Народы Дагестана
Архив номеров » №1, 2014 от 25 Сентября 2014 г » Образование » ДГИНХ - эффективный и созидательный ВУЗ

ДГИНХ - эффективный и созидательный ВУЗ

 Президент ДГИНХ Гамид Ахмедович Бучаев –
очень занятой руководитель. В связи с незавершением прошлогоднего интервью нам пришлось обратиться к нему с просьбой ответить на вопросы, которыми интересуются читатели журнала. Он согласился с нашим предложением.

 

– Гамид Ахмедович, какова структура ДГИНХ? Сколько обучается у Вас студентов?
– В состав нашего института входят: профессиональный лицей, строительный техникум и бизнес-колледж, 9 факультетов, 25 кафедр. Всего обучаются около 13 тыс. чел. Плюс еще около 700 сотрудников. Все они обучаются и работают в Махачкале, у нас нет филиалов.
Наши лицей, техникум и колледж очень благоустроенные, красивые. В строительном техникуме мы начали готовить специалистов по сейсмобезопасности. Здесь же мы начинаем подготовку стекловаров-технологов для работы на предприятиях «Анжи-стекло» и «КЗЛС» в Кумторкалинском районе. В ДГИНХ открыт строительный факультет, поэтому учащиеся техникума могут продолжить обучение на нашем факультете. Другая особенность – выпускники техникума и колледжа после завершения учебы имеют возможность поступать к нам же на профильные факультеты без сдачи ЕГЭ.
– Мы следим за развитием института уже более 17 лет. Нам известно, что работа с персоналом у Вас построена не так, как в других вузах. Что за система, каковы результаты?
– С 2011 г. ДГИНХ стал автономным образовательным учреждением, таких вузов в РД нет. Все остальные – бюджетные. Сложилось так, что по этой системе ДГИНХ работал все 17 лет, поэтому перейти в новый статус нам не составило труда. Наши работники получают зарплату, как и в других вузах. Оклады и премии им постоянно повышаются за качественную работу. За каждую научную статью в журналах, рекомендованных ВАК, преподаватель получает вузовский грант в 15 тыс. рублей. Внедрена рейтинговая система оценки качества работы ППС. Сейчас проводим большую работу по составлению электронных мультимедийных курсов.
– Гамид Ахмедович, второй год Минобрнауки РФ публикует перечень неэффективных вузов. Как их определяют?
– Это делается, чтобы сократить количество вузов, некоторые объединить, а некоторые «приструнить», подтянуть и т.д. Минобрнауки РФ уже второй год проводит мониторинг вузов, по итогам которого вузы относят к эффективным или неэффективным.
Итоги мониторинга за 2013 год также подведены, по ним ДГИНХ признан эффективным вузом.
Не все «гладко» при определении эффективности вузов. Здесь тоже есть свои хитрости, парадоксы и несправедливости. Например, по утвержденным критериям 1% и более от общего количества обучающихся студентов должны составлять иностранные студенты. Где же взять иностранных студентов региональным вузам? Их по вузам РФ распределяет само Минобрнауки РФ. Этот показатель для определения «неэффективных» вузов используется для уничтожения конкурентов из регионов.
Показатель количества иностранных студентов в вузе ввели члены комиссии Минобрнауки РФ, куда входят только ректора московских вузов, чтобы улучшить свои показатели.
Почему же в число критериев комиссия не включила показатель обеспеченности студентов общежитиями? Потому что московские и петербургские вузы набирают абитуриентов из Москвы, Санкт-Петербурга и соответствующих областей, и у них нет общежитий.
Если государство будет поддерживать одни вузы, а другие нет, то что делать со школами: оставить эффективные школы, а остальные закрыть? Оставить эффективные больницы, а остальные закрыть? Почему же мы стараемся закрывать слабые вузы, когда многие страны уже переходят ко всеобщему высшему образованию? Слабые вузы надо подтягивать. Успех страны зависит от успехов регионов.
Эффективность вузов следует определять еще и по обеспечению регионов кадрами. Около 90% выпускников наших центральных вузов не возвращаются в регионы.
– Современные методы обучения применяются в институте?
– Мы внедряем и используем в процессе обучения очень много инноваций. Все аудитории оснащены мультимедийными средствами, везде есть доступ к Интернету. В учебном процессе используется около тысячи компьютеров, имеется Центр информационных технологий. ДГИНХ перешел на систему преподавания через видеомосты. К нам приезжает группа профессоров из МГУ и Академии народного хозяйства при Президенте РФ.
Хороших студентов мы посылаем на стажировку в страны Европы. В каждом читальном зале библиотеки установлены компьютеры с выходом в Интернет. У нас с 1-го курса работает система «Одаренные дети».
Согласно приоритетным проектам Президента РД Абдулатипова Р.Г. по развитию Дагестана с 1 сентября 2013 г. в ДГИНХ открыта Международная школа бизнеса, куда каждый четверг приезжают для проведения занятий, семинаров, мастер-классов с предпринимателями республики известные специалисты-эксперты из Москвы, Белоруссии, Прибалтики, Санкт-Петербурга.
– Какие условия созданы для отдыха студентов?
– Студенты ДГИНХ на территории спального кампуса живут, отдыхают, занимаются спортом, самодеятельностью, участвуют в КВН. Ежедневно работают спортивные секции, проводятся соревнования, конкурсы, за счет вуза посещают концерты, театры.
– Гамид Ахмедович, каковы условия учебы, особенности обучения на факультетах иностранных языков и землеустройства?
– Все 9 факультетов, бизнес-колледж и строительный техникум размещены и занимаются в новых учебных корпусах. Быту на факультетах мы уделяем особое внимание, ежегодно проводим ремонты. Очники занимаются в первую смену, заочники – во вторую.
На факультете иностранных языков у нас готовятся будущие преподаватели и переводчики. Студенты изучают деловой, предпринимательский, налоговый, таможенный, английский, немецкий, французский и арабские языки и язык бизнес-дела. Наши студенты почти все устраиваются на работу.
– ДГИНХ – молодой вуз. Как поставлена у Вас воспитательная работа?
– Преимущества ДГИНХ – это формирование у студентов современного мировоззрения, чтобы научить их мыслить критически. Мы готовим студентов не узких специальностей, а с широкими знаниями, готовых адаптироваться к вызовам времени. В ДГИНХ широко распространена система внутривузовских грантов: за публикации статей, монографий, защиту диссертаций и т.д.
В ДГИНХ уже несколько лет введен институт тьюторов (опекун), которые ведут студентов с 1-го по 5 курс. Они знают почти все о студенте, его успеваемости, если надо помогают ему в учебе, в адаптации к вузовской жизни. При необходимости оказывают психологическую помощь, вмешиваются в конфликты преподавателя и студента, держат связь с родителями.
– Как думает Гамид Ахмедович, тяжело управлять вузом?
– Да, тяжелее, чем любым другим учреждением. Здесь 13 тысяч студентов, около тысячи сотрудников, это сложная, тонкая система. Ректор вуза на виду у всех. Прежде чем требовать с других честность, порядок и справедливость, таковым надо быть самим.
Молодежь Дагестана – предмет нашей гордости, большинство молодых сохранили дагестанские обычаи, менталитет, уважение к старшим, имеют совесть. В основном, они скромны, порядочны.
– Гамид Ахмедович, проводятся разные рейтинги вузов, почему-то наши вузы не занимают призовые места. В чем причина?
– Рейтинги вузов проводит кто попало, за деньги можно получить любое призовое место, даже международное признание. Когда Минобрнауки РФ проводит конкурсы среди своих вузов, то в них участие принимают только подчиненные им вузы, других они не допускают.
Самым главным рейтингом должно быть мнение дагестанцев о наших вузах. Пусть Ваш журнал проведет рейтинг, тогда узнаете мнение дагестанцев, определите популярность вуза среди населения, а не чиновников. Я убежден, что любой дагестанский вуз воспитывает и обучает детей лучше, чем российский.
– В последние годы руководство страны ведет линию на определение ведущих вузов в РФ и выделяет им миллиардные средства. Почему не развиваются региональные вузы? Как Вы относитесь к такой политике?
– Отношусь очень плохо. Вузы должны стать ведущими сами, за счет своей эффективной деятельности, а не за счет миллиардных вливаний государства. В РФ таких университетских центров 15: 5 в Москве (вместе с МГУ), 4 в Санкт-Петербурге (в т.ч. и СПГУ), Дальневосточный, Казанский, Новосибирский, Самарский, Нижегородский, Уральский и 2 Томских университета. Им в 2013 г. дополнительно выделили 9 млрд руб. в год. За такие средства любой вуз может продвинуться вперед. Почему же нам не дают ни одного рубля? Даже Ростовский и Пятигорский университеты СКФО получают миллиардные суммы. Почему такую помощь не оказывают ДГТУ, ДГУ? Почему Высшей школе экономики выделили в 2013 году 10 млрд рублей, а нам – ДГИНХ – ни рубля? Около 23 тыс. молодых людей уехали из Дагестана в 2013 г. в Россию в поисках работы. Они не чувствуют себя комфортно и за пределами Дагестана, но у них нет выхода: они должны кормить семьи. В Москве на 10 млн населения 300 вузов, т.е. на 1 вуз приходится 30 тыс. чел. В Дагестане же 6 вузов на 3 млн населения, т.е. 1 вуз на 500 тыс. чел. В Томске с населением в 500 тыс. чел. работают 20 вузов. Почему такая политика в РФ еще продолжается?
Если хотят, чтобы наши вузы занимали передовые места в рейтингах, то надо создавать всем одинаковые конкурентные условия.
– Много говорят, что надо что-то делать с наукой. Где науки больше: в системе РАН или в вузах?
– В системе РАН человек постоянно, не отвлекаясь, занимается наукой, а в вузе надо и наукой заниматься, и студентами. Преподаватель вуза ежедневно читает лекции и науку осваивает, каждый день сидит на работе, а зарплату получает меньше, чем сотрудник РАН. Мы должны объединить усилия вузовской и академической науки и обязательно связать ее с потребностями общества.
За рубежом вся наука делается в вузах, там нет таких, как в РФ, академий, есть только общественные академии. Сколько же лет мы будем хвастаться Королевым, Капицей, Алферовым? Если мы такие умные, почему же так плохо живем? Война нас встряхнула, и мы научились производить хорошее оружие, особенно ракеты. Когда же мы научимся шить хорошую обувь, костюмы? Сегодня на рынке продаются импортные сливы размером с яблоко! Где же наша наука, селекция, школа Мичурина и т.д.? Недавно я узнал, что Дагестан даже виноградный посадочный материал закупает в Италии!
Реорганизация РАН – это необходимость, требование времени. Не наблюдается притока молодежи в науку. Средний возраст академиков РАН – 78 лет. В РД 80% науки делается в вузах, где ППС получают 13–20 тыс. руб. в месяц. В системе же РАН такой сотрудник получает 50–70 тыс. руб. в месяц, не ведет занятия и наукой занимается по своему желанию. Следовало бы объединить все НИИ с факультетами вузов. Например, почему не объединить ДагНИСХ, Даг. ветер. инст. и ДГАУ? Почему нельзя объединить Институт истории, археологии с историческим факультетом ДГУ или ДГПУ, Институт физики ДНЦ с физическим факультетом ДГУ и т.д.? Я много раз предлагал с нами объединиться ИСЭИ ДНЦ РАН, не хотят. Надо, чтобы ученые выступали перед студентами, ведь в системе РАН работают очень подготовленные ученые с богатым научным багажом, и очень жаль, что они отдалены от процесса подготовки кадров.
– Мы порою удивляемся, что некоторые лица в Дагестане стали кандидатами, докторами наук. У них нет публикаций в СМИ, они нигде не выступают… Как же так получается?
– В последнее время в РФ и РД, действительно, много стало ученых, количество защищающих диссертаций тоже увеличилось. Не секрет, что многие диссертации пишут не сами. Например, на станциях метро в Москве есть объявления с предложением услуг по написанию диссертаций. Более того, у бедных добросовестных аспирантов берут деньги за публикации, за защиту. Поэтому многие одаренные специалисты бросают учебу. В Дагестане следовало бы иметь по 1 совету по защите диссертаций по каждой специальности. Зачем советы иметь в каждом вузе, НИИ по одним и тем же специальностям? Можно было бы собрать в эти советы наиболее авторитетных, честных ученых. Я с предложением организовать в РД один авторитетный диссовет по экономическим наукам беседовал со всеми руководителями вузов, НИИ РД, на словах они «за», а на деле все вузы открыли свои отдельные советы. В то же время ВАК поддерживает наше мнение и ждет предложений из РД. ВАК хочет, чтобы советы оставались в центральных российских вузах, аспиранты и соискатели ездили туда. Это делается специально для того, чтобы осложнить положение национальных кадров.
Теперь с нами переговоры ведет руководство Чечено-Ингушского университета, и мы собираемся объединиться с ними.
– Гамид Ахмедович, что такое современная дагестанская экономика, чем она отличается от прошлой и какую роль играет в жизни дагестанцев?
– Дагестан, как и Россия, уже более 20 лет находится в глубоком кризисе, который связан с построением капитализма. Это общество богатых и бедных, когда только около 10% населения владеют большинством богатства страны.
За короткое время трудно восстановить все разрушенное, но Дагестан находится на пути к росту, к капитализму. Путь к процветанию очень долгий. Нет эффективных руководителей, только завод «Дагдизель» выполнил все показатели в 2013 г., мало кто думает об обществе, государстве, многих интересует «свой карман». Чтобы построить новые объекты, создать современную экономику, нужны большие средства, которых у нас нет.
Я верю, что Дагестан встанет с колен, наш народ все преодолеет.
– У каждого есть своя заветная мечта. Есть ли она у Вас и насколько она связана с институтом?
Вы столько сделали для республики, почему Вас не назначали Председателем Правительства РД?
– Мне всегда было тяжело. Сам я вырос сиротой, в детстве голодал, работал при поддержке КПСС и руководства РД – они мне были и отцом, и опекунами все годы, и я очень счастлив, что имел таких опекунов. Мне очень тяжело и сейчас, т.к. я всегда брался за сложные проекты. Когда распался СССР, начались реформы, начался грабеж в России, я решил взяться за невозможное: организовать и построить новый вуз. Ни руководство РД, ни семья не верили в успех. Очень тяжело было, но я доказал: можно созидать в любой системе при желании. Вы сами видите, за 15 лет построен новый вуз: 8 учебных корпусов и много других объектов, в т.ч. общежитие на 1 тыс. мест.
Обо мне говорят, что я грубый и жесткий. Тяжелая, сложная жизнь меня сделала таким. Для хороших студентов я добрый, а с плохими – жесткий. Ненавижу бездельников.
Почему меня не выдвинули руководителем Правительства РД? Не знаю, значит не хотели со мной работать.
И социализм, и капитализм имеют свои положительные и отрицательные стороны. Из двух систем надо уметь взять все хорошее и суметь это применить на практике. Сам я к варианту капитализма, построенного в РФ, отношусь плохо. Кучка людей разграбила богатство страны, большинство населения нищенствует. В мире не было опыта перехода от социализма к капитализму, мы «пионеры» в этом деле. Я мечтаю о том обществе, где высоко ценится честный труд и скромность в быту.
Выдвигать надо людей, которые что-то сделали, чтобы их знал народ. Нельзя допускать к СМИ, должностям болтунов.
– Нам стало известно, что Ваши научные труды переведены на английский язык, Вы были номинантом на Нобелевскую премию. Расскажите читателям об этом.
– Впервые в Дагестане в 6 томах издаются на английском языке избранные мои труды по экономике из 83 монографий. Они переведены Академией наук РФ. Комплект своих книг дарю Вашей редакции.
По моим учебникам обучаются студенты. Мои книги распространены во многих вузах мира. Все лауреаты Нобелевской премии по экономике – это американцы, живут в США. Главное здесь – общение, знакомства, доклады на конференциях… Еще одно важное условие – необходимо, чтобы я выступил в мировых СМИ с критикой положения экономики и общества в РФ. Я этого никогда не сделаю ни за какие награды. И. Бродскому, А. Солженицыну Нобелевские премии присудили за то, что они бросили свою родину и за рубежом «лаяли» на СССР. Е. Евтушенко уже 90 лет, 30 лет из США нападает на Россию, ждет премию. Чем занимать такую позу, лучше я умру за свою родину.
Тема, разработанная мною: «Технология жизнедеятельности малых народов в гигантском государстве». Эта тема исследована в моих 83 монографиях и 400 научных трудах. 24 лауреата работают в Чикагском университете США, поехать туда, жить там, дружить с ними и оттуда «лаять» на свою родину, которая меня воспитала, за которую погиб мой отец, ради Нобелевской премии в млн долларов не буду.
ДГИНХ ежегодно выпускает за последние 18 лет около 2,5 тыс. специалистов, по оценкам экспертов США, 1 подготовленный вузом специалист оценивается в 5 млн долларов. Подумайте сами, кто готовил бы этих специалистов, где бы они учились, если бы не в ДГИНХ? Другие вузы выполняют свои планы набора без ДГИНХ, и они туда не поступили бы.
Зарубежные эксперты с удовлетворением изучают опыт ДГИНХ, где нет коррупции, а что творится в российских вузах, они прекрасно знают.
– Как Вы распорядитесь деньгами, если Вам присудят премию?
– В тот же день раздам инвалидам и бедным пенсионерам Дагестана, и по тысячи долларов сотне бедным студентам-дагестанцам. Об этом я заявил и комитету. Дело разве в деньгах? Не в них счастье, у нас есть тысячи миллиардеров в России. Я мечтал и мечтаю имя Дагестана поднять, чтобы подрастающее поколение не боялось, не опускало руки, а творило, созидало, рвалось смело в науку и жизнь.
– О чем мечтаете?
– Чтобы молодое поколение, мои близкие после меня учились, трудились честно, созидали. Это завещаю я и всем студентам. Пророк сказал, что один день занятий наукой равноценен 70-летним молитвам.
Я благодарен судьбе за то, что нас сирот – 5-х детей – воспитала советская власть, советская школа, КПСС, советский вуз и дагестанское, союзное общество, сельский джамаат.
Когда мне было 25 лет, я был назначен 1-м замом крупнейшего министерства, в 27 лет я стал министром – руководил двумя самыми крупными, опасными ведомствами 10 лет, 20 лет руководил ДГИНХ, который организовал и построил, с 2008 г. – президент ДГИНХ. До работы в ДГИНХ я в Дагестане построил более 400 объектов: ЦУМ, Детский мир, Кизлярский консервный завод и т.д. Сам я не строитель. Я никогда ни с кого не брал ни копейки и не трогал государственные деньги, хотя имел дело с миллиардными оборотами, руководя всей торговлей в республике. Никто не может мне сказать, что они когда-то мне дали хоть один рубль. Я бесплатно не съел и котлету. Я воспитал такими и двух своих сыновей – профессоров и очень верю в их честность.
Я никогда не предавал друзей, хотя многие меня предавали, особенно мужчины, никогда я подлости не видел от женщин.
 

«назад

Фотолента

фотографий: 3

Публичная лекция в формате форсайт

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Рамазан Абдулатипов выступил перед студентами ДГИНХ на митинге против экстремизма и терроризма

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив