Народы Дагестана
Архив номеров » №1, 2014 от 25 Сентября 2014 г » Образование » Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

 Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматрива­ется в числе важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.
Махачкалинское муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида» с круглосуточным пребыванием открыта в сентябре 2008 года.
В школу-интернат принимаются дети в возрасте от 7 лет с дефектом зрения на основании заключения РМПМПК Минобрнауки РД с согласия родителей или их законных представителей. Школа занимается в 1 смену, в 5-дневном режиме по общеобразовательным программам. После обеда ведутся коррекционная работа, кружки. Над школой-интернатом шефствует Дагестанская государственная медицинская академия, представители которой периодически навещают своих подопечных.
Школа-интернат начала свою деятельность с общим количеством 50 учащихся в 6-ти классах-комплектах. На конец 2012–2013 учебного года в учреждении обучались 166 учеников (96 учащихся в начальной школе в 7 классах, 70 учеников в 5–8 классах). Среди них 65 инвалидов, 62 – из многодетных семей, 51 – из неполных семей, 5 – из неблагополучных семей, 5 – из «группы риска», 50 – из малообеспеченных семей, 20 – полусирот, 18 учеников со слабой мотивацией к учению, 30 учеников с повышенной мотивацией. В 2013–2014 учебном году стало уже 195 учащихся.
Около 85% учащихся школы-интерната с сохранным интеллектом, хотя и со слабым зрением. Их узкий кругозор, скудный запас слов, слабое зрение – те причины, которые определили выбор методической темы, над которой будет работать школа в следующие 5 лет. Педагогический коллектив школы-интерната поставил перед собой задачу – дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты, весь творческий потенциал с учетом индивидуальных особенностей.

С целью развития памяти, мышления, умений анализировать и обобщать педагогами используются следующие методы: беседа, проблемное изложение материала, исследовательская работа, рассказ, объяснение, кроссворды, ребусы, дидактические игры, схемы, опорные таблицы и т.д. Также используются различные виды игр: занимательные, дидактические, ролевые игры, задачи в стихах, в ребусах и т.д., что является важнейшей предпосылкой приобретения прочных знаний, умений и навыков у слабовидящих детей.
Очень важно, чтобы сам учитель свободно оперировал своими знаниями, владел ситуацией на уроке, по ходу (при необходимости) мог бы изменить содержание урока и, используя ситуации, с наибольшей пользой направить его.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь в специальном учреждении IV вида включает в себя: психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Весь процесс обучения замедлен по своему темпу и включает: формирование важнейших нравственных и эстетических представлений; развитие логического и образного мышления; освоение учебной деятельности; развитие интереса к учебным занятиям.
Особенностью речи слепых и слабовидящих детей является вербализм, т.е. употребление слов без достаточного понимания их содержания, которое приводит к формальному заучиванию и изложению знаний.
Отрицательные последствия нарушения зрения выражаются в затруднительной ориентировке в пространстве, неточной координации движений, замедленном выполнении действий, неразвитости осязания и мелкой моторики рук, в неумении рационально пользоваться остаточным зрением. Все это отражается на работе с дидактическим материалом, на овладении навыками чтения и письма по системе Брайля для учащихся с остаточным зрением, плоскопечатным шрифтом – для слабовидящих, детей с амблиопией и косоглазием.
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющи­ми нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива.
В Махачкалинской школе-интернате IV вида трудятся 54 педагогических работника: учителя, воспитатели, психолог, логопед, тифлопедагог, социальный педагог. Высшую категорию имеют 10 педагогов, первую категорию 7–8 педагогов, вторую категорию – 7 педагогов. Почетные звания РФ имеют 2 педагога, РД – 5 педагогов. В школе 50 человек с высшим образованием, со средним профессиональным образованием – 4 человека и 3 педагога имеют дефектологическое образование.
Директор школы-интер-ната Габибова Земфира Муртазалиевна – почетный работник образования РФ, учитель высшей категории, в 2008 году прошла курсы по специфике школы-интерната.
В школе-интернате обучение идет по тем же общеобразовательным программам, что и в общеобразовательных школах. Но наряду с содержанием и задачами обучения по базовым предметам реализуются специальные задачи, направленные на коррекцию вторичных отклонений в развитии, обусловленных нарушением зрения, поэтому одна из основных направлений работы школы – повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса как условие успешности интеллектуального развития учащихся с дефектом зрения.
Коррекционные общеобразовательные учреждения IV вида решают, кроме педагогических задач, и проблемы психолого-педагогической работы, офтальмологического сопровождения школьников с нарушенным зрением. Каждый месяц воспитанники интерната обследуются в глазной клинике.
Уроки по зрительному восприятию проводит учитель Ададаева Р.З.
Логопед Абдурагимова Ш.И. совместно с учителями начальных классов регулярно проверяет речевое развитие каждого ученика, испытывающего трудности в усвоении навыков по русскому языку и чтению. В период обследования комплектуются группы из учащихся с однородными нарушениями речи, а также берутся на учет дети с особо тяжелыми речевыми нарушениями. Основное внимание обращается на работу по совершенствованию фонетической стороны речи, упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания.
Из 166 учеников школы 20 с остаточным зрением. Из них 8 занимаются в начинающей группе и 12 в продолжающей тифлопедагогической группе. Тифлопедагог Ихлазов Г.И. проводит занятия по коду Брайля индивидуально и по группам. Ученики успешно одолевают точечный шрифт. В школе имеется соответствующий фонд художественной и учебной литературы по предметам. Тифлопедагог проводит консультации и семинары также с учителями и воспитателями по изучению кода Брайля.
Особое внимание в школе-интернате уделяется лечебно-профилактическим и оздоровительным мероприятиям, санитарно-просветительской работе и соблюдению требований санитарно-эпидемиологических правил и норм.
Медицинский блок состоит из кабинетов врача-педиатра, врача-офтальмолога, массажа, аппаратного лечения.
Двигательная активность у слабовидящих детей ограничена, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушением осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой сис-темы. Им противопоказана длительная непрерывная зрительная нагрузка: перегрузки ведут к быстрой утомляемости, резкому снижению остроты зрения и качества восприятия.
С целью дальнейшего развития учащихся с повышенной мотивацией к учению творческой группой учителей в составе Ададаевой Р.З. – учителя биологии, Дадашевой Л.А. – учителя технологии, Бабатовой З.С. – зам. директора по внеклассной работе проводится учебно-исследовательская работа по программам «Одаренные дети», экологического воспитания и др. В апреле 2013 года заслушали защиту проектов учащихся «Ландшафтный дизайн школьного двора», «Лекарственные растения Дагестана».
С целью развития личности, интеллекта, познавательных и созидательных способностей слабо­видящих детей третий год в школе-интернате проводится конкурс «Ученик года». Победителями стали:
2010–2011 учебный год – Абдулкадиров Иса, 4 «а» класс; 2011–2012 учебный год – Ильясов Ильяс, 6 «а» класс; 2012–2013 учебный год – Ибиева Саида, 7 «а» класс.
За 5 лет существования школы-интерната 40 педагогов прошли курсы повышения квалификации, 25 из них – по специальности при ДГПИ, двое – в Москве.
Повышение качества образовательной деятельности педагогов осуществляется через конкурсы «Школа молодого педагога», «Учитель года», «Самый классный классный», «Воспитатель года», нестандартные формы педсоветов, конференции, методические семинары, самообразование, открытые уроки, взаимопосещение уроков с последующим анализом. Победили конкурс «Воспитатель года 2013» Ханбабаева С.А., Нагиева Л.А., Магомедова А.А.
В апреле 2012 года молодой педагог Гаджиннаев П.М. (учитель ИЗО) принял участие в город­ском конкурсе декоративно-прикладного искусства «Художник-педагог» и занял II место.
Директор школы-интерната Габибова З.М. в ноябре побывала на курсах по обмену опытом в Италии и рассказала, что в Европе слабовидящие дети занимаются в обычных школах, там нет спе­циализированных школ. А за детьми, которые не могут ходить в школу по причине здоровья, госу­дарство закрепляет специалистов-учителей.
В течение учебного года каждым педагогом школы-интерната даются открытые уроки и открытые воспитательские часы, открытые самоподготовки, на которых демонстрируются их умения и представления организации учебно-воспитательного процесса со слабовидящими детьми, где используется наглядность собственного изготовления, раздаточный материал крупным шрифтом.
Взаимодействие психолога с социальным педагогом и заместителем директора по воспитатель­ной работе помогает выявлять детей, нуждающихся в помощи и поддержке. На заседаниях ПМПС анализируются проблемные ситуации и возможности их решения, индивидуальный подход к каждому ребенку, систематически проводятся профилактические мероприятия по предупреждению наркомании и табакокурения.
Программа психолого-педагогической помощи ребенку совместно с психологом и родителями направлена на развитие, обучение и воспитание детей-инвалидов с целью восстановления их физиче­ского и психического состояния. С детьми-инвалидами работают психолог, логопед, массажист, дефектолог и инструктор по лечебной физкультуре. Эта категория учеников привлечена в разные кружки по интересам. Они принимают активное участие в выставках по рисованию, лепке, бисероплетению, показывают свои знания в интеллектуальных марафонах на внутришкольном уровне.
Воспитанники интерната принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых в городе, республике и в стране: Магомедов Мирза занял II место в городском вокальном конкурсе «Камертон»; в первенстве Махачкалы среди коррекционных школ заняли призовые места по шахматам: Абдулазизов Д. – 1-е, Ибиева С. – 1-е, Казимагомедов А. – 1-е, Алиева К. – 2-е, Якубов М. – 3-е, Гусейнов Г. – 3-е, по шашкам: Омарова А. – 1-е, Раджабов Ш. – 1-е, Асадуллаев Р. – 2-е и Алимова М. – 3-е. На Всероссийском спортивном фестивале среди учащихся специальных образовательных коррекционных учреждений для слепых и слабовидящих детей 3, 4 видов в возрасте от 7 до 17 лет в г. Щелково Московской области наши учащиеся взяли золотые медали: Элавова А. – дзюдо, Мискуев И. – легкая атлетика (прыжки в длину), З. Абдулкадыров – шахматы; серебряные медали: Омарова А. – шашки, Мискуев И. – бег на 300 метров, Асадулаев Р. – дзюдо, Чупанов Д. – дзюдо и бронзовую медаль завоевал Казимагомедов А. – легкая атлетика (бег, прыжки, метание).
Перед школой-интернатом на ближайшую перспективу и на 5 лет стоят большие задачи, в том числе укрепление материально-технической базы учреждения современными техническими средствами, расширение библиотечного фонда учебниками, художественной литературой, ученическими пособиями в крупном шрифте; построение актового и спортивного залов; создание компьютерного класса и др. Ведь для каждого ребенка необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные способности.
 

«назад

Фотолента

фотографий: 2

Встреча участников-победителей спартакиады среди коррекционных школ в Москве

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив