Народы Дагестана
Архив номеров » № 4, 2014 от 14 Января 2015 г » Образование » Школьное образование района - преобразователь экономики и культуры

Школьное образование района - преобразователь экономики и культуры

 Абдула Абдулаев руководит отделом образования администрации Хасавюртовского района более трех лет. В 1982 году закончил Тамбовский институт химического машиностроения по специальности «инженер-строитель». В 2013 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ в г.Москве по специальности «Государственное муниципальное управление». Преподает на кафедре юридических дисциплин в филиале ДГУ в г.Хасавюрте, является старшим экспертом Московского коррупционного комитета при Торгово-промышленной палате. Но он не останавливается на достигнутом и продолжает самосовершенствоваться на образовательной стезе.

– Абдула Ханмагомедович, как в этом году выпускники хасавюртовских школ справились с Единым государственным экзаменом?
– К итоговой аттестации за курс средней школы в 2014 году в Хасавюртовском районе допущено 955 выпускников 2014 г. (100%) и 143 выпускника прошлых лет. По итогам сдачи ЕГЭ, к сожалению, имеются неуспевающие, не получили аттестат о среднем образовании 266 учащихся. Конечно, этот результат нас очень беспокоит. И сегодня нами уже проводится целенаправленная работа по слабым позициям путем тестирования и направления на переподготовку учителей-предметников, усиления внутришкольного контроля за прохождением учебных программ, за состоянием преподавания предметов учебного плана, оказанием методической помощи молодым учителям и учителям-предметникам, впервые работающим в выпускных классах.
– А как лично Вы, не как чиновник, а как педагог, относитесь к самой идее ЕГЭ?
– Как человек я отношусь двойственно. Меня радует, что дети из регионов, в том числе и из Дагестана, имеют возможность поступить в лучшие вузы страны по результатам ЕГЭ. В то же время как преподаватель и просто как родитель и гражданин отношусь отрицательно. Европа давно отошла от нынешней системы образования России, мы только ее совершенствуем и ежегодно вносим кое-какие изменения.
Ученик, готовясь к ЕГЭ, абсолютно не пользуется учебником или иным пособием, он просто просматривает вопросы и ответы, стараясь в дальнейшем запомнить, абсолютно не понимая смысла и содержания ответа. Возьмите, к примеру, ЕГЭ по обществознанию. Это поле чудес! Во многих капиталистических странах предпочитают и применяют, если не полностью, то частично, советский метод обучения. Нет более точного определения знаний ученика, чем диалог с учителем или преподавателем. Многие вузы также перешли на систему тестирования студентов. Я принимал участие в РАНГХе в городе Москве в круглом столе, где сидели сторонники и противники ЕГЭ из числа профессуры Академии и других вузов Москвы. Большинство участников круглого стола к концу заседания стали сторонниками советской системы образования. Об этом можно говорить много.
– От выпускников, которые ждут зачисления в вузы, перейдем к школьникам, у которых каникулы. Какие лагери есть в Хасавюртовском районе, как обстоят в них дела, соответствуют ли они нормам?
– В Хасавюртовском районе организовано 8 пришкольных лагерей дневного пребывания. Охват детей составляет 700 человек. В лагерях двухразовое горячее питание, предусмотрены все условия для отдыха детей. Из района на отдых за пределы республики отправлено около 200 детей, а в республиканских лагерях отдыхают более 1000 детей. Организации летнего отдыха детей было посвящено совещание актива района под руководством главы МО «Хасавюртовский район» Салавова Д.Ш., разработана программа.
– Абдула Ханмагомедович, как идет подготовка школ к новому учебному году?
– Практически все образовательные учреждения подготовлены к новому учебному году, имеют лицензии на оказание образовательных услуг.
– Что представляют собой на сегодняшний день учреждения, в которых хасавюртовские дети получают образование?
– Конечно, хотелось бы желать лучших условий для работы учителей, иметь более оборудованные классы для учеников. 53 образовательных учреждения, из них 29 расположены в приспособленных зданиях, 12 – в типовых, 12 – в деревянных сборно-щитовых помещениях. Практически все здания школ построены в середине и в конце ХХ века.
Хасавюртовский район – самый крупный в республике, и демографические показатели у нас высокие. Как и в Махачкале, мы ощущаем большую интеграцию населения, как внутреннюю, так и извне республики. Количество учеников в образовательных учреждениях составляет более 23000 детей.
Ощущаем нехватку мест в образовательных учреждениях. В районе только одна школа занимается в одну смену, а остальные в две и три смены. Руководством района делается все, чтобы создать условия для реализации государственной программы в области образования.
– Абдула Ханмагомедович, как Вы считаете, стоит ли вводить платное образование?
– Вы знаете, всему должна быть альтернатива. Это нормально. Почему состоятельный человек не может обучить ребенка в платном частном образовательном учреждении? Они есть и в Москве, и в Махачкале, и в других регионах. Это нормальное явление. Например, в Москве мои знакомые платят в частной школе 50 тыс. руб. в месяц за обучение одного ребенка. Да, конечно, там и другие условия, и другие подходы, профильное направление. Я против введения платного обучения в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, и это противоречит Конституции РФ.
– Не получится ли так, что педагоги будут давать знания не в полном объеме, предлагая узнать больше на дополнительных, а значит платных, занятиях?
– Я думаю, что нет. Где вероятность, что именно тот или иной учитель будет вести дополнительные платные занятие с данным ребенком? Хочу отметить тот курс, который сегодня обозначен Главой республики для улучшения качества образования. Сегодня не только в школах, но и в вузах педагог должен задуматься о том, ту ли профессию он выбрал. В республике намечена сдача ЕГЭ учителями-предметниками, и это хорошо! Какой он учитель, если не может сдать ЕГЭ? По поручению главы МО «Хасавюртовский район» Салавова Д.Ш. нами проводится аттестация учителей-предметников на соответствие занимаемым должностям. Это проводится впервые в соответствии с новым Законом об образовании.
– Наверное, самая острая проблема на сегодняшний день — отсутствие свободных мест в детских садах. Как у Вас решается вопрос дошкольных учреждений? Появятся ли новые садики в Хасавюртовском районе?
– Да. Это проблема как в целом в республике, так и в Хасавюртовском районе. В Федеральном законе «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ дошкольное образование закреплено как первая самостоятельная ступень общего образования. Это, с одной стороны, усиливает гарантию доступности дошкольного образования. С другой стороны, позволяет реализовать требования к результатам обучения на этой ступени. По состоянию на 01.01.2014 г., в районе функционируют 11 детских садов, их посещают 2259 детей. Все МДОУ имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности.
Одновременно с работой по развитию сети дошкольных учреждений решалась задача упорядочения приема детей в детские сады. С 1 июля 2013 года начала работать система «Электронный детский сад», процедура зачисления в детский сад стала прозрачной и доступной для общественности.
В электронной очереди стоят (на сайте) 3495 детей от 3-х до 7-ми лет, на стадии размещения на сайте еще 8111 чел. Всего детей от 3 до 7 лет в районе 10070 чел. Процент охвата детей дошкольными образовательными учреждениями – 22,1%.
В районе принимаются меры по увеличению охвата детей услугами дошкольного образования. С этой целью идет расширение мест в детских садах путем оборудования имеющихся помещений внутри учреждений. Важным событием стало открытие детского сада «Радуга» на 140 мест в с. Н.Костек. Здание дошкольного образовательного учреждения соответствует всем современным нормам и требованиям. Также нами разработано положение о приеме детей в детские сады в соответствии с ФЗ «Об образовании».
По части реализации дошкольного образовательного стандарта по поручению главы МО «Хасавюртовский район» специалистами РУО разработана внутришкольная методика подготовки детей дошкольного возраста в сельских поселениях, где не имеются дошкольные образовательные учреждения, и в поселениях, где нет 100% охвата детей. Методика рассчитана в рамках образовательной программы без дополнительных финансовых расходов.
– Как Вы считаете, для работы учителем должно быть призвание или же опыт приходит с годами?
– В любой работе опыт приходит с годами.
– На Ваш взгляд, среди хасавюртовских учителей кого можно назвать Учителем с большой буквы?
– В образовательных учреждениях, подведомственных управлению образования, в 2013 – 2014 учебном году работали 3302 педагога, 61% из них с высшим образованием и 60% с высшей и первой категорией. Из общего количества педагогов 635 работников – работающие пенсионеры. И сегодня отмечать поименно не буду, чтобы не обидеть коллег.
– Как много молодых специалистов приходят в школы и детские сады?
– В образовательных организациях Хасавюртовского района работают 192 молодых специалиста, давно функционирует институт наставничества.
– Что представляет собой на сегодняшний день заработная плата учителя? Довольны ли учителя своим заработком?
– В Закон «Об образовании» введена норма, по которой зарплата учителя должна равняться средней зарплате по региону.
С 1 января 2012 г. по 2013 год увеличена средняя заработная плата педагогических работников в образовательных учреждениях общего образования и она соответствует уровню средней заработной платы по экономике Республики Дагестан. Средняя зарплата учителя по району за 2013 год составила 15127 руб. Рост заработной платы по сравнению с 2011 г. составил 32 %. Заработная плата воспитателей в детских садах в 2013 году составила 10643 руб. Рост заработной платы по сравнению с 2011 г. составил 22 %.
– Абдула Ханмагомедович, какой бы Вы хотели видеть систему образования в Дагестане?
– Я бы хотел, чтобы уровень образования в Дагестане был высокий, чтобы школы отвечали современным требованиям, чтобы в школах не только учили, но и воспитывали. Пусть образование станет преобразователем экономики и культуры района.
– Ваши пожелания читателям журнала…
– Желаю, чтобы каждый читатель журнала, да и не только, вносил свой вклад в развитие демократического общества в Дагестане через ваш журнал. Журнал очень интересный, приятно его читать.
– Спасибо!
 

«назад

Фотолента

фотографий: 9

Учащиеся 2-а класса Новосельской СОШ на праздновании Дня Победы

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Вахта Памяти в Османюртовской средней школе

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Торжественная линейка, Османюртовской СОШ

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Олимпийский огонь в Могилевской СОШ

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Новый год в Новогагатлинской СОШ

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Учащиеся Тукитинской СОШ на празднике "Белые журавли"

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Учащиеся Ичичалинской СОШ у мемориала в с. Согратль

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив