Народы Дагестана
Архив номеров » № 5, 2014 от 16 Февраля 2015 г » Религия » Иудаизм - мировая религия единства и созидания

Иудаизм - мировая религия единства и созидания

- Шими Мигирович, расскажите об истории евреев Дагестана, об их расселении по Дагестану. Много ли евреев в настоящее время в Дагестане и как они себя здесь чувствуют?
- Общая численность евреев в Дагестане, по переписи 1989 г., составляла 16,6 тыс. чел. Из них количество татов, по этой же переписи, – 12,9 тыс. чел.
К татам относят и горских евреев. В Дагестане таты были расселены в сс. Джанган, Митаги, Камах, Рукель, Зидьян, Бильгады, Гимейди, Мугарты. До второй половины XIX в. таты входили в состав населения Кайтагского уцмийства и Табасаранского майсумства. С 60-х годов XIX в. они вошли в состав Дагестанской области. Основным видом их хозяйства являлось земледелие. Выращивали пшеницу, кукурузу, занимались садоводством, виноградарством, бахчеводством. В период советской власти трудились в совхозах, колхозах. В XIX–XX вв. таты стали активно смешиваться с азербайджанцами.
В духовной культуре татов много общедагестанских черт, наблюдается также влияние азербайджанцев. Это особенно отчетливо отразилось в фольклоре.
В XVII в. А. Олеарий зафиксировал горско-еврейскую общину в Дербенте и указал ее происхождение. Он отмечал, что горские евреи в Дагестане начали селиться в конце VIII в. Первыми местами их обитания были: в Табасаране – Салах, в Кайтаге – ущелье близ Кала-Корейша. И сегодня последнее известно как Жугут-Ката, т.е. Еврейское ущелье. Предки горских евреев были переселены из Иерусалима в Персию. В V-VI вв. их предки вместе с татами переселились на Кавказ. Традиционные занятия горских евреев – земледелие, ремесло и торговля. По данным губернатора Дагестанской области, в 1866 г. из 5387 горских евреев в сельской местности проживали 4014 человек (75 %). Похоронные, свадебные, праздничные обряды они совершали везде в соответствии с установками иудаизма. Фольклор отличается многообразием жанровой системы, живостью и богатой образностью языка. У них были крупные ученые.
По переписи 2010 года, в Дагестане живут 2,4 тыс. евреев, а в России – 156801 чел. По переписи 2002 г., в Дагестане их насчитывалось 3,4 тыс., а по России – 235,2 тыс. чел. Они живут в основном в городах. Количество их уменьшилось из-за массового выезда в Израиль.
По данным 1926 г., в Дагестане было 11 синагог, где молилось более двух тысяч человек. Синагоги были в Махачкале – 7, Буйнакске – 1, Дербенте – 1, Хасавюрте – 1. Это была большая, очень сплоченная и дружная семья.
До революции в городе, как мы отметили, действовало семь синагог, но все они впоследствии были конфискованы. С установлением советской власти еврейское население города быстро росло, вплоть до массовой еврейской эмиграции. Ныне в Махачкале живет примерно 1500 евреев. Синагога всегда являлась духовным центром еврейской общины. В настоящее время в Махачкале синагога располагается в четырехэтажном здании, где община активно работает под руководством своего председателя.
В состав правления синагоги входят Борис Ханукаев, Авадия Якубов, Алисултан Алхазов, Белла Шалумова, Имрия Ифраилов, Шалуми Матаев, Марта Осипова-Алекян, Шими Дибияев. В 1970 г. я на свои средства выкупил здание для общины горских евреев. Потом построили 4-этажную синагогу. Средства для строительства здания выделило руководство республики: Магомедали Магомедович Магомедов, Муху Гимбатович Алиев, Правительство Дагестана.
В синагоге хазан Алисултан Алхазов проводит все еврейские праздники, читает благословения, проводит уроки Тори. Имя Алисултан ему отец дал в честь фронтового друга. Отец Алисултана, Яхъя, и брат Шамаил тоже были хазанами при синагоге. Так что Алисултан из семьи потомственных хазанов.
Марта Осипова-Алекян исполняет обязанности секретаря, координатора и заместителя председателя. Она незаменимая помощница председателя, мечтает создать еврейскую фольклорную группу, которая могла бы участвовать в фестивалях города и регионов.
В общине действует программа благотворительности – Хесед, помогающая малоимущим семьям, инвалидам.
Махачкалинская еврейская община принимает участие в мероприятиях, проводимых совместно с другими национальными и религиозными общинами города, а также участвует во многих социально-значимых проектах. Поддерживает связи с другими еврейскими общинами как Северного Кавказа, так и всей России, мечтает активизировать эту работу.
- Нельзя ли в Дагестане в летнее время организовать международный еврейский лагерь «Шорашим Кавказ» (корни), где могли бы отдыхать, встречаться еврейские дети, молодежь?
- В прошлые годы после распада СССР такой лагерь на Кавказе существовал. Он располагался на территории грузинского курорта «Бакуриани», там отдыхали еврейские дети из Азербайджана, Грузии, Украины и т.д. Детям рассказывали о символах еврейской культуры, о еврейских языках, именах, кухне, общинах региона.
В Дагестане и других регионах Кавказа осталось много евреев, но процесс их миграции продолжается. Отток евреев из Дагестана, да и с Кавказа, можно остановить, если руководства республики, страны примут соответствующие меры.
Мы должны организовать такой лагерь или дом отдыха для еврейских детей хотя бы на летнее время. Целями этого лагеря будут знакомство отдыхающих с историей, культурой, традициями, обычаями еврейского народа, приобщение к еврейскому миру Израиля и диаспоры, укрепление и развитие еврейских общин Кавказа и воспитание национальной идентичности.
Здесь же возможно организовать занятия студий и кружков по интересам, спортивные, экскурсионные, народно-творческие, развлекательные мероприятия (конкурсы, викторины, игры, соревнования, обсуждение фильмов). Эти мероприятия помогут детям почувствовать себя частичкой многовековой истории еврейского народа.
Возможно включение в программу лагеря поездки в Израиль через еврейское агентство в России «Сохнут» с целью знакомства с жизнью современного Израиля.
- Каковы слабые и сильные стороны Вашей общины?
- Первая и основная проблема нашей общины – это познание иврита людьми старшего поколения. Вторая – сохранение сплоченности и единства. У нас часто возникают проблемы с преодолением бюрократии в нашей стране, республике. У нас нет своего представителя в парламенте, да и муниципалитете. Надеемся, что в будущем он у нас будет. И не важно, кто именно будет, пусть только будет выходцем из нашей общины.
Наша община пока разрозненна. Если бы она была сплоченной, часть проблем потеряла бы актуальность. У нас была воскресная школа для обучения молодежи, приобщения ее к своим традициям, культурным ценностям, теперь ее нет. В школе дети изучали свой язык, разучивали песни на иврите, отмечали еврейские праздники. Нет денег, поэтому школа закрылась. Нам не помогают ни Правительство Дагестана, ни Москва, ни Израиль. Приходят в синагоги какие-то бандиты, требуют денег. Я вынужден ходить с оружием. Почему-то и полиция устала от нас, редко к нам заглядывает.
- На Ваш взгляд, какое место занимают сегодня в общественной жизни Ваши женщины?
- Не такое, какое хотелось бы. Пока еще в нашей общине существует определенная примитивность. Я считаю, что женщины должны реализовывать наши обычаи и традиции, быть активнее в общественной и политической жизни. Пока они являются хранительницами домашнего очага. Им надо побороть собственные страхи и стереотипы, навязанные обществом. У женщин большой потенциал. Они хотят принимать участие в делах общины, но, увы, их очень мало в Дагестане.
У наших женщин есть упорство, настойчивость, старание, но мало поддержки со стороны власти. Надо это преодолеть. На одну Л. Авшалумову долгие годы мы возлагали наши надежды. Следует находить, готовить, выдвигать молодых женщин. Многие уехавшие хотят вернуться и из Израиля, но из-за квартирных проблем не решаются. К сожалению, там опять обстановка осложняется. Меня, как еврея, беспокоят трагические события на территории Палестины. Только между Израилем и Палестиной начали устанавливаться нормальные отношения, как тут же нашлись силы, которым подобный ход событий не нравится, и началась агрессия. В результате в этих странах опять горе и страдания женщин, стариков, детей, разрушение городов, поток беженцев.
Мы хотим возродить общину и жизнь евреев, но нам нужна помощь и поддержка со стороны руководства.
У горских евреев издавна существовал обычай оплакивать умершего. Делали это женщины. Сейчас искусство плача уходит в прошлое. Даже в Дербенте не осталось чирьёки – женщин-плакальщиц.
Так пусть же у нас в жизни будет больше радостных событий, на которых будут петь веселые песни!
- Шими Мигирович, кого из известных евреев Вы хотели бы вспомнить?
- Их у нас очень много. Якубов Авадис Юрьевич родился 2 ноября 1947 г. в г. Махачкале. Его отец, Якубов Ю.Я., был солистом Азербайджанского оперного театра. Мать, Фараджева С.Ф., – врач-педиатр. Авадис Юрьевич 25 лет работал в Администрации Президента и Правительства Республики Дагестан, был заведующим отделом, затем начальником управления Администрации. В настоящее время на пенсии. Имеет правительственные награды.
Макашир Якубов – профессор, доктор наук, музыкальный критик и композитор, член ряда европейских университетов. Написал книги о М. Кажлаеве, Н. Дагирове, Г. Гасанове, С. Агабабове, о музыкальных инструментах народов Дагестана. Лауреат Государственной премии Республики Дагестан.
В историческом центре Москвы, на Солянке, в Российской академии наук работает и ежедневно помогает людям удивительный человек – Борис Шамилович Нувахов. Он наш еврей. Родился в 1943 году в Дербенте и долгие годы жил здесь. В 1994 году защитил докторскую диссертацию. Он заслуженный деятель науки Республики Дагестан, заслуженный юрист РФ, заслуженный работник культуры РД, профессор истории медицины и права, академик ряда академий: Международной академии наук, Российской академии естественных наук, Российской академии медико-технических наук, Академии наук и искусств, член Союза журналистов России и Союза писателей России. Четверть века возглавляет Научно-исследовательский центр Российской академии медицинских наук. Он был избран ректором Академии управления, медицины и права им. С. Федорова и проработал здесь более 10 лет; работал деканом факультета госуправления МГУ и т.д. Он автор более 20 книг: «Целители века», «Таты России: прошлое и настоящее», «Дербенту 5000 лет» и др.
Среди известных евреев Дагестана можно назвать и Анатолия Михайловича Ягудаева. Мало таких людей на земле. Родился в 1935 г. в Махачкале. Окончил художественное училище в Ленинграде. Выставляться начал в 24-летнем возрасте, и его работы обозначились ярким явлением на фоне скульптурного искусства не только России и СССР, но и зарубежья (участник десятка международных выставок). Он скульптор-реалист, художник-скульптор.
Мы помним горского еврея генерала Йекутиэля Адама. Родители жили в Дербенте. Он был замглавы Генерального штаба Армии обороны Израиля. Адам (Кути) возглавлял операцию по изгнанию сирийцев из Голландских высот. В Израиле готовят фильм об Адаме. Ведь он олицетворяет славные традиции героизма и самоотверженности горских евреев Дагестана.
Из известных людей выделяется Людмила Нагдимовна Юхананова, которая родилась и выросла в г. Дербенте. Там же окончила с отличием школу, после окончила юридический вуз в Москве. Она юрист, философ, поэт, занимается общественной, политической деятельностью. Переехала в Израиль, является депутатом городского совета от движения «Время перемен», активистом ассоциации «Объединение евреев – выходцев с Кавказа в Хадере».
Мы помним писателя Хизгила Давидовича Авшалумова, философа, участника ВОВ Шаулова, В.Э. Агабабова, Галину Мусаханову – ученого ДНЦ РАН, Б. Гаврилова, Илью Агашияевича Ильканаева – директора Дербентского завода шлифовальных станков, Бенциона Шамаевича Хизгилова – работника этого завода, Беньямина Юсиевича Сафанова – поэта из Дербента, Ифима Гаврилова – секретаря Буйнакского РК КПСС, Шалуми Матаева, Е. Матаева, Танхо Израилова, Д. Дибияева.
- Шими Мигирович, что такое «кошерный», «экошерные продукты», установление «кошерной мезузы»?
- Мы обязаны благодарить Творца за все, что он дает нам в нашей жизни. У евреев существует много интересных обрядов. Например, в древние времена был обычай на новоселье вносить в дом сначала петуха и курицу, а потом готовить из них праздничную трапезу. Желательно прочитать в этом доме хотя бы одну молитву. Обязательно до того, как благоустроили и обжили свой дом, у входа, на правом косяке двери, в верхней части следует установить кошерную мезузу. И тогда будут благословение и защита этому дому и его обитателям. Мезуза должна быть написана рукой праведного еврея (софером) кошерными чернилами, на кошерном пергаменте по законам Торы. В мезузе пишут два отрывка из Торы – 1,5 стиха в 22 строки из 170 слов.
«Кошерный» в переводе с иврита означает «диетический, питательный продукт, пригодный в пищу». Кашрут (кошер) регламентирует рациональное, здоровое питание. Экошерные продукты – охлажденные, свежие, ароматные продукты. Кошерными могут быть рыба, шницели, соки, выпечка, вина. В Москве есть кошерный магазин. И сегодня синагога следит за качеством продуктов. Есть места, где выращивают скот для кошерного мяса. Кошерный забой делают мастера, которые учились этому несколько лет и имеют разрешение на штиху (забой). Режут так, чтобы ушла вся кровь, и остаток высасывают (кашировка).
- На Северном Кавказе есть города с большими еврейскими общинами, как Вы с ними взаимодействуете? Быть лидером легко?
- Махачкала находится в окружении больших городов: Баку, Моздок, Тбилиси, Грозный, Нальчик, Владикавказ, Пятигорск. Почему-то эти города потеряли интерес к проблемам евреев. Сколько ни пытались проводить общие еврейские мероприятия через синагоги, еврейские общины, лидеров, но, увы, желающих сотрудничать не нашлось. Может быть, надо было работу организовать через научные учреждения, вузы? Мы стараемся своими силами сохранить свой еврейский образ жизни и деятельность еврейских общин.
Быть лидером в современных условиях очень тяжело. Многие путают работу общины с благотворительным фондом.
- Шими Мигирович, каковы Ваши планы на будущее?
- У нас в плане на будущее – не останавливаться на достигнутом, работать для сохранения нашей еврейской общины. А главная проблема – привести в порядок еврейские кладбища в Дагестане. Люди разъехались, и все стало рушиться, никто не смотрит за могилами, а ведь это наши близкие, родные. Все упирается в деньги. Мы обратимся к главам администраций сел, районов и городов. Будем искать спонсоров. В некоторых городах не работают синагоги, необходимо найти раввинов.
- Когда и кем было создано государство Израиль и как к этому относятся дагестанские евреи?
- Вопрос интересный. Желание возвратиться к Сиону во все времена было распространено среди евреев, расселенных по странам и континентам. Первый массовый приток евреев на Святую землю был отмечен в XII в. из-за ужесточения преследования христианской церкви в Европе. В 1492 году в Палестину последовали многие из евреев, изгнанных из Испании, Сардинии и Сицилии. К 1892 г. там оказались 35 тыс. евреев. Самыми трагическими событиями были погромы в России, последовавшие за гибелью императора Александра II. Из Европы переселилось в это время столько же.
Общественный и политический деятель Т.Герцль в 1894 г. работал корреспондентом литературной газеты, выходящей в Вене. Он стал свидетелем скандального «дела Дрейфуса». Французский офицер – еврей был осужден по фальшивому обвинению в шпионаже, что вызвало во Франции грандиозный всплеск антисемитизма. В 1896 г. Герцль опубликовал книгу «Еврейское государство». И тогда еврейская общественность на это отозвалась неоднозначно. Но постепенно идея его овладела умами. В 1897 г. в швейцарском Базеле Всемирный сионистский конгресс с участием 294 делегатов из еврейских общин 17 стран принял решение о создании еврейского государства в Израиле. Были и другие предложения со стороны. Например, в 1801 г. Наполеон призывал евреев присоединиться к французской армии, обещая вернуть им Иерусалим и восстановить там еврейское государство и Иерусалимский храм.
В 1903 г. Джозеф Чемберлен, британский министр по делам колонии, предложил Герцлю программу расселения евреев в Восточной Африке. Другие предлагали на землях современной Кении создать еврейское государство под названием Уганда. Велись переговоры о покупке земли в Австралии и Канаде, в Южной Америке и Родезии, в Англии и на берегах Тигра и Евфрата. В 1905 г. на 7-м сионистском конгрессе постановили не рассматривать другие проекты. В 1904 г. Герцль умер, так и не увидев государства евреев. Государство Израиль было создано в 1948 г., через 50 лет после конгресса в Базеле (1897 г.). В 1948 году, в связи с геноцидом еврейского народа, Советский Союз выступил с инициативой в ООН о создании государства Израиль на территории Палестины, и это предложение было поддержано большинством стран-участниц ООН.
Отношение дагестанских евреев к созданию государства разное, но для сохранения евреев, может быть, это и хорошо.
- Шими Мигирович, как выглядит мужской костюм горских евреев?
- Костюм горских евреев ничем не отличался от костюмов других национальностей Дагестана.
Долгое время и мужчины, и женщины одевались довольно традиционно, ничего в своей одежде не меняя.
Еврейские мужчины, как и все горцы, носили ситцевый бешмет, застегнутый на крючки, с воротником-стойкой, черкеску из сукна или других прочих материалов без воротника, с крючками. Крючки черкески застегивались на талии и на груди. Крючки и петлицы для бешметов, черкесок и рубах делали из шелковых или шерстяных шнурков домашнего производства. На обеих сторонах груди на черкесках размещались газырницы. Первоначально газырницы представляли собой деревянные трубочки, в которые засыпали мерку пороха. Затем они превратились в украшения.
Подпоясывались мужчины при помощи широкого ремня. Застежкой служила пряжка из серебра. К поясу подвешивался кинжал. Пряжки на женском костюме были больших размеров, чем на мужских.
Мужчины носили папахи, «тирохгьо» – чувяки из кожи, которые менялись в зависимости от времени года. Зимой носили сапоги, тулупы. У богатых одежда бывала из дорогих, добротных материалов. В селах мужчины носили бурку. Также мужчины носили и лободе, которое представляло собой верхнее мужское стеганое одеяние.
- Спасибо за интервью.
 

«назад

Фотолента

фотографий: 9

Синагога в Махачкале

Категория фото: Религия »

Главный раввин России Берл Лазар и раввин Дербента Овадья Исаков

Категория фото: Религия »

Раввин Боби Йосифович Ашуров и Юно Юсуфов

Категория фото: Религия »

Ш.Дибияев и М.Осипова-Алекян

Категория фото: Религия »

Абаев Гиляд Юнусович

Категория фото: Религия »

Лучезарная улыбка из г. Ариэль (Израиль)

Категория фото: Религия »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив