Народы Дагестана
Архив номеров » № 3, 2014 от 3 Октября 2014 г » Этнография » Табасаран сквозь тысячелетия

Табасаран сквозь тысячелетия

 В 2014 году Табасаранскому району исполняется 85 лет. Это один из важнейших этапов в истории всего табасаранского народа.
На протяжении длительной истории на территории Табасарана возникали различные политические образования – племенные объединения. С IV в. до н.э. по II–III вв. н.э. территория Табасарана входила в Кавказскую Албанию.
С распадом Кавказской Албании Табасаран в источниках фигурирует как самостоятельная область, а табасараны известны как один из древних и крупных дагестанских народов. В средневековых источниках содержатся сведения о борьбе табасаран против сасанидов, хазар и арабов.
В XV–XVI веках Табасаранское майсумство было одним из крупных феодальных владений Дагестана. В его состав входили некоторые современные лезгинские и азербайджанские аулы. На протяжении XV–XVII вв. табасараны вели борьбу за независимость против сефевидов, турок и других завоевателей, они по-прежнему находились в разносторонних вза­имоотношениях с даргинцами, лезгинами, азербайджанцами и др. кавказскими народами.
В XI–XV вв. в Табасаране создавались рукописи, хроники, а в некоторых аулах действовали мектебы. Муталимы из Табасарана учились в Дербенте, других центрах мусульманской культуры. Табасаранские алимы переписывали арабские рукописи, охватывающие различные отрасли богословия, законоведения, историю, географию, арабский язык, геометрию и т.п. Это Мухаммед ал-Курихи, Раджаб из сел. Ругуджа, Шабан из Кюряга, Рамазан из сел. Кулик и др. Во второй половине XVI в. в сел. Кюряг жили арабисты Шабан и Мухаммед. В сел. Зирдаг найдена книга, написанная в 1023 г. хиджры (1614 г.) на табасаранском языке арабскими буквами. Название книги – «Диндин асулар шубуб – иман, ислам, суннет ву» («Иман, ислам, суннет – основные черты религии»). В XVII– XVIII вв. создавали свои труды ученые Хасан ибн Рабадан и его сын Гаджи-Магомед из Зирдага, Мирза Калукский.
На территории Табасарана найдены памятники каменного века.
Основными занятиями табасаран оставались земледелие, скотоводство и различные промыслы и ремесла.
Во второй половине XVIII – начале XIX вв. отношения Табасарана с Россией сближаются. И в 1806 году Табасаран присоединился к России, а Дагестан – в 1813 г. Однако жизнь табасаранского народа, как и остальных, не улучшилась.
До образования района территория Северного Табасарана входила в состав Кайтаго-Табасаранского округа, а Южный Табасаран – в Кюринский. По Конституции 1927 г. Дагестанская АССР состояла из 16 округов.
В связи с тем, что старое административное деление задерживало культурное и экономическое развитие края, в 1928 г. Дагестан был разделен на 26 районов.
VII Вседагестанский съезд Советов (16 апреля 1929 года) внес изменения в Конституцию Дагестана согласно новому районированию. Округа были упразднены. Был образован Табасаранский кантон с центром в сел. Бурганкент. В состав этого кантона входили табаса­ранские аулы нынешнего Табасаранского района и нынешнего Хивского района до 1934 года, по другим данным, до 1935 года, до образования Хивского района. С 1934 года центром Табасаранского района становится сел. Хучни.
В первые годы советской власти местными органами власти и управления были окружные и участковые съезды советов, сельские и соответствующие исполкомы. При окружном исполкоме фун­кционировали отделы народного образования, военный, земледелия, здравоохранения и пр. Они подчинялись исполкому и соответствующему наркомату.
В округах появились и крестьянские комитеты, которые организовывали взаимопомощь при неурожаях и стихийных бедствиях, обеспечивали маломощные и батрацкие хозяйства продуктами питания, семенами. В первые годы советской власти в табасаранских аулах были построены школы, культпросветучреждения, лесопильные заводы, создавались пункты фруктосушения. Велась также большая работа по восстановлению и кооперированию кустарной промышленности. К началу весны 1930 года в Табасаранском районе функционировало 42 колхоза. Вместе с тем в 30-е годы в Табасаранском районе, как и в других, в период коллективизации были допущены злоупотребления, репрессии не только по отношению к крестьянству, но и ко всей интеллигенции. Корни табасаранской интеллигенции тогда были подруб­лены.
Большим был удельный вес в экономике района и ков­роткачества. Ковровые артели действовали в селах Кандик, Межгюль, Аркит, Хучни и др. Для артелей получали стройматериалы, пряжу и т.п.
Большая работа проводилась по развитию культуры табасаран. Было решено перевести школы с арабской письменности на новый алфавит, созданный на основе латинской графики. Хотя вопрос о создании национальной письменности для табасаран обсуждался еще в 1927 г., однако не был решен до 1932 г. В создании табасаранской письменности огромны заслуги Г. Гаджибекова. На основе латинского алфавита составлялись учебники для табасаранских школ. Автором первых учебников был Т. Шалбузов. Большую роль в ликвидации безграмотности, создании школ в 30-е годы ХХ века сыграли Кахриманов Гаджи-Тагир, Асланов Рамазан, Гасанов Раджаб, Мусаев Кафур, Гюлов Урудж, Айдемиров Гасанбек и пр. Еще в 20-х г. была создана газета «Голос табасаранца» на тюркском языке. В 1932 г. организована газета «Красный Табасаран» для табасаран в Бурганкенте. Появились свои поэты и писатели – А. Джафаров, Д. Раджабов, Б. Митаров и др. Уже в начале 1940 г. в Табасаранском районе было 17 клубов, 18 изб-читален, 2 библиотеки, радиоузел, обслуживающий райцентр.
В 1941 г., когда фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, сотни табасаран вместе с остальными народами героически защищали каждую пядь родной земли: А. Сефербеков, Б. Митаров, М. Митаров, Д. Раджабов, Саруханов и др., всеми доступными средствами помогали Советской Армии и тылу.
В послевоенные годы, как и все народы Дагестана, табасараны направили свои усилия на ликвидацию тяжелых последствий и дальнейшее развитие народного хозяйства и в целом республики. Большое развитие в Табасаранском и Хивском районах получило ковровое производство. За высокое мастерство по изготовлению ковров Совет Министров ДАССР присудил 37 лучшим ковровщицам Дагестана дипломы мастера коврового производства первой, второй и третьей степеней. Среди известных ковровщиц – М. Эсрепова, Н. Алибекова, М. Магомедова, М. Тагирова, Г. Пачаева, У. Аскерова и др. В послевоенные годы заботились о подготовке специалистов, открыли новые медпункты, сельские аптеки, библиотеки, клубы, школы.
Вместе с местными трудились сотни учителей – представителей народов Советского Союза: русские, азербайджанцы, армяне, лезгины, осетины и др.
Сегодня у табасаран есть доктора наук, профессора А. Юсуфов, Б. Ханмагомедов, С. Ханмагомедов, X. Шихалиев, 3. Юзбеков, Н. Исмаилов, 3. Загиров, М. Алиев, Н. Ашурбеков, М. Мукаилов, В. Загиров, М. Ризаханов и др. Новых высот достигли поэты, писатели. В послевоенные годы дальнейшее развитие получила табасаранская литература. Образ современника раскрывается в произведениях А. Джафарова, М. Митарова, М. Шамхалова, А. Везирова, И. Шахмарданова, К. Рамазанова, Б. Раджабова, П. Касимова, Г. Омаровой, Ю. Базутаева, Ш. Казиева, П. Асланова, С. Кюрабековой, Ш. Шахмарданова и др.
В Табасаранском, Хивском районах функционируют десятки библиотек и клубов, при домах культуры созданы коллективы художественной самодеятельности, которые выступают с концертами перед населением, разъезжают по селам, обслуживают животноводов и хлеборобов на полях и кутанах. Большим событием в культурной жизни табасаран стало создание народного театра в Хиве в 1960 г.
В 2001 г. создан Государственный табасаранский драматический театр.
В 2002 г. в с. Хучни торжественно открыт памятника поэту-воину Мирзе Калукскому.
В настоящее время на страже здоровья трудящихся Табасаранского района – десятки медицинских учреждений и сотни специалистов. За последние годы в районе сделано немало для повышения уровня жизни населения, благоустройства, организации досуга, развития инфраструктуры, однако все еще остаются и нерешенные проблемы. Так, много табасаранских семей из-за отсутствия экономических условий, безработицы поселилось в городах: Дербенте, Баку, Махачкале; поселках Дагестанские Огни, Дружба Каякентского района. Надеемся, что местные органы власти с должным вниманием отнесутся к решению социально-экономических проблем жителей района.
 

«назад

Фотолента

фотографий: 2

Табасаранка в национальной одежде

Категория фото: Этнография »

Табасаранские ковровщицы

Категория фото: Этнография »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив