Народы Дагестана
Архив номеров » № 2, 2014 от 1 Октября 2014 г » Личности » Создатель социологической науки

Создатель социологической науки

 Фанатично настроенные клерикальные круги и придворные вельможи ненавидели его за то, что он славился своей честностью и знаниями, в том числе по мусульманскому праву, много раз сидел в тюрьме. Только в Каире шесть раз снимался с должности кадия и шесть раз восстанавливался. Личная жизнь его была не радостной. Рано умерли родители, и погибла при кораблекрушении его семья, вызванная из Магриба в Каир.
Его очень мало знают в Дагестане, что объясняется, по всей вероятности, тем, что он не занимался непосредственно богословием. Неизвестны нам и его работы по мусульманскому праву, хотя он считался общепризнанным его знатоком. Может быть потому, что тогда шариат не считался почетной наукой, как богословие, он считался земной наукой. Ибн-Халдун позднее приобрел всемирную популярность как основатель социологической науки.
Главная его работа по социологии называется «Книга назиданий и сборник начало и сообщения о днях арабов, персов, берберов и современных обладателей высшей власти». Наиболее важна вводная часть сочинения (Мукаддима), которую сам автор часто рассматривал как самостоятельную работу. Введение его он именует «О природе общественной жизни людей». Мыслитель критиковал ученых, ограничивавшихся описанием социально-исторических событий и не проникавших в сущность их процессов. Ибн-Халдун охарактеризовал созданную им впервые науку об обществе особой «социальной наукой, образующей важнейшую ветвь философии». В ней отмечается, что существуют два подхода к изучению общества, один из которых сводится к поверхностному описанию событий, смешивая их с недостоверными преданиями и вымыслами. Другой подход – рациональное осмысление общественных процессов. Этот подход послужил основой его социологии, которую он характеризует как общую социологию, «достойную быть причисленной к философским наукам». Ибн-Халдун рассматривает историю общества как закономерный процесс, как процесс становления развития и изменения. «Но законы общественного развития, – пишет он, – менее абсолютны, но более сложны, чем законы природы». Мыслитель критикует Платона за утверждение существования сверхъестественных сил, хотя они не доступны чувственным восприятиям человека и не могут быть познаны. Он не отрицает их существование, так как был верующим, но считает, что наука не может ограничиваться предположениями. Человечество, по его мнению, должно стараться познать, не только материальное, но и в том числе духовное. Если мы удостоверяемся предположениями, то какова цена науке и зачем нам ею заниматься? В другом месте этой же работы Ибн-Халдун отмечает, что человек сотворен богом и обречен на самореализацию, самосохранение и самообеспечение. А для этого необходимо добывать средства для существования, а это, по его мнению, в тех условиях было невозможно без объединения людей. Коллективное условие требовалось для изготовления орудия производства, добывания средств для жизни и ее защиты. Отсюда он делает вывод, что человек по природе общественное существо и без социализации он не может быть таковым.
Критикуя наивное представление о расах и цветах кожи, мыслитель связывает их происхождение с климатическими условиями и отрицает преимущество одной расы над другой. По его мнению, и образ жизни людей зависит от способа добывания средств существования. Поэтому отличается образ жизни людей, живущих в городе и сельских населенных пунктах. На образ жизни накладывает свой отпечаток и профессия людей. Объединяясь, люди нуждаются в ведомом правителе и ниспосланных богом законах, в вере и воздаянии. Но богатые и правители, как правило, ведут себя не справедливо, не считаются ни с правилами шариата, ни с мусульманской моралью.
Большое место отводится во введении науке и ее роли в обществе. Успехи науки, пишет он, зависят от уровня знаний ученых и методов изучения объектов. Чтобы получить полные и объективные знания, ученый должен обладать способностью охватывать весь процесс познания, умением связывать единичное с общим, начало и результаты с основными законами науки. Он с большим сожалением отмечает, что в Андалусии (в мусульманской Испании) в XII в. наступил застой науки, а в остальном мусульманском мире еще раньше. Это объясняется, по его мнению, изменением отношения правителей и ученых к науке, усилением засилия религии и скатыванием части ученых на путь богословия и мистицизма. Он уловил новое явление, возникавшее тогда в науке, – субъективный подход в науке, подмену объективного мира миром ощущений.
Касаясь богословов, Ибн-Халдун пишет, что в силу своей профессии они привыкают к умозрительному мышлению, погружаются в свои науки и отодвигаются от действительного мира и чувственно воспринимаемых вещей. Они заняты рассуждениями и умозрительными построениями. Богословы хотят, но не могут управлять государством, поскольку оно требует знания реальной жизни и следования по законам человеческого общества. Общественная жизнь сложна, многогранна, в ней возникают неожиданные и неординарные вопросы, а ими богословы не занимаются. Но подчеркивает, что ислам играет важную роль в нравственном воспитании населения. Ибн-Халдун пишет, что нравственные понятия добра и зла Бог вложил в человеческую природу. Но он не мешает человеку совершать хорошее и плохое, а требует ответа за плохое. Проявлениями зла мыслитель считает несправедливость, зависть, ненасытность и т. д. Ибн-Халдун в соответствии с исламской моралью осуждает роскошь, поскольку она делает человека чванливым, эгоистом и способным на разные мерзости во имя обогащения. Помогая людям, богач думает, что он совершает добродетельные поступки, но не осознает, что раздает добытые нечестным трудом блага.
Как известно, в 60-70 годах, когда СССР и социализм имели большую популярность в мусульманском мире, многие из его стран хотели воспринять учение и практику социализма. В этой связи возникли концепции мусульманского марксизма и исламского социализма. В их пропаганде большую роль сыграл член политбюро французской компартии Роже Городи, считавшийся ревизионистом. Он объявил социологические воззрения Ибн-Халдуна одним из теоретических источников мусульманского марксизма и исламского социализма. Затем идеи Городи были поддержаны многими прогрессивными деятелями мусульманских стран. В этой связи высказывались мнения, что не Маркс и Энгельс открыли материалистическое понимание истории, а Ибн-Халдун, причем на 450 лет раньше их. Конечно, у Ибн-Халдуна есть не мало общего с марксизмом по этой проблеме, но целостного учения о материалистическом понимании истории он не создал. Однако никто другой в мире до марксизма не поднялся до уровня Ибн-Халдуна в этом вопросе. В истории всемирной философской мысли подчеркивается, что в 70-х годах XIX века французский позитивист О. Конт создал социальную философию. В то же время его представления о социальной философии далеки от материалистического понимания реальных процессов, хотя кое-что положительное в них имеется. Также не вызывает сомнений, что ни К. Маркс, ни Ф. Энгельс, ни В. И. Ленин, ни другие деятели, вносившие вклад в теорию марксизма и в частности в разработку материалистического понимания истории, не знали ни Ибн-Халдуна, ни его концепции.
 

«назад

Фотолента

фотографий: 2

Памятник Ибн-Халдуну

Категория фото: Личности »
№ 2, 2014 от 1 Октября 2014 г

 Форум "Культура и экономика региональной политики в современных условиях"

март-апрель
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив