Народы Дагестана

2014 год - Год культуры

 Культура бывает различной: физической, семейной, экологической и других видов. В Год культуры хотелось бы обратить пристальное внимание на экологическую культуру, без которой нельзя развивать культуру вообще.
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой обитания. Что такое культура? Это совокупность способов и форм специальной адаптации человека в окружающей среде, духовной жизнедеятельности. Это образ жизни и плоды труда конкретного общества. Культура – отражение этнического своеобразия и уровней развития цивилизаций.
Экологическая культура начинается с бережного отношения к природе в каждой конкретной семье, это часть общей культуры человека. И поэтому начинать надо с детского сада, а потом уже школы, ПТУ, вуза. Но хочу напомнить очень важную для нас истину: сколько бы ни говорилось правильных слов, без личного примера каждого из нас, взрослых, мало чего можно добиться. Воспитатель должен быть воспитан сам. Современное общество не может не вторгаться в природу, широко используя ее дары. Как не может и жить в полностью изолированной, искусственной обстановке, наподобие космического корабля или подводной лодки. Тщательно продуманный, научно обоснованный союз города и природы, привлечение могучего арсенала технических средств для охраны воды, атмосферы, флоры и фауны, да и самого человека от воздействия промышленных и иных загрязнений – оптимальный путь. Необходимо делать акцент на то, что в настоящее время главной задачей становится охрана природы не ради нее самой, а ради здоровья, психологического и социального благосостояния человека, его будущих поколений. Мы рассматриваем само понятие экологии как науки об оптимальных условиях взаимодействия человека со средой его обитания: водой, воздухом, флорой и фауной. Особенно сложно найти пути достижения такого равновесия в городах, где сосредоточены разные люди.
В этой связи крайне важным становится воспитание культуры поведения человека в быту. Посмотрите на то, что происходит вокруг.
Вот, например, едем в маршрутке. Здесь сидят и дети, и взрослые, и старые люди. Внутри салона пахнет дымом, потому что сидящий за рулем водитель, отвечающий за людей, курит. Такое же можно наблюдать и в такси.
Другой пример: курильщики высотных домов выходят на балконы и удовлетворяют свою тягу к никотину. Окурок летит вниз, кому-то на голову, кому-то на палисадник или под ноги прохожим. Это пример низкой культуры человека.
А ведь все хорошее и плохое начинается в семье. Сумели воспитать человека, значит, он всегда будет полезен обществу и принесет только пользу. Воспитание культуры начинается порой с малого: с чистоты одежды, умения общаться. А внутренняя чистота зависит от многих факторов: от поведения родителей, друзей, от собственного самоутверждения.
Раньше за непослушание и непорядок детей секли. Может, это и жестоко, но часто оправданно. Что делать, может быть, подобная мера наказания и сейчас себя бы оправдала. Что скрывать, нам всем не хватает экологической культуры. Надо следить за собой, контролировать свои поступки. Например, сын нарушил общественный порядок, совершил проступок, и отцу необходимо, прежде всего, наказать себя. Значит, он не сумел привить ребенку добрые намерения, не научил держать себя добропорядочно в обществе...
…Природа не терпит равнодушия, в наши дни особенно важны конкретные действия, направленные на сохранение зеленого мира, окружающего нас и в городе, и в селе. Да и сами горожане – все ли с любовью относятся к зеленому наряду? Идешь по набережной, городскому скверу, Родопскому бульвару – там ветка у березки (так их мало в парке) обломана, там тополь ножом изрезан, розы оборваны и кусты выдернуты, под туей мусор, битые бутылки, флаконы, обертки от мороженого, сколько поломанных скамеек, разбитых фонарей...
Воспитание любви к зеленому миру природы в городе нынче горячая проблема. Это ведь и забота о социальной среде обитания, и воспитание нравственности. За академическим сухим определением «экология» сегодня открываются проблемы, относящиеся не только к нашему благосостоянию и качеству жизни, но и нравственные. Для чего мы живем и трудимся на нашей земле? Только ли ради тепла и крыши над головой и собственных жизненных радостей – о детях, о внуках, об их будущем, о далеких потомках. Им жить на этой земле. Они не поймут нас, если мы не оставим им песню соловья, сладкую прохладу родников, животворную воду рек и синеву чистого неба.
В самой сущности человека заложена жажда творчества, созидания. Материал для него – природные ресурсы, мастерская – сама природа. Человек перестанет быть человеком, если подчинится принципу ничего не трогать в природе. Но он потеряет свое гордое звание «человека разумного», если не будет думать о последствиях, к которым может привести его преобразующая деятельность в экологических проблемах. Они вовсе не фатальны.
Наша обязанность – рационально, бережно, всесторонне использовать природные ресурсы. У нас нет иной земли. Долг каждого – беречь и приумножать ее богатства. Дагестан – удивительная республика, богатая разнообразными памятниками природы, ее ландшафты разнолики, и просто необходимо хранить животворное разнообразие, которое давало и дает не только хлеб, топливо и руду. Природа дает вдохновение. Пусть же и впредь хранятся в ней сила, красота, величие!
Нужно ли оканчивать курсы, вуз, чтобы правильно в экологическом отношении воспитывать ребенка? Нет, для этого надо быть просто человеком, сознающим себя частью природы. Не разрешайте ребенку с юного, еще не осознанного возраста рвать листья и ветки на деревьях. И он это запомнит на всю жизнь. Объясните ему, что дереву больно, оно может заболеть, даже умереть. Тогда не прилетит и не сядет на это дерево весной птица, не прочирикает нам песенку, не остановитесь вы в жаркий день в тени этого же дерева, не почувствуете сладко-пряного запаха листвы после дождя. Ребенок обязательно запомнит рассказ на всю жизнь!
Посмотрите на деревья на городских улицах! Кому не лень, все издеваются над ними, каких только стрелок не прибито на них большими железными гвоздями, указывающими направление к коммерческим магазинам! Прибивая на теле – живом стволе – гвозди, какую рану мы наносим деревьям! Для примера посмотрите на оживленные улицы города Махачкалы. Вы идете по улице, ведете малыша за руку. Он с удовольствием разворачивает шоколад, а обертку готов выбросить тут же на тротуар. Объясните ему, куда надо бросать. Не найдете урну – донесите ее в кармане до дома и выбросьте в мусоропровод. А огрызки яблок и кожуру бананов нужно все-таки донести до мусорного контейнера. Тоже наглядный урок.
Нужно ли выезжать с детьми на природу? Обязательно. Хотя бы несколько раз в год. Это нужно для того, чтобы показать ребенку окружающий его мир. Даже если лес, куда вы попали, весь исхожен и, на первый взгляд, нет ничего интересного, не отчаивайтесь. Остановитесь с малышом, послушайте, сколько звуков в природе. Обратите внимание на птиц, насекомых. Вы в них не разбираетесь? Не беда. Все равно понаблюдайте за ними, за их строением, поведением.
Как только мы попадаем в лес или на поляну, хочется любоваться, глаз не оторвать от таких уголков природы, где яркие россыпи цветов – красные, желтые, сиреневые, белоснежные: маки, ромашки, пижмы, шалфей и другие на изумрудно-зеленом разнотравье. И вот уже тянется детская, да и взрослая рука сорвать их, уничтожить красоту. Почему-то считается, если попался на глаза красивый цветок, его следует непременно сорвать! Не допускайте этого.
Необыкновенные скалы, ущелья, пещеры, водопады, редкие и вековые деревья в основном не имеют экономического значения, их польза в том, что они доставляют радость людям, развивают чувство прекрасного.
Что же важнее: уметь видеть всю эту красоту или создавать ее, или учить других создавать прекрасное? Важно все в отдельности и все вместе. Не оценив красоты, нельзя создавать ее, так же как, умея творить прекрасное, можно не уметь учить этому других. Учитель, проводя экскурсию с детьми на природу, должен видеть и передавать ученикам свое мастерство вести наблюдения. В вопросах охраны природы нельзя полагаться на какой-то один путь. Разумное сочетание методов убеждения, принуждения и эконо-мического поощрения может дать желаемый результат.
Самая острая проблема ближайшего десятилетия в Махачкале – экологическая, связанная с уничтожением зеленых насаждений и с транспортом, выхлопные газы которого отравляют атмосферу. Отработанные газы автомобильного транспорта создают застойные загазованные зоны. Город задыхается от выхлопных газов. Один легковой автомобиль поглощает ежегодно из атмосферы в среднем больше 4 тонн кислорода, выбрасывая: выхлопными газами примерно 600 килограммов окиси углерода, около 40 килограммов окиси азота и почти 200 килограммов различных углеводородов. Помножьте эти цифры на количество автомобилей, имеющихся в нашем городе, и представьте себе масштабы беды, степень угрозы для человека, флоры и фауны в черте города.
Поэтому сегодня нужны не разговоры, не научные и практические конференции, а жесткие подходы к нарушителям. Человек должен прислушиваться к веками сложившимся традициям бережного отношения к природе, и об этом нужно говорить начиная с детского сада, на уроках в школе, в детской душе заложить мысль о необходимости сохранения и приумножения родной природы. Всю систему обучения и воспитания нужно направить на осознание мысли: человек – часть природы, он либо погибнет с ней, либо отыщет пути спасения. И хочется верить, что дети станут хранителями родной природы.
А сегодня мы продолжаем вырубать мощные вековые деревья, бульдозерами выкорчевываем. Это полнейшая безнравственность, страшное преступление. Общее количество зеленых насаждений в городе сократилось в расчете на одного человека в три раза ниже нормы. Надо увеличивать, а не сокращать площадь насаждений. И если воздух в городе будет чище, это тоже скажется и на состоянии городских насаждений, и на самом человеке, на его здоровье. В последнее время все мы видим, как плохо живется в городе деревьям, их мало осталось, а на оставшиеся страшно смотреть – непонятно, как они еще живы, полувысохшие и заброшенные. А ведь деревья – наши защитники и от автомобильных выхлопных газов, и от шума. Дерево – украшение любого уголка земли, гор, равнины, степи, садов, парков, но это еще и уникальный по своей ценности и полезности элемент природы: от макушки до кончиков своих корней оно служит природе, всем живым существам. Человек же зачастую из-за своей неразумной деятельности разрушает свою же среду обитания. Ведь за уничтожение на наших улицах деревьев мы платим своим здоровьем, здоровьем своих детей и внуков.
Как и раньше, склоны горы Таркитау в пригороде Махачкалы превращены в мусорную свалку. Мы часто со студентами бываем там и видим несоответствие между тем, что я говорю на занятиях, и действительностью. Вот здесь и проявляется экокультура жителей Махачкалы! Это богом данный уголок для нас и для нашего города. Гора Таркитау защищает Махачкалу от ветров, сохраняет влагу, смягчает климат, очищает воздух. Она – труженица: бескорыстно и верно служит людям. А люди? На этой уникальной вершине добывают глину, пасут скот. Слишком медленно идет естественное возобновление древесных пород. Горе-туристы захламляют ее, ломают кусты боярышника, кизила, шиповника и др. А если она станет голой – лишится растительности, то пропадет ее эстетическая и климаторегулирующая ценность. Особую тревогу вызывает катастрофическое уничтожение зеленого наряда на склоне горы Таркитау, идет интенсивное нашествие всевозможных лесонарушителей, вырубающих кустарники и деревья. Проведение озеленительных работ на склоне горы затруднено: здесь и недостаток влаги, труднодоступность участков, наличие маломощных, сильно каменистых почв, где применение механизмов ограничено.
Не сможем мы уже называть ее «легкими» города, его зеленым экраном. Таркитау является украшением нашего города и вместе с тем угрозой, порожденной экологическим невежеством. Иначе и не назовешь уничтожение древесной, кустарниковой, другой растительности на склонах, продолжающуюся пастьбу скота, недопустимое вмешательство в экологическую систему горы строительством зданий.
Гора превращается в свалку мусора или хаотически застроенный оползневый склон. Если решите подняться на плато по ее пологому склону, чтобы полюбоваться городом, сделайте это пешком, а не на машине. Этот склон должен быть каким-то особенным, во всяком случае красивым, значительным. Но он предстает перед вами в самом неприглядном, обезображенном виде, превратившись в мусорную свалку. Со стесненным сердцем прихожу и ухожу с этого склона со студентами в год два раза.
В перспективе гора Таркитау может стать центром экологического просвещения и пропаганды природоохранных знаний, не только для города, но и для республики. Это самое удобное место для создания национального парка – особо охраняемого природного объекта, и может стать активно посещаемым благоустроенным центром отдыха.
Каждый из нас может стать необходимым этому памятнику, как его защитник, который заботливой рукой подлечит раны, предохранит от появления новых, украсит.
Вот другой пример «культурного» поведения водителей в дневное и ночное время.
Поздняя ночь. Два часа нового дня. Люди в высотных домах спят крепким сном, и вдруг во двор въезжает машина на большой скорости, звучит громко музыка, да вдобавок еще водитель сигналит. Выходя из салона автомобиля, хлопают дверцей с такой силой, как будто бьют по голове. Об окружающих они не задумываются. Ведь эта машина по городским улицам неслась. А где же наши блюстители порядка, ночные патрули, они не замечают такой беспредел на улицах? И какой сон у людей будет после такого шума, какая работоспособность после такой ночи?
Дорогие друзья! Наше общество должно формировать людей широко образованных, культурных, с доброй душой и добрым лицом. Наш основной закон гласит, что народ сам должен охранять природу – свое богатство. Народ – это мы с вами, в частности, и взрослые, и дети города Махачкалы и окрестных поселков. Вместо нас никто не будет охранять окружающую природу, в том числе и гору Таркитау. Это надо запомнить раз и навсегда…

«назад

Фотолента

фотографий: 3

Сотрудники "Эльдорадо" участвуют в уборке города Махачкалы

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Мусор вдоль трассы

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Акция "Блогеры против мусора"

Категория фото: КУЛЬТУРА »
№ 2, 2014 от 1 Октября 2014 г

 Форум "Культура и экономика региональной политики в современных условиях"

март-апрель
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив