как одаривание невесты в течение периода сватовства до свадьбы в торжественные дни, особенно в день Ураза-байрам, специальным хлебом «каак».
Приготовление хлеба «каак» отличалось особенным ритуалом. Считалось обязательным украшение его конфетами, сладостями, изюмом. Все это укладывали на покрытый предварительно слоем халвы «махух». Наибольшей пышностью отличаются знаменитые андыхские «кааки» диаметром от 0,5 до 1 метра. Иногда невеста с трудом носила его на руках. По преданию, для перевозки хлеба одной невесты была изготовлена ручная тележка. «Каак» оборачивался в красивую материю либо платок, подаренный невесте женихом. Будущую невесту сопровождал кто-либо из родственниц, так как сама она не справлялась с такой массой подарков.
В ответ будущий жених тоже наносил визит в дом невесты и получал «махухил гурга» (буквально «пышка из халвы»), тоже красиво украшенную. Кроме того, он получал в подарок что-либо из одежды, кисет, вышитый невестой.
Таковы были формы скрепления сватовства, которые к периоду вступления в брак завершались официальным приглашением к ужину родственников невесты в доме жениха. После этого невеста считалась официально засватанной. Она могла посетить дом будущего жениха, выполнять там разные хозяйственные поручения (особенно если родители преклонного возраста): пойти за водой, засыпать крышу сакли землей, надоить корову и т. д. При этом обрученные могли видеться, но строго запрещалось разговаривать при людях.
Другим обрядовым эпизодом в этом цикле являлась отправка в дом невесты свадебной одежды. В обязательный реестр подарков входят золотые серьги и кольцо, браслет, материи для платьев, платки, кое-что из верхней одежды, обувь. Для отправки подарков приглашали ближайших родственниц. Мать невесты одаривала, в свою очередь, каждую родственницу, явившуюся с чемоданом. И, наконец, завершающим этапом данного цикла является отправка посла (чаще всего это дружок жениха) в дом невесты с известием о дне свадьбы. Как обычно, посланец возвращался с подарком (платок, рубашка и т. д.).
В арсенале свадебного обряда моих земляков присутствует такой элемент, как «мина бахъи» («одаривание молодоженов»), чего нет в других селениях района и республики. Суть его заключается в следующем.
На второй день свадьбы, после привода невесты в дом жениха, утром подружка раздает подарки всей родне жениха. Это рубашки, носовые платки, кисеты для мужчин, платки, платья, косынки для женщин. С этими подарками родственники должны появляться на свадьбе.
Вечером же должно состояться «мина бахъи» (обратное одаривание). Выстраивается длинная очередь из родственников жениха, в основном из тех, кто получил подарки невесты. У них в руках подарки для невесты. Обычно это предметы домашнего обихода (поэтому называется «мина бахъи», буквально «обустраивать дом»): кувшины гоцатлинских мастеров, кумганы, большие медные тазы для стирки белья – «саргассы», эмалированная посуда, медные котлы и т. д., а ныне – пылесосы, стиральная машина, холодильник, телевизоры, газовые плиты. Отдельно сидят мать невесты, ее подружка, ложная невеста (а настоящая невеста сидит дома и еще не имеет права показываться на людях) и еще кто-нибудь из родственников невесты, обычно это острые на язык мужчина и женщина.
Такие же балагуры и обладающие артистическим даром люди (обычно их заранее предупреждают, что должны выступать) стоят вперемешку с родственниками жениха с шутливыми «подарками»: разбитым гончарным кувшином, дырявым ситом, стулом с поломанной ножкой и т.д. Когда доходит до них очередь, они стараются всучить это все матери невесты. Та отбивается, и тут на помощь приходят острословы со стороны невесты. Между двумя сторонами начинается словесная шутливая перепалка, напоминающая театрализованное представление.
Обряд «мина бахъи» – самый любимый свадебный элемент андыхцев.
Другое примечательное обрядовое действо – это танец жениха и невесты. Спустя 2–3 минуты после начала танца выходят все молодые девушки, приглашенные на свадьбу, вместе с невестой и женихом они исполняют коллективный танец. Этого зрелищного события все ждут, издали оно напоминает поле, усеянное разнообразными цветами.
Восхищение вызывает свадебное платье горянки – «хъабало». Это национальное свадебное платье женщин большинства аварских сел. Но андыхское «хъабало» своеобразного фасона. Оно изготовлялось известными мастерами из лучших сортов мягкого бархата и имело яркую расцветку. Славились «хъабало» из редкой материи «кинхар». «Хъабало» было усыпано на груди серебряными монетами, обтягивалось застежками «къадираби», обшивалось снизу мелкими монетами. Под «хъабало» надевали другое платье с широкими рукавами из шелкового «ххара». Платье из огненно-красного «ххара» очень сочеталось с «хъабало» из небесно-голубого бархата. К «хъабало» горянки надевали и платки из дорогих материй (махмар, кашемир, кинхар).
Другим широко отмечаемым у аварцев праздником считается праздник Первой борозды. Отмечают его в зависимости от погодных условий в середине или в конце марта, а иногда и в начале апреля.
До совершения обряда выхода плуга никто не имел права начинать весеннюю пахоту, так как считалось, что урожай хлебов, обилие влаги для полей зависят от удачливости пахаря, проведшего первую борозду. Поэтому первым пахарем старались выбрать человека удачливого, опытного земледельца, состоятельного хозяина.
В селении Андых еще зимой сельские старшины назначали зажиточного человека пахарем. Это было обусловлено тем, что пахарь должен был нести расходы по угощению жителей села. Пахарем, как правило, не назначали человека, у которого плохо росла борода, считалось, что и посевы будут редкими. Кроме того, не назначали человека, дом которого расположен выше мечети. Считалось, что это вызовет град летом.
В день Первой борозды в Андыхе назначенный пахарь проводил мавлид с приглашением алимов села. Он же выпекал баранки больших размеров для награждения победителей. Человек, понесший материальные затраты, получал от общества по обычаю определенные льготы. Например, в Андыхе в течение года он освобождался от участия в коллективных общественных работах.
Первую борозду на заранее выбранном участке проводил первый пахарь, потом его сменяли уважаемые люди села. В это время пахаря с надетой наизнанку шубой забрасывали комьями земли. Здесь на пашне первый пахарь передавал символическую эстафету в виде жареной бараньей ляжки тому, кто в следующем году проведет первую борозду. После начиналась спортивная часть праздника, показывали свое мастерство силачи, борцы, бегуны, прыгуны. Призер получал награду в виде большого калача, который надевали на его шею. Проводили собачьи и бычьи бои.
Самыми примечательными в спортивной части праздника были скачки. В течение года лошадей специально готовили к этому дню. Победа на скачках была самой высокой наградой. Победителя одаривали дорогими платками, кинжалами, надевали калачи.
Победитель организовывал пир для односельчан. А подаренные вещи, особенно дорогие, вечером возвращали владельцам.
Затем наступало время довольно своеобразного обрядового действия, называемого «тlутlбитlи» (буквально «накрытие стола»). Смысл его заключается в том, что в день первой борозды каждый, у кого родился в этом году сын, приносил вяленый бок зарезанного быка, кувшин бузы и мешок свежеиспеченного хлеба. Веселье превращалось в настоящий пир с приглашением гостей из других селений и означало официальное признание юношей равноправными членами мужской группы населения аула.
Другим своеобразным праздником животноводческого цикла являлся распространенный в селении Андых обряд «хуххатI акквел» (буквально «ловить ягнят»).
Заблаговременно извещалось, что тот или иной житель села празднует «хуххат1 акквел». Он приглашал на пир гостей. Пир продолжался 3 дня по всем канонам горской свадьбы, т.е. исполнение танцев, песен, приглашение к столу, праздничная еда и одеяние.
По проведении этого праздника виновник торжества имел право выловить из стада любого понравившегося ягненка и создать новое стадо. Праздник отмечали в любое время, но обычно приурочивали к весенне­-осеннему сезону. В настоящее время он потерял свою актуальность.
Общеизвестно, что любая нация не может существовать без своего исторического, культурного прошлого, национальных традиций. Старые обычаи, традиции, что составляют сердцевину духовной культуры, таят в себе высоконравственные житейские наставления: быть честным, добрым, трудолюбивым, милосердным, чтить старших, любить свой дом, аул, край, Родину. Сегодня стало очевидным, что именно наша самобытная духовная культура способна спасти молодого человека от духовного обнищания.
 

«назад

Фотолента

фотографий: 3

Одаривание невесты свадебным хлебом

Категория фото: Этнология »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив