Народы Дагестана
Архив номеров » № 5, 2014 от 16 Февраля 2015 г » Политика » Террористы должны носить клеймо на лбах

Террористы должны носить клеймо на лбах

 - Магомед Рамазанович, работая долгие годы на различных должностях, Вы сталкивались со многими проблемами общества. Мы решили обратиться к Вам с некоторыми вопросами, волнующими нашу молодежь и современное общество.
Когда возникли религиозно-политический экстремизм, терроризм в Дагестане?
- Более 10 лет я проработал зам. Уполномоченного по делам религий Совета Министров СССР по Республике Дагестан и хорошо знал религиозную обстановку. В России, на Северном Кавказе в конце 1980-х годов впервые появились представители религиозно-политического экстремизма в исламе. В результате демократизации общественной жизни началось массовое паломничество россиян в Мекку и Медину, расширились контакты с внешним мусульманским миром. При активной финансовой поддержке со стороны различных радикальных исламских центров ряда стран Ближнего и Среднего Востока чуждый для россиян религиозно-политический экстремизм получил широкое распространение в нашей стране, в том числе Дагестане.
Представители религиозно-политического экстремизма огромными тиражами распространяли религиозную литературу экстремистского толка, вербовали в свои ряды молодежь, создали сеть учебных заведений. Постепенно их группировки, организации стали открыто претендовать на высшую политическую власть в республиках Северного Кавказа, вести активную диверсионную и террористическую работу. Наглядно это проявилось в войне в Чечне, в событиях лета-осени 1999 г. в Дагестане и в многочисленных террористических действиях на Северном Кавказе, в частности в Дагестане.
Религиозно-политический экстремизм и терроризм наносят колоссальный материальный и моральный вред в мире. Только в результате военной авантюры экстремистов, напавших на нашу республику в августе 1999 г., погибло 129 чел., были ранены 379 чел., пострадали 48266 чел., были повреждены 10,8 тыс. домов, полностью разрушены 4,3 тыс. домов. Объем ущерба от военных действий составил 2,5 млрд руб.
Только с 1999 г. по 2008 г. погибло 246 сотрудников милиции и 441 получил ранения. От рук бандитов погибло более 100 мирных жителей и 300 получили ранения.
С начала 2014 г. в республике совершены десятки террористических преступлений, погибло большое количество сотрудников правоохранительных органов. Глава республики, руководители правоохранительных органов подчеркивают, что все эти неблаговидные дела происходят с участием представителей властных структур или их окружения.
- Что необходимо делать в борьбе с экстремизмом и терроризмом?
- Для борьбы с экстремизмом, терроризмом необходимо прежде всего объединение усилий ведущих государств мира. При этом интересы этой борьбы нужно поставить выше национальных интересов. Также нужно пресекать деятельность обществ, партий, разных фондов, представляющих собой легальное крыло экстремистских организаций. Ликвидировать зоны в различных регионах мира (Афганистан, Пакистан, Грузия и т.д.), не контролируемых центральными властями. Требуются последовательное воздействие со стороны мировых сообществ (ООН, государства «восьмерки») и мобилизация возможностей нашего государства и республики для борьбы с террористами. Необходимо пресекать финансовые потоки к террористам, повышать уровень идеологического противодействия, вести грамотную работу СМИ против экстремизма, привлекать местное население к борьбе с терроризмом.
- Как относятся люди, общественность к усилению борьбы с терроризмом и привлечению близких родственников террористов к уголовной ответственности?
- Положительно. Надо понимать, что терроризм – жестокая и кровавая идеология. Она недопустима в современном мире. Депутаты Госдумы поднимали этот вопрос, и от ЛДПР Роман Ходяков внес законопроект о наказании близких родственников террористов (жена, муж, брат, сестра, мама, отец, дети). Эти меры помогут предотвратить появление до 60% потенциальных преступников.
Постоянно прослеживается связь между представителями коррумпированной власти и террористами. Созданные антитеррористические комиссии оказались неэффективными. Они не на должном уровне, как отмечает Глава республики, проводили профилактическую работу среди населения, их политика адаптирования оказалась фикцией. Победить экстремизм, терроризм можно, лишив бандподполье идеологических козырей и ужесточив юридические меры.
- Магомед Рамазанович, каково отношение ислама к проблемам нации и межнациональным отношениям?
- Ислам отрицает какое бы то ни было разделение на этнические и национальные общности. Принадлежность к единой вере поглощает национальные различия. Коран осуждает выделение нации или расы среди мусульман. Все компоненты нации заменяются понятием мусульманства: мусульманский народ, мусульманская культура, исламская наука. Хумейни говорил, что те, кто пропагандирует пантюркизм, панарабизм, являются врагами мусульманского единства. Те, которые проповедуют исламские ценности, принадлежат к единой нации – исламской умме. Это популярно среди народов Кавказа, Средней Азии, Ближнего, Среднего Востока, Казахстана.
Многие народы Кавказа сохраняют родоплеменные, тейповые особенности, в то же время считают мусульманство своим национальным атрибутом. В Дагестане существуют более 30 народностей, но вместе с тем все считают ислам своей национальной религией.
Ислам не признает расовые различия, принципы превосходства одного народа, нации над другими.
Тем не менее скрытое и явное соперничество между арабами, тюрками, персами все-таки имеет место.
Надо отметить, что тесное или слабое переплетение национального и религиозного зависит от конкретных социально-политических условий. Ни религиозная, ни национальная принадлежность не служат причиной возникновения межнациональных конфликтов; в их основе лежат социально-экономические и политические причины.
- Есть ли в Коране, хадисах или масхабах установка о формах одежды мусульманок, в частности хиджабе?
- Начиная со времени Пророка до времен четырех имамов и со времен четырех имамов до настоящего времени о формах одежды, в частности хиджабе, ничего не сказано.
В начале июня 2014 г. на филфаке ДГУ прошел круглый стол, где были рассмотрены вопросы религиозно-политического экстремизма. Когда речь зашла о мусульманстве, одна студентка сказала: «Есть группа верующих, которые утверждают необходимость ношения девушками хиджаба как определяющего атрибута мусульманки. Те, кто нарушает этот порядок, говорят они, теряют мусульманство».
Когда мы разъяснили девушкам, что у родителей-мусульман дети с рождения становятся мусульманами и ни при каких условиях не теряют мусульманство, все были удивлены.
Как видите, ваххабиты шантажируют молодежь и вводят ее в заблуждение.
Надо знать, что в законах шариата уделено внимание одежде, полагающейся при совершении молитвы. Одежда молящегося мусульманина должна быть чистой и сшитой из дозволенного материала. Молиться в одежде, сшитой из кожи свиньи, собаки и т.д., не разрешается. Одежда верующего мусульманина не должна быть сшита из чистого шелка, золототканой парчи. В обычное время женщинам-мусульманкам дозволено носить такую одежду. Запрещается носить мужчине-мусульманину цепь на шее, золотой перстень, золотые часы, очки в золотой оправе. От женщины во время молитвы шариат требует закрывать все тело, лишь чуточку открывая лицо. Шариат порицает молитву в черной одежде.
Здесь можно добавить, что более тысячи лет одежда, в которую облачались мусульмане, выделяла людей мусульманского Востока из окружающих, но это не говорит о том, что их форма является всеобщей.
- Минобрнауки России утвердило стандарты по теологии для аспирантов и студентов вузов. Теология признана научной дисциплиной?
- Принятый министерством стандарт выглядит смешно. В нем не раскрыты специфика теологических представлений и их отличия от знаний, полученных в период обучения научным гуманитарным наукам. Теология обозначает совокупность церковных учений о Боге и принципах религий. Разработчиками стандарта не учтена непознаваемость объекта исследования. Никаким методом нельзя подтвердить, проверить представления теологии. Такое настойчивое продавливание теологии (богословия) до уровня «зеленой» светской науки не принесет успеха и самой теологии.
- Говорят: у малых народов большие проблемы. Как этот вопрос решается у наших малочисленных народов?
- В соответствии с Законом РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» ими признаются народы РФ, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, осознающие себя самостоятельными этническими общностями и насчитывающие менее 50 тыс. чел. Существующий закон предусматривает расширение их прав и возлагает на государственные органы обязанность реализовывать специальные региональные и федеральные программы их возрождения и развития. По данным переписи населения 2010 г., в Дагестане числятся: ногайцы – 40,4 тыс. чел., агулы – 28,1 тыс. чел., цахуры – 9,8 тыс. чел., рутульцы – 27,8 тыс. чел., евреи – 2,4 тыс. чел. В основном это сельское население. Поэтому государству надо заботиться о социальном развитии села, о повышении уровня и качества жизни крестьянина на основе стимулирования хозяйственной активности сельчан, защиты безработных.
В горах Дагестана развитие фермерских хозяйств без земельных реформ неприемлемо. Нужно создать на республиканском уровне комиссию, которая бы всесторонне изучила этот вопрос. К примеру, в Армении сельхозугодий в три раза меньше, чем у нас, а населения больше, но там давно введена частная собственность на землю и вроде бы решены вопросы сельских жителей. Нам надо внимательно изучить опыт других государств.
В современном мире активно происходят процессы глобализации, которые касаются и нашей страны. Как же сохранить в таких условиях народы, их культуру, традиции, язык, обычаи, этнический уклад жизни? Особенно риску подвержены малочисленные народы, в нынешних условиях больше пострадало их традиционное хозяйство. Привыкший к своему традиционному укладу горец не хочет покидать родные места. К примеру, в Рутульском, Агульском районах люди компактно проживают на высоте свыше двух тыс. метров над уровнем моря, среди скал, горных склонов и снежных вершин. Люди оказались беззащитными перед возникшей в ходе перестройки безработицей. Кроме того, у них возникли проблемы не только социально-экономического развития, но и проблемы сохранения родного языка, культуры, быта. Эти вопросы должны быть решены Правительством, Миннацем РД. На них должны обратить внимание состоятельные люди, программа «Юг». Может быть, создать Институт гор?!
- Спрашивается: для чего нужен родной язык малочисленным народам?
- В основном, для двух целей – обиходного общения и сохранения своей культуры. Ученые утверждают: во всех остальных случаях без него можно обойтись. На этом языке нельзя получить образование. Узкоэтнические языки могут запереть человека в местном регионе. Родной язык мешает усвоению других языков. Есть предложение отдельных ученых давать начальное образование на родном языке. Конечно, с этим нельзя согласиться. Ведь период жизни ребенка от 6 до 10-12 лет – именно тот период, когда усваиваются языки. Все эти вопросы надо шире изучить и рассмотреть, исходя из интересов малых народов.
- Чем объяснить, что в республике происходит переток рабочей силы из сферы материального производства в непроизводственный сектор экономики?
- В 90-е годы XX в. в отраслях промышленности РД работало более 130 тыс. человек. Численность малых и средних предприятий за это время сократилась в 10 раз. Количество КФХ уменьшилось в 4 раза. Акционировали, приватизировали все, что было, даже клубы, кинотеатры, здания предприятий, госучреждений, прикутанные земли, магазины, футбольные площадки, гостиницы и т.д. И не известно, будут ли эти вопросы пересмотрены.
Поэтому Дагестан остается еще в числе депрессивных, дотационных. Более 50 % трудоспособных людей работают на рынках, в частных конторах, строительных организациях, на транспортных предприятиях на кабальных условиях. И частные работодатели не вносят за них платежи в налоговые органы, пенсионный фонд и т.д.
Как бороться с этими явлениями? Почему Минтруд РД и налоговые органы не решают проблемы со скрытой занятостью и повышением налогоплатежности?
- Во время службы с целью подавления антиправительственного мятежа Вы в 1956 г. были в Польше, затем в Венгрии, а в 1999 году в Ботлихе, Новолаке, Карамахах. Видимо, Вам знакомо чувство страха. Скажите, поехали бы Вы спустя столько лет жизни снова в горячую точку?
- Жившие в те годы, наверное, помнят противостояние двух блоков – НАТО и Варшавского договора. Мир держался на волоске. Наши закарпатские войска, в том числе я, в начале октября 1956 г. вошли в Польшу. Там стояли 12 дней. Видимо, увидев нашу силу, поляки успокоились. Положение в Венгрии было тяжелое, поэтому по просьбе руководства страны наша военная армада вошла туда в середине октября. В первых числах ноября 1956 г. началась операция, в ходе которой были убиты более 10 тыс. советских солдат, в том числе сотни дагестанцев. Венгрия была оккупирована нашими войсками. Если бы тогда не удалось успокоить европейские страны, особенно социалистические республики, наверное, началась бы третья мировая война. Операция в Венгрии отрезвила горячие головы стран НАТО, и нам удалось сохранить социалистическую систему, которую потом развалили Б. Ельцин и М. Горбачев.
Учитывая значимость тех событий, только лишь военные действия в Венгрии в 1956 г.
приравнены к событиям Великой Отечественной войны. Мы, «венгерцы», имеем такие же удостоверения, как участники ВОВ – «Ветеран Великой Отечественной войны», на которые никто из руководства РД не обращает внимания. А в других республиках, губерниях России вопросы «венгерцев» решаются наравне с вопросами ветеранов ВОВ.
О чувстве страха. Думаю, что на войне у людей пониженное чувство опасности. На самом деле здоровая доля страха всегда является хорошим противовесом здоровой доле авантюризма, она помогает не доходить до края, трезво оценивать возможности. На войне страх проходит за 1-2 дня. Не бояться за себя помогают долг, любовь к Родине, пример предков.
- Каково положение христиан и других религиозных представителей в сирийской и иранской мусульманских странах?
- На территориях, оторванных от Ирака и Сирии, сегодня создано «Исламское государство» под названием «Халифат». Террористы захватили огромную территорию и создали это государство. Здесь в основном живут мусульмане и сотни тысяч христиан. Столица «Халифата» - сирийский город Ракка. Они насильно захватили и иранский город Мосул. Христиане облагаются налогами: из расчета 17 гр. золота для богатых, половина этого для христиан среднего достатка, четверть для бедных. Им предлагается либо принять ислам, либо платить налог – джизью, либо покинуть местность. Это делается в экономических целях.
Изгоняемые христиане оставляют в сирийских и иракских городах и пригородах свою недвижимость, которая переходит в собственность «Халифата». Яркий пример – здание армянской католической церкви «Наатакац» в Ракке перешло в собственность «дома имущества». Езиды, друзы, алавиты и др. должны отказаться от своей веры и принять ислам или быть угнаны. Поэтому они бегут, а их имущество распределяют среди моджахедов из 80 стран мира. Сюда переселяются и десятки тысяч семей из стран, где мало земель, таких как Пакистан, Марокко, Китай, а также аравийцы, европейцы. Все, что отнимается в ходе джихада «за чистую веру», объявляется важным трофеем, который делится определенным образом: 4/5 – моджахедам, тем же боевикам из 80 стран мира, 1/5 – «Халифату».
Кое-что перепадает и местным жителям – суннитам. Выплачиваемые государству налоги отменяются, всем мусульманам устанавливают закат, но он ниже, чем налог. Самое главное, «Халифат» ставит под свой контроль электрические, природные ресурсы Ирака и Сирии. Например, в г. Зуммед в Ираке захватили нефтяные месторождения, водохранилища по течению Тигра и Евфрата: у Мосула, Фаллуджи, Самарры и Хадиты в Ираке, у Ракки в Сирии. «Халифат» держит под ударом шиитский юг Ирака, который в любой момент может быть лишен воды и тем самым обречен на гибель. В августе 2014 г. в городах Таль-афар и Синджар в Ираке бойцы «Халифата» захватили государственные зернохранилища с 50 тыс. т. зерна. Награбленное зерно продается их госорганам. Этим дезорганизуются госзакупки зерна у крестьян. В Ираке происходит распад государства.
Клятву верности «Халифату» принесли группировки «Ансар аш-Шариа» в Ливии, «Аль-Каида» в Алжире, «Аль-Каида» в Йемене, «Боко Харам» в Нигерии и т.д. И они отчисляют 1/5 часть (хумс) от своих трофеев «Халифату».
Американский президент, как и другие лидеры и международные организации, пока борется с исламским терроризмом лишь на словах. Да, борьба с экстремистскими группировками, терроризмом должна вестись на международном уровне.
- Магомед Рамазанович, как можно сохранить национальную культуру?
- Культура общества является одним из индикаторов его развития, жизнеспособности, социального благополучия. Культура – это феномен, включающий в себя и этнические стандарты, и художественное восприятие действительности, и особенности верования, и отношение к окружающей среде.
Мы должны понимать, что свое будущее каждый дагестанский народ должен представлять через развитие материальной и духовной культуры. Мы представляем Дагестан множеством народов. Они имеют свою специфическую национальную культуру, и мы представляем собой очень красивый букет из цветов разных национальных культур. Но вопрос в том, насколько наше общество способно украшать этот букет своей самобытностью?
Сложившийся к настоящему времени и изменившийся за последние десятилетия менталитет дагестанских народов, естественно, не может не влиять на его развитие. Это начинается с отношения к языку, это касается качества обучения в системе образования, разработки научных открытий, развития эстетического, этического, художественного искусства. Отражением культуры являются формирование гражданского общества, патриотическое воспитание населения, формирование светского, высокого духовного сознания, чувства любви к Родине и ее нравственным ценностям.
 

«назад

Фотолента

фотографий: 2

В.С.Паламарчук и М.Р.Курбанов в редакции журнала

Категория фото: Политика »

На месте закладки памятника погибшим журналистам

Категория фото: Политика »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив