Народы Дагестана
Архив номеров » № 5, 2014 от 16 Февраля 2015 г » Этнология » Дидойцы: вчера, сегодня, завтра

Дидойцы: вчера, сегодня, завтра

 Изучение истории родного края, знание его культуры, традиций являются основой воспитания любви к Родине. Каждый человек должен знать, откуда произошел его род, кем были его предки, как образовалось его родное село, откуда берут истоки те или иные традиции и адаты, не теряющие своей значимости и по сей день. В некоторых деревнях Китая существует многовековая традиция: женщина, укладывая своего ребенка спать, не поет ему колыбельных песен, а перечисляет имена более десятка поколений своих предков. Это способствует тому, что с молоком матери китайцы впитывают историю своего рода, племени.

Кто окружает дидойцев и где они расселены?
Дидойцы – один из древних и коренных народов Дагестана, населяющий высокогорную территорию юго-запада республики. В настоящее время территория их проживания включает Цунтинский район, в который входят 46 дидойских аулов, и село Хушет Цумадинского района. Общая численность дидойцев достигает более 40 тыс. человек. Часть из них издавна живет в Турции (9 тыс. чел.), другая – в России, из которой, согласно переписи населения, на территории Дидоэтии проживает 11 тыс. 370 чел.
Дидо окружено горными хребтами: на юге это Главный Кавказский хребет, на севере тянутся Богосский и Мичитлинский хребты, на северо-западе возвышаются отроги Перикительского хребта. Поверхность Дидо сильно расчленена на множество ущелий. На дидойских землях берет начало приток Аварского и Андийского Койсу. Несколько притоков Андийского Койсу расчленяют территорию дидойцев на ряд долин: Асах, Междуречье, Шаитли, Кидеро. Вдоль Цунтинского района со стороны Грузии проходит государственная граница, протяженность которой составляет более 100 км. Климат в районе суровый, продолжительность зимы 6–7 месяцев, средняя температура зимой 25-30оС, а летом – 15–20оС. Населенные пункты Дидоэтии расположены на высоте 2500-3000 метров над уровнем Мирового океана.
На территории Цунтинского района проживают 4 народности. И тем не менее общность народов Цунтинского района очевидна. Сегодня, как и прежде, эти народы живут и будут жить в братстве, и четыре их языка никогда не мешали взаимопониманию дидойцев. В разные годы Кавказской войны более половины дидойцев было уничтожено, часть переселена. После войны среди мусульман, продолжавших ориентироваться на Турцию, началось мухаджирское движение за уход в Османское владение. Массовое переселение дидойцев в Турцию – это одна из печальных страниц в истории дидойского народа, так как оно в значительной степени явилось результатом жестокой колониальной политики царизма. Царские чиновники и турецкие агенты соблазняли дидойцев «богатой счастливой жизнью» в Турции. Турция преследовала свои корыстные геополитические цели, стремясь огромными потоками колонизировать собственные пустующие и малозаселенные территории. Кроме того, переселенцы-мухаджиры становились в Турции дешевой рабочей силой. Часть переселенцев-мужчин, расселив их на военно-стратегических пунктах, также использовали в качестве ударной боевой силы. Многие дидойцы не выдержали тяжелых условий передвижения, заболели и умерли в пути.
Среди покинувших родину было много алимов, одаренных людей и мастеров. Для небольшого по численности народа переселение явилось подлинной национальной трагедией.

Образование в Дидоэтии
Уже в XVIII в. в Дагестане не было селения без примечетской школы в нем. Во второй половине XIX в. в дидойском обществе насчитывалось 38 мечетей с 17 кадиями при них. Кадии и муллы организовали при мечетях школы, в которых обучали детей чтению Корана и заучиванию молитв. В XIX в. влияние ислама на все формы личной и общественной жизни человека усилилось. В условиях начавшейся Кавказской войны имамы Дагестана уделяли вопросам воспитания подрастающего поколения очень большое внимание.
После революции 1917 г. при помощи русского народа на местах были открыты школы, клубы, библиотеки и другие культурные очаги, непосредственно влиявшие на формирование мировоззрения. В 20-х гг. ХХ века в Цунтинском районе начался процесс создания системы светского образования, велась борьба с неграмотностью.
Хочу отметить, что дидойцы в некоторых селах противились открывать школы. Жители Китури не дали согласия на ее строительство. Отказались от школы и жители с. Мокок. Только жители с. Генетли дали согласие на строительство первой школы в районе. Например, первая нач. школа в с. Мокок была открыта в 1932 г. Первым учителем был Абдурахман из сел. Ботлих. В 1940 г. была образована семилетняя школа, в 1947 г. открыта восьмилетняя, а в 1974 г. – средняя школа.
С 1927 года советская власть начала войну с духовенством и с религией в целом. Были арестованы дидойские алимы, в том числе и правнук наиба И. Мококского.

Дидойцы в годы Великой Отечественной войны
Время все дальше отдаляет нас от трагической и в то же время героической страницы в истории Родины – Великой Отечественной войны. В первые же дни войны в военкомат поступило более 100 заявлений с просьбой отправить на фронт. Дидойцы всеми силами помогали фронту. Десятки и сотни дидойцев объединялись и отдавали все, что могли, для защиты великой державы.
В 1944 г. для дидойцев открывается одна из страшных страниц истории – депортация дидойского народа. В апреле 1944 года весь этнос (46 аулов) был насильно переселен в Веденский район ЧИАССР с ликвидацией района и сожжением аулов. Переселили из Дидоэтии 700 семей.
Дело в том, что в связи с переселением дагестанцев в Чечню был ликвидирован только один административно-территориальный район – Цунтинский, а этносом, «случайно» полностью выселенным из Дагестана, оказались дидойцы. С карты Дагестана исчез только один район. Ни в одном ауле Дагестана официально представители власти не сжигали дома и хозяйственные постройки. Дидойские аулы и здесь получили властный эксклюзив, насильственное переселение этого народа отличалось особой жестокостью.
Проходит 13 лет. Люди только освоились на новых местах и начали жить по-человечески. Но тут советская власть приняла еще одно «мудрое» решение: народы возвращаются на свои земли. В 1957 году, после возвращения чеченцев из Казахстана, дидойцев вернули на свою историческую родину. Все было бы хорошо, но отправили снова ни с чем и куда? В ранее сожженные родные аулы… Следовательно, их могли встретить только руины и сиротливые стены домов… Фактически в очередной раз пришлось начинать жизнь заново. За 13 лет двойного насильственного переселения дидойцы частично утеряли культуру и самобытность.
Во время переселения обратно в горы часть дидойцев вновь оказалась в иных природно-географических условиях. В результате дидойцы переселились в равнинные районы и города: Кизилюрт, Шамхал, Кизляр и т.д. Начался процесс урбанизации дидойцев. Многие дидойцы в достаточной степени освоили культуру соседних народов, но во многом утеряли свою своеобразную культуру.
При анализе проблем социального и этнокультурного развития дидойцев, как малочисленного народа, необходимо учитывать демографический фактор: рождаемость дидойцев в ХХ веке была высокой, однако выживаемость новорожденных – низкой. Смертность населения в тот период характеризовалась довольно высокими показателями, которые были обусловлены слабым медицинским обслуживанием, неблагоприятными культурно-бытовыми условиями, хроническим недоеданием и другими причинами, способствовавшими возникновению эпидемических болезней.

Мне нравится название «Дидо»
Дидо... Что-то величавое, родное, чистое, зовущее, таинственное и возвышенное ощущаю я в названии. Поэтому нам, дидойцам, давно пора переименовать Цунтинский район в Дидойский. Ведь переименовали же Советский район в Шамильский и т.д. Мы тоже хотим вернуть себе историческое название. Как говорят психологи, имя влияет не только на характер человека, но даже и на эпоху.
В настоящее время дидойский народ в этносоциальном плане переживает период активного поиска путей оптимального решения вопросов дальнейших судеб, культуры, этнического статуса народа. Важен также вопрос о конституционном статусе народа.

Равные права и равные возможности
Каждый народ должен иметь право на самореализацию, сохранение культурного наследия своих предков и дальнейшее развитие. Основой всего этого должно стать обеспечение спокойствия и межнационального согласия народов. Нельзя делить народы на великие и малые. «На свете нет малых народов. Величие народа не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом», – сказал В. Гюго.
Все народы Дагестана должны иметь равные условия для экономического развития, творческой и политической деятельности. Этого от нас требует и ст. 5 Конституции РД, где говорится, что Республика Дагестан основана на единстве равноправных народов Дагестана, а также ст. 1, гласящая, что Дагестан есть выражающая волю и интересы всего многочисленного народа Дагестана республика.
Не хочется верить, что руководство республики не интересуется жизнью дидойцев, но почему-то большинство направляемых государством бюджетных средств попадает в одни и те же достаточно развитые экономические районы. Почему бы не направить эти средства на строительство школ, больниц, спортзалов, учреждений соцкультбыта в таких отсталых районах, как наш Цунтинский?
Несмотря на то, что Цунтинский район и без того является самым отдаленным от столицы республики, из его райцентра в другие, более развитые в социальном и экономическом отношении районы постоянно переводят самые жизненно важные учреждения и организации. Даже военком, прокурор и председатель районного суда находятся в Бежтинском участке, что в 25-и км от районного центра. Об этом в верхах никто даже и не думает. А не думают они потому, что во властных структурах от дидойцев нет ни одного представителя, нет никого, кто бы болел за нас. Нет нашего представителя даже в Общественной палате РД, которая должна являться примером гражданского мира, согласия, толерантности, нет представителя от дидойцев и в Молодежном парламенте РД. А ведь у нас накапливается очень много нерешенных проблем!

Проблема 1 – изучение
дидойского языка
Любой язык, будь он языком самого малочисленного народа, – это огромная духовная ценность. Являясь главным из всех даров, которыми наделен человек, родной язык цементирует опору современного национального общественного сознания. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Но, умея излагать, невозможно ясно размышлять. Поэтому язык есть не только форма души, но еще и глубинная суть человека разумного. Только со своим родным языком мы, дидойцы, можем сохранить жизнеспособность, истинность своих мыслей, чувств и все это передать из поколения в поколение.
В 1938/39 учебном году дагестанское руководство предложило 20 языков, в том числе и дидойский, как средство обучения в школе. Родной язык – значит материнский язык. Родным языком мы называем сегодня аварский язык. Как это понять?
Сегодня мы, дидойцы, соответственно лишены такого важного национально-культур-ного компонента воспитания. А ведь есть же законы, дающие право народу на свободный выбор языка!

Проблема 2 - статус малочисленного этноса
Для дидойцев важен вопрос о конституционном статусе народа. При этом следует руководствоваться таким общепризнанным мировым сообществом правом, как право народа на самоуправление. То есть это дело самих народов, а право на самоутверждение нужно делегировать самим дидойцам, но не решать вопрос за нас, как сделали в 1957 году. Решением тогдашнего руководства в лице А. Даниялова дидойцы оказались насильственно включены в состав аварцев. Дидойцы несколько десятков лет добиваются признания статуса народа, но, увы… Тем более такое право нам дают Закон РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» и Конституция РФ.
Попытки добиться признания дидойцев отдельным народом, о котором писали еще античные авторы, не увенчались успехом. Даже в ходе демократично прошедшей Всероссийской переписи населения 99% из 46 населенных пунктов (1% – это гинухцы) обозначили себя дидойцами. Где остальное население? Мы требуем от власти признать дидойцев отдельным этносом и включить в список малочисленных народов.
Вышеназванные проблемы для дидойского народа значимые, без их решения дидойский народ может полностью исчезнуть с этнической карты. Дидойцы никогда не получали правительственных грантов – субсидий, выделяемых 28 регионам, в которых проживают коренные малочисленные народы.

Проблема 3 – проблема депортации, которой подвергся дидойский народ в 1944–1957 гг.
Выше упоминалось о депортации. В 2014 году исполняется 70 лет с начала депортации дидойцев. Жители района, его старшее поколение помнят все беды и несчастья, связанные с переселением людей в низменные части страны. Многих уже нет с нами. В связи с этим необходимо создать Книгу Памяти, в которую включить имена тех, кто погиб в пути, в первые годы на чужбине, по пути назад, когда наши земляки возвращались на земли предков. Почему не отметить эту дату?
История признает факт переселения нашего народа, значит, факт должен быть закреплен и в этнической памяти, и в историческом монументе.

Проблема 4 – дидойцы во властной пирамиде
Из числа дидойцев на сегодняшний день никто не назначен на республиканские должности. За 85 лет образования Цунтинского района ни один дидоец не стал министром Дагестана! И сегодня дидойцев не замечают. И это в родном-то Дагестане! Хотя и среди дидойцев есть много ярких личностей. Такая кадровая установка порождает в душах дидойцев ощущение своей отстраненности от политической, общественной и экономической жизни Дагестана. Мы надеемся на нового Главу республики.
В районе сегодня армия безработных. У нас ведь тоже, как и в других районах республики, можно открыть мини-цеха по переработке сельхозпродуктов и тем самым пополнить бюджет района и обеспечить молодежь работой.
Все эти проблемы имеют для нас важное значение, затрагивают интересы каждой семьи, поэтому руководству республики следует взять их на учет и предусмотреть в Стратегии социально-экономического развития республики.
Каждый, даже «маленький», народ имеет свою историю, свой путь развития, отличающийся особенностями хозяйственно-экономического и политического уклада, культурно-историческим наследием. У одних она изучена и осмыслена, у других остается за семью печатями. Цунтинский район – это белое пятно на карте Дагестана, заброшенная и малоизученная часть республики. Надо на это обратить внимание руководству РД.
И в конце хотел бы посвятить своему родному краю несколько строк:

Расцветай, родной мой край,
Богатым будь, счастливым.
Словно маленький мой рай,
Будь всегда красивым!
 

«назад

Фотолента

фотографий: 5

Д.Ермаков. Дидойцы. Конец ХIХ в.

Категория фото: Этнология »

Шаитли - один из крупнейших аулов в Цунтинском р-не

Категория фото: Этнология »

Хупринская долина

Категория фото: Этнология »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив