Народы Дагестана
Архив номеров » № 5, 2014 от 16 Февраля 2015 г » Образование » Истоки и развитие образования

Истоки и развитие образования

 Дахадаевский район расположен в южном Дагестане и граничит с Сергокалинским, Акушинским, Кулинским, Агульским и Кайтагским районами. Живут здесь в основном даргинцы. Районный центр – Уркарах. Населенные пункты района окружают красивые холмистые горы, здесь разнообразная флора и фауна, уникальная природа. Таких красивых мест, как в нашем районе, я нигде не встречал.
Эпиграфические памятники X–XVII вв., находящиеся в сс. Кала-Корейш, Кубачи, Уркарах, доказывают распространение здесь письменности на арабском, персидском, турецком языках с далеких времен.
В районе, начиная с постсоветских времен, решались вопросы строительства светских школ, улучшения их материальной базы, обучения учащихся района. Еще на заре советской власти здесь было очень мало школ, и в основном они были семилетними, не было ни одной средней школы. Преодоление невежества местного населения стало первоочередным делом руководства района. Оно считало школьное образование форпостом культуры, от которого должны исходить лучи культурной революции. В 1923-1924 учебном году начали функционировать школы в Уркарахе и Кубачи, в следующем году в Уради, Кунки, Кища, Вукри и Харбуке. В 1932 г. был введен закон о всеобщем начальном образовании. В том же году в начальных школах обучались 5200 учеников, в том числе 2137 девочек. Это было шагом вперед в раскрепощении женщин. В 1938-1939 учебном году в школах работало 200 учителей, из которых менее пяти процентов имели среднее образование. Т. о. даже в годы ВОВ почти во всех селах района работали школы, неся знания в массы. Накануне войны в районе появились средние школы, первая из которых в райцентре с. Уркарах в 1937 г. Впоследствии стали открываться средние школы и в других крупных населенных пунктах: Кища, Харбук, Кубачи, Ашты и др.
С момента образования района русские учителя делали все возможное и невозможное с целью привить культуру, передать общечеловеческие ценности нашему населению, сделать наших горцев культурными и грамотными людьми. Райком партии с первого дня функционирования привлекал учителей из центра, вместе с тем требуя от директоров школ готовить местные кадры. Район всегда считался хорошо обеспеченным в плане кадров. Сейчас мы, коренные жители района, низко преклоняемся перед молодыми русскими учителями, отдавшими здоровье и посвятившими себя делу обучения наших маленьких детишек. Мы помним, что существенная роль в становлении образованного поколения дахадаевцев принадлежала посланцам русского и других братских народов. К 1949 г. в нашей школе были специалисты из числа русских, украинцев, осетин, евреев, татар.
В настоящее время в районе функционируют 32 СОШ, дающие среднее общее образование, 16 муниципально-казенных основных общеобразовательных уч-реждений, 8 начальных школ, а также 3 детских сада, Дом детского творчества, 2 детско-юношеские спортивные школы.
Во всех общеобразовательных учреждениях МО «Дахадаевский район» обучаются 4567 учащихся. И их обучают 1150 учителей. Хочется отметить, что среди всех общеобразовательных учреждений района имеются 4 современных инновационных учреждения. Это 1 Уркарахская многопрофильная гимназия, Уркарахский многопрофильный лицей, Кищинская многопрофильная гимназия и Кубачинская начальная общеобразовательная школа – детский сад. Все четыре инновационных учреждения с углубленным изучением отдельных предметов были открыты за последнее 10 лет. Они располагают хорошей материальной базой, оснащены компьютерами, интерактивными досками и современной проекционной аппаратурой.
За последние годы построены типовые школы в сс. Трисанчи на 320 мест, Кудагу на 180 мест, п. Кубачи на 320 мест. Сейчас строится типовое здание школы в с. Уркарах на 640 ученических мест. 13 школ расположены в типовых новых зданиях. Самое пристальное внимание вопросам образования уделяет глава МО «Дахадаевский район» Д.Р. Омаров и начальник УО МО А.Р. Джамалов. По их инициативе во многих школах пристроены классные подсобные помещения и пищеблоки для организации горячего питания.
Хочется особо отметить работу начальника УО МО А.Р. Джамалова. Люди охотно идут к нему со своими проблемами. Кто бы к нему ни обратился, он всем помогает и старается положительно решить вопрос. Ежегодно в районе молодыми специалистами пополняется директорский корпус.
Наш район принимает самое активное участие во всех региональных и отчасти государственных мероприятиях. Одаренные учащиеся нашего района занимают по различным предметам призовые места и становятся победителями региональных предметных олимпиад. Учащиеся инновационных учреждений стали призерами олимпиад. Например, ученик 9 класса Кищинской СОШ стал призером Всероссийской олимпиады по физкультуре. По инициативе администрации в районе ко Дню учителя проводят конкурс на лучшее образовательное учреждение, и сам глава МО победителям и призерам вручает денежные премии.
Управление образования в целях дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса проводит разнообразные инновационные мероприятия среди учителей и учащихся района, конкурсы, викторины, чтения, КВН, встречи с ветеранами войны и труда и т.д. Многое делается по подготовке и сдаче ЕГЭ. Приказом по УО вопросы ЕГЭ возложены на заместителя начальника УО по учебно-воспитательной работе. Несмотря на это, по мере возможности вопросами ЕГЭ занимаются все работники УО. Без нарушений в районе был сдан ЕГЭ в 2014 г. Выпускники наших школ поступили в различные вузы страны.
Большую помощь в дальнейшем усовершенствовании процесса обучения оказывает методическая служба района. Работает секция директоров школ, возглавляемая начальником УО МО А.Р. Джамаловым, секция зам. директоров школ по учебно-воспитательной работе, возглавляемая директором Методцентра, секция зам. директоров по воспитательной работе, возглавляемая специалистом УО О.М. Шахбановым, работает совет Методцентра. Под их руководством в школе работают 17 межшкольных методических объединений, где рассматриваются самые злободневные вопросы методической работы в школах.
Из года в год в районе через местное телевидение, местную газету «Шила г1ямру» в виде оформленных буклетов, рефератов распространяется передовой педагогический опыт творчески работающих учителей, учителя МО этот опыт внедряют в свою работу. В районном педколлективе 101 почетный работник общего образования РФ, 51 заслуженный учитель РД и очень много учителей, имеющих награды разного уровня. Заслуженными ветеранами педагогического труда являются А.И. Ибрагимов, М.А. Абдуллаев, М.И. Кадиев, М. Абдурашидов, Х.М. Магомедов и др.
Выпускники школ Дахадаевского района занимали и занимают ответственные посты в муниципальных, региональных и федеральных органах власти. Среди них министр финансов РД А.Т. Абдуллаев, начальник Управления информационной политики и пресс-службы Президента РД Г.М. Курбанов, академик А.К. Курбанов, проректор по ОЗО ДГПУ М.-Г. Г. Алисултанов, писатели и поэты Ахмедхан Абу-Бакар, Сулейманов Рабадан, Амир Гази, Магомед Расул, ныне действующий глава МО Д.Р. Омаров, декан факультета «Финансы и кредиты» ДГИНХ Д.Р. Кадиев, заместитель министра экологии России А.М. Амирханов – житель с. Сутбук нашего района и др.
Общеобразовательные стандарты нового поколения, наряду с новациями, внедрением экспериментальных методик, всеобъемлющей «школьной» информацией, включают и такой важный аспект, как воспитание, направленное на культивирование в подрастающем поколении гражданских, человеческих качеств, что традиционно являлось стержнем в образовательном процессе страны. Исходя из этого, учительский коллектив района стремится сформировать общегражданскую идентичность, направленную на сохранение отечественных приоритетов, исторических, культурных ценностей, взаимодополняющих представлений о прошлом, настоящем, будущем нашей страны. Учителя занимаются не только обучением школьников основам наук, этики, нравственности, но и прививают им навыки анализа, обобщения явлений природы и общественной жизни. Впоследствии многие из учащихся, развивая эти умения, проводили исследования в области математики, физики, техники, биологии, химии, лингвистики, истории, экономики. Не случайно сотни дахадаевцев стали учеными. Справедливо будет поставить Дахадаевский район в первый ряд лучших городов и районов, где высокий уровень образовательного процесса.
Сегодня учительские кадры района осознают, что новая образовательная система, формируемая в стране, требует для своего дальнейшего совершенствования не только высококачественных кадров, но и в не меньшей степени создания современной материально-технической базы с широкой инфраструктурой. В этом плане в школах района многое надо сделать. Думаю, Министерству образования и науки РД следует обратить самое серьезное внимание на существующие проблемы, чтобы в будущем в Дахадаевском районе успешно могли решать задачи, стоящие перед школами, учащимися и учителями.
Учительство МО «Дахадаевский район», как и учительство всего Дагестана и России, полно решимости качественно выполнить задачи, стоящие перед образованием.
 

«назад

Фотолента

фотографий: 3

Урок в Уркарахской МПГ

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив