Народы Дагестана
Архив номеров » № 6, 2014 от 18 Июня 2015 г » Этнология » Прошлое, настоящее и будущее селения Хуштада

Прошлое, настоящее и будущее селения Хуштада

 На северо-западном склоне Богосского хребта, на правом берегу Андийского Койсу на высоте 1800 м над уровнем моря, в 10 км от районного центра Агвали расположено с. Хуштада Цумадинского района РД.

Выбор темы статьи предопределило то, что я уроженец 
с. Хуштада. Кроме того, в истории Дагестана история селения Хуштада крайне слабо освещена.
Письменных источников по истории социально-экономических отношений селения Хуштада очень мало, особенно о раннесредневековом периоде развития. В условиях отсутствия письменных сведений ранний период можно исследовать, только исходя из материалов археологических раскопок. Некоторые археологические разведки и раскопки частично были произведены в Хуштада А.С. Башкировым и Д.М. Агаевым. Однако предметы, найденные при раскопках вышеуказанными археологами и при выполнении земельных работ, говорят о богатой истории прошлого с. Хуштада.
Имеющиеся письменные сведения по истории села относятся к периоду управления Нуцал-хана (с 1774 г.) и Умахана (1801 г.) и к периоду движения горцев под предводительством имамов Газимагомеда, Гамзата и Шамиля.
В 1935 году в своем письме С. Стальскому М. Горький писал: «Вероятно, в Дагестане сохранились в памяти старых людей, бывших бойцов, боевые песни, рассказы, легенды – вот что и должно быть основой истории вашего края. Наверное, у вас есть хорошая, грамотная молодежь. Сделайте так, чтобы она собрала и записала рассказы о прошлом Дагестана. Чтобы она нашла документы по истории своей родины и рассказала о ней всем людям. Хорошее дело будет».
Поэтому в работе использованы данные топонимики, лингвистики и историко-этнографический материал. Основные данные, используемые в этой работе, основываются на сведениях, полученных нами в ходе бесед и опросов следующих знатоков истории и информаторов: Магомедов Гаджияв – 89 лет, Деньгаев Жунайдула – 85 лет, Омаров Магомед – 73 года, Халиков Мусалав – 76 лет, Магомедов Омар – 80 лет.
800 лет назад, в начале XIII в.
(1206 г.), вокруг нынешнего селения Хуштада были поселения Эресси, Карах, Пардаки, Горах, Гаджияруб-бек и Шугури. На эти поселения соседние тиндалалы совершали набеги и облагали их данью. Чтобы избежать набегов тиндалалов, было решено объединить поселения в одно большое село, в результате чего в 1545–1550 годах образовалось нынешнее объединенное село Хуштада. 
Хуштадинцы принимали активное участие в народно-освободительной борьбе горцев под предводительством Шамиля. Во время похода Шамиля в Кахетию (1853 г.) в рядах войск Шамиля сражались 300 мюридов из с. Хуштада во главе с наибом хуштадинцев Закарьягаджиявом.
Наибом Шамиля был и другой хуштадинец – Салимдибир, который погиб в 1857 году во время сражения около селения Буртунай. Он похоронен в местечке Жаргинколо около Буртуная. Наиб Закария после пленения Шамиля был назначен царским наибом в Леваши, он погиб в 1877 году во время всеобщего восстания в Дагестане и похоронен в с. Кутиша.
Исламизация хуштадинцев произошла раньше всех в багулалских селах. До исламизации хуштадинцы были христианами. Об этом свидетельствует наличие на территории с. Хуштада 
храма. По рассказам старожилов, он находился около поселения Эресси. Строительство храма было связано с частыми набегами грузин. Имена первых проповедников христианства в Хуштада были найдены на обложке Корана, принадлежавшего Мусаеву Сайпуле: Чачавуз,  Чавчавадзе, Павлушка.
Когда казикумухцы распространяли ислам в Хуштада, грузин по имени Рутия – проповедник христианства – согласился принять ислам. Они забрали его с собой в Кумух. Через несколько лет он с тремя сыновьями – алимами вернулся в Хуштада, объединил поселения в одно село, построил мечеть в 1588 году (1009 год по хиджре)  и стал имамом мечети. Затем имамами мечети были сыновья Рутия, Абули и Алдам. Рутия и Абули похоронены на кладбище в центре старой части Хуштада.
Во 2-й половине XIX века 
с. Хуштада стало центром исламизации. Свидетельствует об этот следующий факт. В этот период в селе остановился известнейший арабист муршид Джамалудин Казикумухский. Находясь в Хуштада, Джамалудин выдал свою дочь замуж за имама Шамиля.
Из селения Хуштада вышли знаменитые алимы: Пирмагомедгаджи – ученик Саида Ободинского, его сын Гусейн – учитель Нажмудина Гоцинского. Гусейн попал под репрессию и умер в Петровской тюрьме. Его сын Абдуладибир тоже был ученым-арабистом. Все трое похоронены на кладбище около новой мечети. Это место паломничества многих верующих Дагестана.
Во время Кахетинского похода (1853 г.) имам Шамиль провел ночь в доме Мусалава, которого называли «большой Мусалав». Прочитав его книги, имам сказал: «Слышал, Мусалава называют большим алимом и шейхом. Оказывается, он в действительности заслуживает такого прозвища». Мусалав являлся отцом наиба Шамиля Закарьягаджиява, поэтому Шамиль и остановился у Мусалава. Тогда алима уже не было в живых. Его могила находится на кладбище Абагвари над старым селением.
В старой части села Хуштада имеется много построек, возраст которых исчисляется несколькими столетиями: башня круглая, старая соборная мечеть 1588 года строения и дом Патимат Муртазалиевой XVII века строения.
После того, как был снят традиционный запрет на переезд за прежние границы села, многие молодые семьи стали строить дома на новой территории (рядом со старым селом) и на хуторах в нескольких километрах от него в долине реки Андийское Койсу. Некоторые хуштадинцы вообще переехали на низменность, в Кизилюртовский район, где ими было основано селение Талилтли, ныне Ново-Хуштада.
Новая часть села Хуштада стала интенсивно застраиваться с начала 1980-х годов. Сельсовет, школы и другие общественные здания расположены в новой части Хуштада. 14 марта 2002 года в новой части села был заложен фундамент для строительства новой мечети. Мечеть строилась более четырех лет. Открытие ее состоялось 19 августа 2006 года. При мечети функционирует медресе, в котором могут обучаться 50 человек.
Сама мечеть имеет два этажа, отдельную молельную комнату для женщин. Здесь около тысячи человек могут одновременно совершать намаз. Во дворе прекрасный фонтан, при желании используемый для омовения. Собственное отопление, горячая и холодная вода, место для купания и т.д. 
Гости, приехавшие на торжественное открытие мечети со всех концов Дагестана, восхищались ее красотой и архитектурой, говорили, что подобной красоты мечети нет в Нагорном Дагестане.
Помощь в строительстве мечети оказали депутат НС РД Гаджидибиров Г.М., чемпион Олимпиады в Сиднее Сайгид Муртазалиев, бывший мэр Махачкалы Саид Амиров, глава МО «Цумадинский район» Гаджидибиров М. Примерная стоимость строительства составила 6 млн рублей.
В настоящее время в селении Хуштада проживают около 500 мужчин и женщин, которые дважды совершили хадж в Саудовскую Аравию.
Большим авторитетом среди арабистов Дагестана пользовались ныне покойный Магомедсаид Абакаров, работавший имамом Джума-мечети г. Хасавюрта, Газиев Магомедсаид – председатель совета имамов Цумадинского района и правнук ученого арабиста Пирмагомеда, хуштадинский Саидгусейн Пирмагомедов, а также Магомед Загаев – сын кадия мечети Хуштада Загаева Абдулы.
Все они являются наставниками молодежи, проводят среди населения воспитательную работу. Поэтому в селении за последние 20 лет не было ни одного случая нарушения общественного порядка.
В 30-е годы, во время организации колхозов, хуштадинцы создали крестком, а затем одними из первых в районе, в 1936 году, – колхоз «Заря Востока», который был переименован в колхоз им. Молотова, а в 1955 году – в колхоз им. Чапаева.
Огромный вклад в укрепление колхоза внес ныне покойный Жахпаров Исмаил, бессменно руководивший колхозом в течение 25 лет. Колхоз во время председательствования Исмаила имел 12 тыс. голов МРС, 1350 – КРС, 350 лошадей, 120 ульев, 140 га пахотных земель, 30 га садов. За достигнутые успехи колхоз несколько лет был на Республиканской Доске почета, а председатель награжден орденом «Знак Почета» и Почетной грамотой Верховного Совета ДАССР.
От такого колхоза теперь ничего не осталось. Его постигла та же участь, что и многие колхозы республики.
В годы Великой Отечественной войны в рядах защитников Родины находилось около 90 хуштадинцев. Из них навечно на полях сражений остался 61 хуштадинец. Они принимали участие во всех крупных сражениях. Хуштадинец Шаруханов Абдула погиб при защите Сталинграда, был награжден орденом Красной Звезды. Брестскую крепость защищал и погиб Абдурахманов Магомед. С американскими войсками на Эльбе встретился хуштадинец Магомедов Исмаил, он был награжден орденом Красной Звезды. Японскую Квантунскую армию громил хуштадинец Газимагомедов Саадула. В рядах партизанского соединения Заслонова сражался Омаров Али.
Из 21 участника, вернувшегося с войны, в настоящее время в селе в живых осталось всего двое: Алиев Абдула и Гаджиев Магомед. Остальные скончались от полученных ран и болезней.
80 лет тому назад в селении была сплошная неграмотность. Единственными людьми, которые умели читать и писать, были Алисултанов Сайпудин и Мусаев Гаджи.  Сегодня в селе функционируют средняя школа, 2 библиотеки, КДЦ, медпункт, 2-этажное административное здание, отделение почтовой связи. Около 100 хуштадинцев получили высшее образование. Около 40 имеют среднее специальное образование. Хуштадинцы работают в Москве, Махачкале, Чонтауле, Агвали и других городах и селах России и Дагестана.
Селение Хуштада является родиной известных в республике людей: директор Коменского научного центра Уральского отделения РАН академик Асхабов Асхаб – автор более 170 научных работ, заслуженный деятель науки РФ; Омаров Магомед – доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ и РД, главный врач ортопедо-травматологического центра РД; Газиев Рашид – заслуженный врач РД, доктор медицинских наук, профессор, работает в Дагмедакадемии, самый молодой доктор педагогических наук; Гаджиев Гаджи – проректор ДГПУ; Абдуразаков Магомед – доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, живет и работает в Москве; Халиков Каримула – завкафедрой арабского языка ДГУ, кандидат филологических наук; Алиев Магомед – кандидат филологических наук, замдиректора института филологии ДГПУ; Вечедов Давудбег – кандидат педагогических наук, отличник образования РФ, более 15 лет работает директором Избербашского педколледжа; Каримула Абдулаев – известный аварский композитор, заслуженный деятель искусств РФ. Заслуженные учителя Дагестана Омаров Абусупьян, Магомедов Абдула и Гамзатов Магомед работают в Хуштадинской СШ. Магомедов Асхаб – почетный работник общего образования РФ, работает директором Хуштадинской СШ. Известная тележурналистка Анжела Мамадибирова, тренер сборной ЮАР по вольной борьбе Вечедов Алибег, чемпион России, Европы, мира и Олимпийских игр, депутат НС РД Сайгид Муртазалиев, юрист 1-й категории Омаров Астемир являются уроженцами селения Хуштада. Их именами мы гордимся, и они являются для нас путеводными звездами.
Родина... Какой огромный смысл в этом маленьком слове. Произнося это слово, каждый, наверное, вспоминает детство, которое провел в маленьком уголке земли. Просто люби ее за то, что она твоя Родина. Эта таинственная земля хранит в себе столько загадочного! Впереди еще много поколений, которые будут прославлять этот край, любить и чтить его.
Мой любимый Хуштада! Мой аул! Ты прекрасен, как никто другой. Ты просто нужен мне таким, какой ты есть. И я никогда не перестану повторять: «Моя Родина! Мой Дагестан! Мой аул Хуштада!»
 
«назад

Фотолента

фотографий: 3

Улица в с.Хуштада

Категория фото: Этнология »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив