Народы Дагестана
Архив номеров » №1, 2014 от 25 Сентября 2014 г » Образование » Наш идеал оставит добрый след на земле

Наш идеал оставит добрый след на земле

 Республиканский центр дистанционного обучения (РЦДО), расположенный в Махачкале по улице Аскерханова, д. 3, – это лучшая и пока единственная в Дагестане школа для индивидуального обучения детей-инвалидов.
Школой с огромным коллективом учителей, большим количеством учеников руководит Усманилаев Гаджимурад Магомедович.
Г.М. Усманилаев родился 7 декабря 1968 г. в г. Южно-Сухокумске в семье Усманилаева Магомеда Усманилаевича и Хочулаевой Китилей Хочулаевны. В семье было трое детей: два сына и одна дочь.
В 2009 году Гаджимурад Магомедович был назначен директором ГУ «Республиканский центр дистанционного обучения», созданного в Дагестане для организации образовательного процесса детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения.
Молодой, инициативный, креативный директор Центра дистанционного обучения имеет большой опыт работы с детьми. Вот уже четвертый год под его чутким руководством Центр занимается осуществлением координации и организационно-методического обеспечения деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов, а их в Центре 570 учеников.
Человек, который желает сделать что-то важное в современном мире, на наш взгляд, должен быть успешным, а чтобы быть успешным руководителем, как и наш многоуважаемый Гаджимурад Магомедович, нужно нести на своих плечах громадную нагрузку и ответственность.
Гаджимурад Магомедович обладает также и прекрасными человеческими качествами: коммуникабельностью, внимательным отношением к подчиненным, смелостью в принятии решений, способностью творчески решать проблемы. Он действительно современный руководитель и творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач. Гаджимурад Магомедович всегда твердит, что личность, работающая над собой, над своими профессиональными качествами, это и есть настоящий педагог.
В целях социализации воспитанников проводятся различные мероприятия. Одно из лучших мероприятий было 24 декабря 2013 году: провели новогодний праздник для детей и их родителей в банкетном зале «Европа», который Центру предоставили бесплатно, с участием звезд дагестанской эстрады: Хава Курбанова, Тимур Рахманов, Пьер Оджо, Анора, Зульфия, Телидзе, выступило несколько детских и юношеских танцевальных коллективов, среди которых был фольклорный ансамбль «Ватан». На концерте присутствовали заместитель министра образования и науки Дагестана Дагир Исамутдинов, более 500 учащихся Центра и 500 человек, сопровождающих их. Дагир Исамутдинов поздравил всех присутствующих с наступающим праздником и выразил много теплых пожеланий.
Мир не без добрых людей. Находится много организаций и спонсоров, желающих помочь и доставить радость детям с ограниченными возможностями. К примеру, благотворительный фонд «Чистое сердце». Такие мероприятия для детей-инвалидов – редкая возможность собраться, увидеться, пообщаться.
Многие родители отдали бы все, чтобы поставить их на ноги или хотя бы доставить радость, увидеть их счастливые глаза. И родители в тот день не находили слов, чтобы отблагодарить руководителей и учителей школы.
Кроме того, 14 января 2014 года по инициативе Оргкомитета «Сочи – 2014» представитель фирмы «Кока-кола» предложил участвовать сотруднику РЦДО Омаргаджи Магомедовичу (главный специалист технической поддержки) в конкурсе на участие в эстафете Олимпийского Огня. И он стал победителем конкурса! Омаргаджи Магомедович занимается боксом уже 8 лет и в то же время делает все возможное для развития дистанционного обучения детей-инвалидов, учащихся в Центре.
Мы побеседовали с директором школы Гаджимурадом Магомедовичем, и вот что он нам рассказал.
– Гаджимурад Магомедович, что такое дистанционная школа и чем она отличается от обычной? Когда и по чьей инициативе впервые появилась дистанционная школа в Дагестане? Имеются ли еще подобные школы в республике?
– Сегодня одним из ключевых направлений развития образования, определенных инициативой «Наша новая школа», является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование дистанционных форм при организации обучения таких детей позволяет обеспечить ребенка качественным образованием вне зависимости от места обучения, предоставляет возможность общения со сверстниками,  необходимого для социализации и адаптации в обществе.
Главными целями дистанционного обучения являются получение среднего общего образования детьми-инвалидами; осуществление учебного процесса по установленной учебной программе; создание условий, обеспечивающих получение среднего образования детьми в соответствии с их физическими и умственными особенностями, с учетом специфики заболевания и психофизического развития; создание условий для своевременного использования получаемых знаний и умений, для повышения эффективности обучающего процесса и всестороннего развития личностных качеств.
Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями и содержанием, что и обучение в обычной школе, но формы подачи материала и формы взаимодействия учителя и учащихся и между собой различны.
Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Данная технология обучения пользуется большим спросом, открывая безграничные возможности в получении информации, формировании навыков самообразования, приобщении к общечеловеческим ценностям.
В первый год в Центре обучалось только 37 детей (33 махачкалинца и 4 каспийчанина). В 2011 году Центр обучал уже 187 детей. Для ускорения процесса установки оборудования и программного обеспечения сотрудники РЦДО выезжали вместе с работниками компании ИВТ, выигравшей конкурсные торги на подключение ИКТ, на места подключения рабочих мест. В сентябре 2012 года Центр насчитывал 387 детей из 18 муниципалитетов, включая Кизлярский, Кизилюртовский, Дербентский, Карабудахкентский, Буйнакский, Кумторкалинский районы республики, и около 120 учителей; имеются технический персонал и отдел технической поддержки, который обеспечивает бесперебойную работу компьютерной техники.
А с сентября 2013 года в Центре обучается 570 учеников и насчитывается 222 учителя.
Обучение ведется по индивидуальным образовательным программам и планам, разработанным в соответствии с рекомендациями ПМПК, в соответствии с запросами семьи и медицинскими показаниями, преимущественно индивидуально или в группах до трех человек.
– Как Вы решились на столь серьезный шаг – открыть такую школу? Кто помог оборудовать? Была ли поддержка?
– Наш Центр создан в 2009 году. В первый год практически все Министерство образования и науки РД участвовало в организации Центра. Это была инициатива Президента РФ, поэтому мы получили поддержку федерального центра, средства для закупки оборудования, для подключения детей к Интернету, обучения детей и их родителей, детям оплачивается безлимитный трафик Интернет на скорости не менее 512 кб/с. Конечно, мы получаем поддержку со сторону Министерства образования и науки РД. Также у меня есть правая рука – зам по учебной части Милена Нуралиева. Возможно, без нее не осуществились бы некоторые планы в нашей работе.
– Гаджимурад Магомедович, как Вам удается руководить таким большим коллективом?
– Вы знаете, я не задумывался над тем, огромный он или маленький. В первый год у нас было всего 11 учителей. На сегодняшний день у нас 222 учителя. Наверное, все-таки большое значение имеет подбор кадров. У нас учитель проходит 3 собеседования, прежде чем поступить к нам на работу. Это собеседование на знание компьютера, собеседование на знание своего предмета, и предпочтение мы отдаем тем специалистам, которые закончили вуз с отличием. Руководить намного легче, когда ты знаешь, что в коллектив попадают не случайные люди. И третье собеседование проводится директором на предмет личных качеств того или иного претендента на место учителя. Учитель должен иметь внутренний «Иман» определенного уровня, чтобы работать с такой категорией детей, чувство сострадания, огромное терпение.
– Какие у Вас планы по совершенствованию школы?
– Планы у нас, конечно, большие, однако мы ограничены в своих возможностях. На сегодняшний день мы арендуем помещение, в котором располагаемся. У нас нет возможности реализовать все наши планы, потому что в нашем видении должно функционировать такое учреждение, чтобы возможно было в нем проведение мероприятий для детей, функционировали реабилитационные курсы, велась работа логопеда в отдельном кабинете, работа с психологами, был кабинет релаксации. Со временем мы планируем создать все это при Центре, если у нас будут возможности. Сейчас работа уже ведется, и все учреждения, работающие с детьми с ограниченными возможностями, будут входить в объединение, которое будет решать возникающие проблемы.
– Сколько лет Вы работаете в этой сфере?
– В дистанционном образовании я работаю с самого начала его создания в 2009 году по инициативе Президента РФ. Правительству РФ было дано поручение разработать концепцию развития дистанционного образования РФ. Соответственно, был проведен мониторинг количества детей, нуждающихся в такой форме обучения, и с самого первого дня я работал уже в данном направлении.
Перешел на эту работу с должности начальника отдела мониторинга в образовании Министерства образования и науки РД.
– Гаджимурад Магомедович, как Вы думаете, какой школой легче руководить: обычной или дистанционной?
– Мне кажется, нет разницы в руководстве. Это образовательные учреждения, у которых цели и задачи одинаковы, контингент учащихся и преподавателей, в принципе, одинаков. Но надо учитывать специфику работы с детьми с ограниченными возможностями, поэтому у нас в Центре работают педагоги, обладающие огромным терпением.
– Что Вы планируете сделать для школы, для образования в целом?
– Я уже сказал, что нам очень важно иметь свое помещение для проведения совместных мероприятий, реабилитационных курсов, индивидуальной работы с учениками, наличие специализированного транспорта.
По поводу образования: мне кажется, что оно на сегодняшний день претерпевает изменения и в лучшую сторону, идет оснащение школ самыми современными техническими средствами, позволяющими улучшить образовательный процесс. Однако социальные проблемы педагогов влияют на их работу. Человек предан одной профессии, он все время уделяет именно своей работе, но при этом не может удовлетворить какие-то социальные потребности: низкая зарплата, слабый социальный пакет. Все это, естественно, сказывается на качестве работы педагога.
– Можете ли Вы дать гарантию поступления выпускников в престижные вузы?
– Выпускники нашего Центра имеют льготные права при поступлении в вузы. Выпускники прошлых лет уже учатся в вузах, и в этом году у нас есть около 20 учеников, которые готовятся поступать в высшие учебные заведения.
– Какое у Вас отношение к ЕГЭ и готовите ли Вы детей к нему?
– Сама форма сдачи ЕГЭ мне очень импонирует. Почему? Потому что ребенок может адекватно подойти к экзамену, подготовиться к нему, и в отличие от предыдущих лет, ребенок имеет возможность после сдачи ЕГЭ выслать сертификат в несколько вузов.
Сама форма ЕГЭ перспективна. Проблема лишь в том, во что превратили ЕГЭ сами люди.
– Какие еще плюсы дистанционной формы обучения можно отметить?
– В плюсы дистанционной формы обучения можно записать то, что у ребенка появляется возможность учиться в тех условиях, комфортных именно для него, и в том режиме, который он может себе позволить.
– Какие изменения произошли в образовании и в школе в последнее время?
– Наверное, изменения в первую очередь связаны
с введением ЕГЭ. В образовании появилось огромное количество форм и методов работы. Это связано с развитием информационно-коммуникационных технологий. Современные дети имеют больше возможностей для разностороннего образования, чем, например, мое поколение. И внедрение огромного количества различных интерактивных программ очень разнообразит процесс обучения.
– Что Вы считаете главным в руководстве школой?
– Главным в руководстве школой является преданность своей профессии. Человек, посвятивший себя педагогике, должен отдать себя педагогике всецело. И любить свою профессию.
– Какие черты характера Вы считаете самыми важными для успешного учителя?
– Доброта, терпение и коммуникабельность.
 

«назад

Фотолента

фотографий: 3
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив