Народы Дагестана
Архив номеров » №1, 2014 от 25 Сентября 2014 г » Искусство » Личность, познавшая таинство дерева

Личность, познавшая таинство дерева

 В Дагестане издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел, среди которых и резьба по дереву. В каждом селении были мастера по дереву, металлу, каменотесы, ковроделы, ювелиры и т.д. Сохранить вековые традиции и славу ремесленников Страны гор – основная задача современных мастеров, одним из которых является Мамадибир Мусаевич Абдурахманов – знатный мастер, известный устар, изготовитель струнных инструментов.
Родился Мамадибир Абдурахманов в селении Маали Гунибского (ныне Гергебильского) района ДАССР. Его отец Абдурахман Мусаев был прекрасным мастером по изготовлению пандуров и замечательным столяром. Отец и дед Мамадибира – Муса – славились своим ремеслом и были известны в округе. Жители окрестных селений заказывали у них музыкальные инструменты.
Маленький Мамадибир с пяти лет внимательно следил, как отец и дед трудились. Эта напряженная, но интересная работа восхищала мальчика, внушая мысль «попробуй и ты – прикоснись к волшебству». Самым запоминающимся моментом из детства стал день, когда зазвучал сделанный им самим пандур в семилетнем возрасте. Первый пандур принес мальчику огромную радость, возникла уверенность, что он, как и отец, станет когда-нибудь большим мастером, и к нему тоже будут ходить люди с заказами.
Он не учился ни на столяра, ни на музыканта. Мамадибира просто с детства тянуло к дереву. В связи с материальными трудностями семьи ему приходилось работать мастером-столяром по изготовлению окон, дверей, простой мебели на комбинатах бытового обслуживания Унцукульского, Гунибского, Кизилюртовского районов, но, помимо своей основной работы, он изготавливал и пандуры. Музыкальные инструменты Мамадибир мастерил даже в годы службы в рядах Советской Армии в городе Лянае Латвийской ССР. Три года, будучи начальником хозчасти, М.Д. Абдурахманов имел возможность заниматься любимым делом. Не все получалось сразу. Перепробовав множество пород деревьев и начав делать «как чувствуется», а не как написано в книгах, он стал добиваться хоть какого-то звучания, и с каждым разом получалось все лучше. Теперь он на глаз может определить, что за дерево под рукой и как его лучше обработать, чтобы получился хороший музыкальный инструмент. Когда инструмент почти готов и уже можно проверить его звучание, наступает наивысшее удовлетворение от своего труда и творения.
За 65 лет своей творческой деятельности, начиная с первого пандура, который мастер изготовил в семилетнем возрасте, Мамадибир сотворил 2250 струнных инструментов. Львиную долю своих произведений искусства мастер подарил друзьям, родственникам, землякам, певцам, ансамблям, чиновникам высокого ранга и незнакомым людям.
Сегодня мастера хорошо знают не только в Дагестане, но и в других регионах России, Азербайджане, странах ближнего зарубежья. Изготовленные им изделия отличаются завораживающим звучанием и мелодичностью. Его музыкальные инструменты нашли почетные места в авторитетных музыкальных музеях России, в том числе музее имени Глинки в Москве (два инструмента), имени Шереметьева в Санкт-Петербурге (три инструмента), в Баку (один инструмент). Много инструментов, выполненных золотыми руками талантливого мастера, висят и хранятся в его собственном музее-квартире. В них таится столько знаний, навыка, опыта, трудолюбия, усидчивости, усердия, художественного вкуса, если хотите, уважения к дереву, умения чувствовать его и относиться к нему словно к живому, подчиняя себе его непокорность, вживлять в него душу и, наконец, заставить дерево заговорить! В умелых руках Мамадибира Мусаевича холодный, надменный кусок дерева становится теплым, грациозным, нежным и очень величественным, покоряет всех изяществом и достоинством. Как манят они взор, как бы вторя восторгу: «Да, мы такие, вглядитесь в наш тончайший облик, как велика наша магия...» Именно так воздействуют изделия на любого, увидевшего их. Инструменты хочется взять в руки и рассматривать бесконечно, поиграть на них.
Каждое его изделие – это трепет рождения чистого, искреннего, жаждущего жизни искусства, которое очищает душу, словно освященное причастие в мечети. Когда рассматриваешь сработанные Мамадибир-мастером инструменты, захлестывают светлые эмоции, хочется вобрать в себя все прекрасное.
Славный мастер неустанно совершенствуется в изобразительности, придумывает новые формы для своих струнных инструментов. Он компонует несколько струнных составляющих в единое целое, и на каждом из них можно поочередно свободно играть. Из-под талантливых рук ответственного мастера вышли двуединые «2 в 1» (пандур с барабаном) и триединые – их еще называют трехгрифные – инструменты: в одном случае пандур, мандолина и кумуз; во втором – пандур, тар и кумуз: из грифов пандура и кумуза можно извлекать звуки дудука и зурны, таким образом, инструмент «5 в 1» способен суммарно издавать пять звуков. Этот супероригинальный инструмент – новаторское изобретение в мировой практике, сконструированное впервые. Оттого и был выдвинут на включение в Книгу рекордов Гиннеса. Фото инструмента было отправлено в комиссию этого издания. Автор получил одобрительное письмо. Его заявка была рассмотрена в сентябре прошлого года, инструмент дагестанского мастера экстра-класса занесен в Книгу рекордов Гиннеса.
Мамадибир – тонкий стилист не только в композиционных приемах, но и в орнаментальных. Кроме резных узоров на корпусе его чаганы (подобие скрипки), есть два широких овала для свободного ведения смычка, не задевая граней корпуса. «Чагану делать сложно, – признается мастер, – потому что все части инструмента надо склеивать». Абдурахманов считает непростым и изготовление кумуза. По его убеждению, самый лучший кумуз получается из чинара – звучит мелодично, красиво. Мамадибир изготавливает пандуры разных модификаций: есть клееные, неклееные, маленькие и большие. Например, длина одного пандура достигает 2 м 50 см. Мастер назвал его «Великаном». «Клееные хорошо звучат», – поясняет мастер. «Самый бархатный звук издает пандур из сухой липы женской особи», – говорит Мамадибир.
И все-таки для Абдурахманова до сих пор особо дорог тот самый первый пандур, который он изготовил с помощью отца, участника Великой Отечественной войны Абдурахмана Мусаева. Он вернулся с полей сражения в конце 1945 года. Вернулся героем – с орденами и медалями на груди. На том пандуре мастер играл со второго класса, поэтому он для него – святая реликвия. Абдурахманов принимал активное участие в художественной самодеятельности школы и села, хорошо играл на мандолине и балалайке. В молодые годы работал в ансамбле песни и танца Дагестана с непревзойденным кумузистом, народным артистом Дагестана Рамазаном Магомедовым. Быть может, если бы Абдурахманов выбрал эту стезю, он стал бы прекрасным певцом и музыкантом.
У Мамадибира есть мастерская по изготовлению струнных инструментов. Станки для работы он собрал сам. В этом благородном деле ему помог президент благотворительного фонда имени Абдурахмана Сугури, председатель Общественной палаты Гамзат Гамзатов и первый Президент Дагестана Муху Алиев. Они помогли ему построить и оборудовать большую мастерскую. Абдурахманов от души им благодарен.
Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. 60-летний Мамадибир занял первое место и удостоился диплома (игра на пандуре) на ярмарке-фестивале «Кавказский базар». Фестиваль был организован Министерством культуры РД, Домом народного творчества, художественным училищем им. Джемала, Комитетом Правительства РД по народным художественным промыслам, Союзом художников РД. Состоялись два творческих вечера музыканта-мастера. В нем принимали участие и яркие звезды дагестанской эстрады.
Если одна струна души мастера струнных инструментов – изготовление музыкальных инструментов, то другая – поэзия. Он пишет прекрасные стихи, и все началось с первой любви. Издал две книги. Их названия говорят сами за себя: «Звуки струн рукодельных, строки песен сердобольных», «Разговор сердца, напев руки». Книги вышли в издательском доме «Эпоха». Снова Абдурахманову помог большой патриот Дагестана, горец, отчаянно влюбленный в Страну гор, президент Международного фонда Расула Гамзатова Гамзат Магомедович Гамзатов. Благодаря этому Мамадибир Абдурахманов стал членом Союза писателей России.
Досадным является тот факт, что 72-летнему М.Д. Абдурахманову до сих пор не присвоено ни одного почетного звания, и он не является членом Союза художников России. Мастер-маалинец в своей жизни придерживается принципа: «Скромность украшает человека». Он хочет создать музей своих струнных инструментов, но бытовые условия не позволяют, очень надеется на помощь администрации города Махачкалы и Министерства культуры РД.
«Я счастливый человек, удача везде сопутствует мне, начатое дело всегда доводил до конца, – говорит мастер. – Есть семья, пятеро детей, 15 внуков. Старший сын Таймаз идет по моим стопам – изготавливает красивые и звучные пандуры. К музыкальным инструментам проявляют интерес и внуки». Жизнь продолжается...
Покоя нет струнам... Мастер струнных инструментов Мамадибир Абдурахманов во сне видит музыкальные инструменты и слышит их звучание. Его работы заставляют смотреть на мир искренним взором и верить, что на Земле есть любовь и подлинное искусство.
 

«назад

Фотолента

фотографий: 1
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив