Народы Дагестана
Архив номеров » № 3, 2014 от 3 Октября 2014 г » На досуге » В чём секрет памяти и её использование

В чём секрет памяти и её использование

 Благодаря памяти мы используем в повседневной жизни свои знания, умения, опыт и опыт предыдущих поколений. Память – великое свойство человека, без которого трудно представить себе жизнь, общение.
От чего зависит память и можно ли улучшить ее? Память зависит от наследственности, методов, способов передачи информации, от воспитания родителей, учителей, воспитателей, общества, от тренировки, занимаемой профессии.
Возможности памяти безграничны. Надо использовать эти возможности.
Память – способность человека запоминать, не забывать, сохранять прежние впечатления, опыт и воспроизвести, реализовать хранящиеся в сознании запасы впечатлений. Память – когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой форме память реализуется как узнавание – ранее воспринимающихся предметов, в более сложной форме предстает как воспроизведение – в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии.
Считается, что взрослый человек может запомнить от 20 до 100 тыс. слов. Есть люди, обладающие феноменальной памятью. Александр Македонский, например, помнил имена всех своих воинов. Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов.
Во все времена были и есть талантливые, гениальные дети. Но общество их не замечает и не поддерживает. Детский психолог, президент Ассоциации детских психологов Александр Кузнецов утверждает, что около 2 % людей планеты являются вундеркиндами.
В мире давно изучали и ныне изучают, выявляют, определяют талантливых детей. В апреле 2014 г. 3-летнюю американку Алексие Мартин из Куин-Крик штата Аризона включили в организацию, в которую входят самые умные люди планеты. Дети-гении часто становятся «белыми воронами» по ошибке общества. Ими общество мало занимается, поэтому они теряются в массе людей. Таких случаев, примеров сотни, если не тысячи. К примеру, талантливым был Г.М. Курбанов из с. Кунки Дахадаевского района, который родился в 1962 году, в 4 года с отличными оценками окончил подкласс, а в 1970 г. с блестящими результатами окончил 3-й класс Московской школы-интерната для детей дипломатов, и его сразу перевели в 5-й класс. После 10 класса его из-за возраста (ему было всего 14 лет) не зачислили в Институт международных отношений. Но он, тем не менее, окончил два вуза, аспирантуру, докторантуру МГУ и в 35-летнем возрасте стал доктором философских наук, совсем в молодом возрасте начал работать на высоких государственных должностях. Его дедушка Курбан-Кади был гапизом, крупным алимом, мыслителем, знал наизусть Коран.
Американские ученые установили, что в возрасте от 3-х до 7-и лет дети могут воспринять столько знаний, сколько невозможно за всю жизнь. Беда в том, что педагогическая наука не выработала способы, каким путем эти знания им дать. Над этим ученые ломают головы.
Человек начинает запоминать уже в утробе матери. По мнению ученых, память у человеческого плода начинает работать через 20 недель после зачатия. Во время тестов через живот матери посылался звуковой сигнал, который зародыш мог слышать, затем проводилась проверка реакций. Выяснилось, что зародыш реагирует на шум. Через 10 минут зародыш распознает звук и двигает ножками.
На нашу память влияет множество факторов. Кто-то лучше запоминает увиденное, кто-то услышанное. В состоянии эмоционального подъема в памяти иногда возникают вещи, казалось бы, давно забытые.
Человек, считающий себя не способным к языкам, попав в чужую страну, запросто выучивает язык. Рассеянность – не признак плохой памяти, это переутомление.
Ослаблению памяти препятствуют запахи. Это объясняется соседством центра обоняния с «запоминающей» зоной мозга.
С возрастом память ухудшается не всегда. При отпадении необходимости что-то заучивать пропадает навык напрягать память. У актеров всегда, в любом возрасте память хорошая, им она нужна, пока они работают, а у студентов после окончания учебного заведения память ослабевает: они расслабляются, как бы отдыхают.

Умение
забывать
Все помнить невозможно. Умение забывать имеет огромное значение в выживании людей. Мозг должен освобождаться от ненужного груза впечатлений и сведений. Память как бы сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой информации. При этом старая информация не исчезает бесследно, но переходит из активной памяти в пассивную, откуда ее иногда удается извлечь.

Память можно улучшить
и использовать
В большинстве случаев память можно улучшить. Для этого необходимо принимать витамины С, Е, В6, В12, жирные кислоты. Надо уметь сосредоточиться и получить впечатление, используя для этого зрение, слух, обоняние.
Зрительное впечатление самое прочное. Ведь нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Марк Твен, например, не мог запомнить последовательность своего выступления, когда пользовался записями, но когда бросил записи и для запоминания стал пользоваться рисунками, все его трудности исчезли.
Единственный способ надежно запомнить некий факт – это связать его с каким-либо другим.
Надо тренировать память постоянно. Вот несколько простых упражнений для улучшения памяти.
Посчитайте обратно от 100 до 1.
Повторяйте алфавит, придумывая на каждую букву слова.
Назовите 20 женских имен и столько же мужских.
Выберите любую букву алфавита и назовите 20 слов, начинающихся с нее.
Закройте глаза и сосчитайте до двадцати.
И вы заметите прогресс.

Маленьких детей
должен учить профессор
В Польше Агата Вилам создала университет для детей. Лекции для детей 8–11 лет читают профессора. Главный принцип университета – на раннем этапе обучения интерес детей должен исходить от самих детей. Еще Я.А. Каменский предлагал извлекать знания из окружающей природы, а не из книжек. То есть в основу он закладывал интерес школьника. А привить этот интерес может только многознающий человек, профессор университета.
Агата Вилам пошла в школу с учеными выяснить, что им интересно и какие вопросы зададут ученым ученики младших классов и дошкольники. Выяснилось, что детей 6–8 лет интересовала тема космоса. Дети задавали вопросы: «Луна холодная или горячая?», «Что происходит по ту сторону Вселенной?» и т.д. Им никогда не бывает скучно, 6-летним хочется знать все. Детьми движет любопытство. Они никогда не устают. «Чем моложе дети, – пришла к выводу Агата, – тем больше времени посвящают учебе».
Как тут не вспомнить, что у нас это время познания дети тратят на просмотры мультфильмов. А.Вилам пишет: «Некоторые трехлетки университета знают до 300 видов динозавров. С 8 до 9 лет – это школа вдохновения, школа творчества. В 9–11 лет дети изучают темы «Технологии и прогресс», «Как устроена природа?», «Как устроен человек?».
Дети любят философские вопросы. Например: «Кто придумал зло?», «Почему есть богатые и бедные?».
Политехнический музей заинтересовался данной темой, но не смог найти ученых для работы с детьми.
Наши дагестанские ученые более любопытные. Думаю, что университеты попытаются провести эксперименты. А почему бы и нет?!
Почему бы за это дело не взяться Министерству образования и науки Республики Дагестан?
 

«назад

Фотолента

фотографий: 2
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив