Народы Дагестана
Архив номеров » № 5, 2014 от 16 Февраля 2015 г » Общество » Тяжёлые проблемы в сложном мире

Тяжёлые проблемы в сложном мире

 Российская Федерация – молодое необычное государство с тысячелетними корнями. Оно существует более 20 лет и еще не доказало свою долгосрочную, историческую состоятельность.
Это большая страна – 1/9 часть земной суши, с совершенно особым геополитическим окружением, геоэкономическим содержанием, геокультурным наполнением. Подобное разнообразие таит в себе проблемы, требующие глубокого, нелицеприятного анализа для разработки и осуществления эффективных стратегических действий. Психологически нельзя забывать, что на территории некогда «единой неделимой России» сегодня существует более 20 государств, причем с различной легитимностью своего суверенитета.
Кроме того, в пределах современной России наличествуют полуавтономные образования. Сюда же входит и Северо-Кавказский федеральный округ со своими республиками.
Если говорить о задачах партии «Единая Россия», современной компартии и других крупных организаций, то первейшей из них, на наш взгляд, является воссоздание в России общества, возвращение гражданственности. Это очень сложная задача – задача, не ставившаяся никогда в предшествующей истории страны. Даже русская интеллигенция стремилась куда больше говорить от имени народа, чем с народом. А сейчас необходимо именно создание гражданского общества, а не высказывание (или «угадывание») его «воли». Процесс этот может быть медленным и постепенным, и его задача – возрождение субъектности каждого человека, придание ему социальных черт, гражданских чувств и личной ответственности. Для этого необходимо сделать так, чтобы у большинства россиян возникли желание и интерес к этому. С другой стороны, надо найти ряд мер, действий, которые могли бы быть сочтены властью приемлемыми. Поэтому важнейшая задача компартии – сформировать активное и адекватное меньшинство, которое при изменившейся социальной ситуации окажется прообразом нормального общества, а не попытается узурпировать все властные полномочия, как это сделали «демократы» 1990-х годов.

Важнейшие дефекты современной политической системы России заложены в ее основном законе – в Конституции, наспех принятой меньшинством граждан в результате «всенародного голосования» в декабре 1993 года. По сути, в закон заложили принцип несменяемости власти демократическим путем, оставляя лишь возможность «преемничества», что было реализовано в 2000–2008 годах. При этом Конституция не исходила – в отличие, к примеру, от американской – из примата прав человека и самоуправления народа. Поэтому важнейшим стартовым пунктом реформирования современной системы власти является выработка и принятие новой Конституции России. Переходный период от социализма к капитализму в нашей стране закончился. Время диктаторских полномочий должно уйти. Россия должна стать нормальным обществом, в котором ничего не должно оправдываться «революционной необходимостью» или «отсутствием альтернатив». Без этого путь к реальной демократии для нас закрыт.

Другая важнейшая тема – это права местных сообществ и регионов. Хотя Россия формально именуется Федерацией, от федеративного устройства в стране мало что осталось. Логику управления такой страной, как наша, следует строить «снизу вверх». От признания прав человека и гражданина идти к широкому местному самоуправлению и от него – к значимым полномочиям региональных властей. «Вертикаль властей», существующая теперь, основывается на лишении местных руководителей полномочий и ресурсов. Федеральный бюджет и государственные компании «высасывают» из регионов деньги, которые затем используются на неэффективные проекты. Имея в регионах огромную армию чиновников, Президент и Правительство России создают на местах дублирующие федеральные органы по всем структурам. Зачем?
До той поры, пока не возродится местное самоуправление, пока регионы не вернут себе значительные полномочия, пока федеральный бюджет не станет зависеть от инвестиционного климата в стране, а не только от цен на нефть, в Россию не вернется демократический тип управления.

Третья основная тема – это экономические проблемы. Россия сегодня – сырьевая держава. Это не хорошо и не плохо – это факт. Но этот факт может выступить как раз основанием для активного экономического развития в прочих сферах. Если государство получает такие гигантские доходы от сырьевого сектора и от таможни, оно имеет возможности, чтобы сократить нагрузки на остальные, более конкурентные и рыночные секторы экономики и выступить сторонником максимальной диверсификации (разностороннее развитие производства) экономики. Такая программа во многом напомнила бы начало китайских реформ, когда базовые отрасли тяжелой промышленности остались в государственной собственности, в то время как в прочих сферах получила простор предпринимательская инициатива. У нас основные производственные предприятия приватизированы и задушены. Крупные промышленные гиганты находятся в частных руках и не работают. Нам остается теперь «приватизировать, продать» воздушные пространства и океаны, а остальное мы уже реализовали через чубайсов, сердюковых и др. Неужели Госдума РФ должна была согласиться на продажу железных дорог, заводов, фабрик, создаваемых веками, на разрушение основы государства? Без экономической базы может ли существовать нормальное государство?! Этот вопрос надо пересмотреть, ревизировать.
Россия – страна высокой науки и культуры. Она всегда тратила огромные средства на научные открытия, но ими пользовались другие государства. И теперь также. Например, автомат Калашникова изобрели мы, а продажей и получением дохода занимаются другие страны.
Перестройка общественного сознания – это очень важная проблема. В последние десятилетия мы приняли много мер для обеспечения «безопасности». Под этим «соусом» у нас стало намного больше судебных приставов, силовиков и прокуроров. Но безопасности от этого не стало больше. «Правоохранительные» органы стали главным субъектом экономики и основной причиной правового беспредела. За 2010–2011 годы на Северном Кавказе в результате террористических актов были убиты около 400 работников силовых структур. В связи с этим нам нужно работать на преобразование и выработку общественного сознания у всей массы населения страны. Надо перестроить идеологическую работу партий, т.е. начать вести мощную идеологическую, воспитательную работу. Почему-то у наших партий не выработана стратегия, нет программы минимума и максимума. Они просто боятся этих тем, не хотят формировать идеологию нашего общества, не хотят говорить о целях, задачах, о перспективах общества, о марксизме-ленинизме. Все партии, в том числе и коммунистическая, должны постепенно занять большинство мест в Госдуме РФ, стать ведущими партиями, нельзя замыкать всю сферу идеологии в одну партию. Нельзя бояться друг друга, а надо вместе творить ради общества.
Есть анекдот. Когда тело Сталина вынесли из Мавзолея, пришла мысль продать его на международном аукционе. Первым вскочил американец: «Миллион долларов!» Вторым китаец: «Пять миллионов!» Третьим израильтянин: «Десять миллионов!» И аукционист пришел к Хрущеву за окончательным решением. И тот сказал: «Не-ет, Израилю отдавать не надо, говорят, две тысячи лет назад у них кто-то воскрес».
Считаю, что у «Единой России», ЛДПР, коммунистов не должно быть упаднического настроения. Необходимо менять общественное сознание людей. Партия «Единая Россия» занимается поисками идеологии, а коммунисты, ЛДПР, «Справедливая Россия» молчат, не зная, куда девать свою идеологию. Эти партии должны не только «ходить на митинги», а работать, формировать общественное сознание людей, объединять вокруг себя конструктивные силы, способные к управлению страной.
Причина дотационности Дагестана – скрытая занятость
Важным элементом политики социальной защиты населения в условиях рыночной экономики Дагестана является создание условий, позволяющих зарабатывать средства для поддержания жизни. Но в Дагестане остро стоит проблема незанятости трудоспособного населения. Теперь из сферы материального производства происходит переток в непроизводственный сектор экономики. Так, например, в 90-е годы функционировали 42 тыс. КФХ, теперь – 10 тыс., за это время сократилось со 132 тыс. до 12 тыс. работников промышленности, а численность малых и средних предприятий уменьшилась с 9 тыс. до 900. Госорганам и партиям надо думать о том, как бороться со скрытой занятостью и другими негативными явлениями в Дагестане.

Возрождение села – это двойное возрождение Дагестана
В Дагестане десятки лет осуществлялись специальные региональные программы возрождения горных районов «Горы» и «Юг». Необходимость принятия их была продиктована нарастанием негативных тенденций в горной зоне Дагестана, оказавших заметное влияние на социально-экономическое развитие всей республики. Главная задача программы «Горы» состояла в том, чтобы превратить горную зону в полноценную, экономически выгодную среду обитания для человека, сделать ее перспективным регионом Дагестана. К сожалению, выполнение программы «Горы» по времени совпало с периодом экономического кризиса, что вызвало огромные трудности. Кроме того, в аграрной сфере возросла роль индивидуального сектора. Произошло самоустранение государства от выполнения многих функций управления, что вызвало развал аграрного сектора, спад сельхозпродукции, избыток рабочей силы.
За последние 15 лет на развитие горной зоны в расчете на одного жителя было затрачено в два раза меньше государственных капитальных вложений, чем в равнинной зоне. Это привело к тому, что горная зона стала иметь самую отсталую инфраструктуру, крайне низкий уровень обеспеченности общеобразовательными учреждениями, а также бытового, медицинского, культурного обслуживания. Во много раз стала ниже заработная плата. Это содействовало оттоку из горных районов более 400 тыс. человек, что имело самые негативные последствия для всей республики.
Также значительно сократились площади под пашни и многолетние насаждения, прекратили свое существование сотни сел. Особенно отрицательно последствия миграции отразились на развитии сельского хозяйства. Валовая продукция сельского хозяйства стала уменьшаться. Начали исчезать горские обычаи и традиции, навыки трудолюбия и самобытной культуры, избыток рабочей силы сопровождается ростом безработицы, нарастанием острой напряженности и сложной криминогенной обстановкой.
Для преодоления вышеперечисленных проблем требуется решение вопроса разграничения государственной собственности на землю, определение судьбы земель отгонного животноводства. Надо четко определить статус прикутанных поселений, совершенствовать систему местного самоуправления, наконец, принять программу развития горных районов. Необходимо совершенствовать законы о земле и горных районах.

Следующая тема – внешняя политика. Это значимая проблема. На наш взгляд, тема взаимоотношения с другими странами, партиями этих стран у нас совершенно незаслуженно забыта. Если Россия собирается быть частью современного мира, у нас должны быть нормальные, дружественные, партийные связи, отношения. Также надо установить умеренные цены на авиабилеты на зарубежные рейсы и стоимость земли для иностранцев, разработать новую Конституцию и доктрину внешней политики. Необходимо отменить использование земель вокруг больших городов, бороться за уменьшение коррупционных схем.
На наш взгляд, многие темы нашей партией уже незаслуженно забыты. Нужно акцентировать внимание партии на наиболее волнующие проблемы – коррупцию, приватизацию, здравоохранение, образование, ЖКХ, проблемы судебной системы и беспредел силовиков. Особенность сегодняшней ситуации состоит в том, что ни одна из этих проблем не может быть решена в рамках работы существующего режима. Коррупция и «кормление» чиновников – его сегодняшняя глубинная суть и норма. Приватизация, перераспределение средств с социальной сферы к силовикам – условие выживания страны, коммерциализация всего и вся – гарантия, что для детей и внуков нынешних руководителей найдутся денежные потоки, на контроле которых они сделают свои состояния. Поэтому дебаты на эти темы совершенно бесперспективны. Разговоры не приводят к результатам, чем и разочаровываются коммунисты. Для организации работы коммунисты должны выработать новую тактику и иметь новые силы и новых союзников.

Задачи и программа первоочередных действий партий и госорганов России, в том числе в Дагестане, в современных условиях
Нужно восстанавливать в новом качестве и с использованием новых современных технологий экономику, сельскохозяйственные предприятия, заводы и создать рабочие места, преодолеть безработицу; всем, кто хочет и может работать, нужно дать работу и достойную зарплату; собственность должна быть в руках эффективно работающих хозяев, а не у тех, кто подсуетился, используя служебное положение, и присвоил народное добро. Власть, общество должны защищать права и свободы граждан, а гражданам важно ответственно исполнять свои обязанности гражданина; надо добиваться прекращения убийств и похищения людей; необходимо свести на нет взрывы, экстремизм, терроризм и взяточничество; нужно налаживать жизнь людей, чтобы они не уходили в леса и не совершали преступления.
Коренным образом необходимо обновить и придать современное конкурентоспособное качество системе образования, науки, здравоохранения. На всех уровнях управления важно иметь кадровый резерв и осуществлять ротацию кадров. В первую очередь нужно «оздоравливать» правоохранительные органы, милицию, суд, прокуратуру. Институтам гражданского общества следует вернуть право контролировать деятельность органов власти. Совместно с учеными, общественными деятелями следует разработать концепцию общероссийской программы реформ и преобразования России с ее субъектами.
Надо всегда помнить, что Россия – важный форпост духовной культуры субъектов страны. Они способны творить, созидать, обустроить свои родные края и общую Родину – Российскую Федерацию.
У нас есть надежда на лучшее будущее России!
 

«назад

Фотолента

фотографий: 3

Представители КПРФ на митинге в Махачкале

Категория фото: Общество »

Митинг в поддержку жителей Крыма в Махачкале

Категория фото: Общество »

Форум земледельцев. Победители конкурса "Лучший пахарь"

Категория фото: Общество »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив