Народы Дагестана
Архив номеров » № 6, 2014 от 18 Июня 2015 г » Искусство » Цветообозначение и символика кайтагской вышивки

Цветообозначение и символика кайтагской вышивки

 История изучения цветовых явлений насчитывает сотни лет. Окружающий нас мир воспринимается во многом благодаря цвету и свету. Цвет для человека имеет первостепенное значение. От индивидуальных особенностей зрения, темперамента, уровня эстетического вкуса человека и зависит восприятие цвета. Цветовые категории отражены в человеческом сознании и языке. 

Вопросы значимости света и цветового зрения поднимались еще Аристотелем и до сих пор актуальны для ряда таких наук, как медицина, биология, культурология, психология, языкознание. С точки зрения лингвокультурологии, цвет обладает символической семантикой. 
Кайтагская вышивка является одним из уникальных видов дагестанского искусства XVII-XIX вв. Она не только красочна, но и разнообразна: в ней использовались множество орнаментальных мотивов и богатые цветовые сочетания. Цвета кайтагской вышивки ярки, жизнерадостны, насыщенны. Доминируют цвета: оранжевый (цвет солнца) – позитив; зеленый (цвет вечнозеленой ели, травы) – цвет жизни; синий (цвет ясного неба) – подразумевает ясность, прозрачность, надежду; красный (цвет пылающего огня) – цвет движения, действия; желтый – цвет радости, свидетельствующий о пробуждении жизни. Имелись и знаки, свидетельствующие о счастливой охоте, победе, удаче. К примеру, на панно с лошадьми изображены всадники, которые собрались в дорогу. Об этом свидетельствуют хурджины, полные стрел. О знатности всадников говорит их одежда: папахи, кони хорошей масти.
Все происходящее в окружающем их мире мастерицы-вышивальщицы повторяли в различных узорах вышивки. Вышивки характеризуют культуру народа, психологию древних людей. Язык символов передает нам отношение наших предков к природе.
Основные орнаментальные мотивы отображали элементы символики различных культов: верования древних кайтагцев, просьбу о здоровье, добре, урожае, помощи в сложных жизненных ситуациях. Таким образом человек пытался защитить себя от незнакомого влияния неопознанного. Для этого он использовал различные орнаменты и цвета. Вышивка являлась оберегом от злых сил. Загадочные цветы, растения имели определенную защитную силу. С их помощью аура вокруг людей структурировалась в желаемый способ, защищающий от злых сил потустороннего мира. Так древний человек звал к сотрудничеству светлых, добрых духов, воспитывался в духе любви и уважения к природе. Как отмечают исследователи, существуют четыре составных природы – стихия огня, воздуха, воды и земли. 
С помощью цвета выражалась информация. Белый цвет был в почете у наших предков, которые обожествляли Солнце. Особенно много в вышивках красного цвета, также присутствуют и всевозможные оттенки красного цвета. Этот цвет, как самый активный после белого, очень высоко ценился у различных народов. Он использовался в различных ритуалах, обрядах. Как известно, красный цвет защищает от сглаза, зла и притягивает энергию гармонии и добра. Использование в узорах красного, желтого и синего цветов гармонизирует энергию. Сведены к минимуму темные цвета, черный цвет почти отсутствует. Цвета кайтагской вышивки говорят о событиях, носящих радостный характер в жизни человека, передают тепло и покой.
Цвет в кайтагской вышивке выступает одной из основных категорий культуры, фиксирующей информацию о колорите окружающей природы, подчеркивает взаимодействие различных этнических традиций и особенности видения мира кайтагца. Цвет окружен системой смысловых значений, толкований. На вышивках запечатлелись в основном фигуры тех животных и птиц, которые, по мнению народа, являлись охранительными, т.е. защищающими человека (собака, конь, олень, голубь и др.). Иногда вышивались деревья – знак жизни и плодородия (вечнозеленая ель – символ жизни, дуб – символ долголетия), цветы, обладающие лечебной, волшебной, магической силой (гвоздика, ромашка, подорожник).
В кайтагской вышивке мы видим именно то, что окружает кайтагца: неописуемо красивая природа Кайтага, животные (лошадь, кошка, собака, олень и оленьи рога), растения, обитающие и произрастающие там. К примеру, ни на одной вышивке не изображена пальма, которая там не растет, также нет изображения павлина или других птиц и зверей, которые там не водятся.
Цветовой ряд кайтагской вышивки включал в себя до 8–9 цветов.
Сегодня мастерицы кайтагской вышивки обладают собственными технологиями окраски тканей, нитей. Важным моментом подготовки сырья является процесс окрашивания ткани («чIянкIи берхъхъара», «мирцIи дерхъхъара»). Умения и навыки, используемые мастерицами в деле окрашивания тканей и ниток для вышивки, индивидуальны. Это и результат собственных опытов и экспериментов мастериц, и сведения, полученные от старшего поколения. Для получения того или иного цвета или его оттенка используются исключительно натуральные материалы и их компоненты. Этим и объясняются отдельные названия. К примеру, охристый цвет получают из настоя зеленой кожуры грецкого ореха и из листьев зеленого ореха, фиолетовый цвет – из настоя цветков бузины, коричневый – из настоя луковой шелухи, желтый – настоя зверобоя и т.д. Цвета и их оттенки получают из листьев, лепестков роз, из тычинок, из старой древесной коры. Кайтагская природа богато и щедро одаривает мастериц всеми необходимыми компонентами для окрашивания. Процесс окрашивания проходит в несколько этапов. Закрепляют краску раствором соды и соли, уксусом.
В языке кайтагцев более 50 лексических единиц, обозначающих цвет. Название цвета образуется от названия предмета, который обладает этим цветом: ччимби ранг «кизиловый» (ччимби – кизил), синтIи ранг «ореховый» (синтIи – зеленая кожура незрелого грецкого ореха), шикья ранг «чернильный» (шикья – чернила), хъвясси ранг «цвет золы» (хъвясси – зола), цIукка итIил «красный, словно уголек» (цIукка – уголек), кьар шинишил «травяно-зеленый», духIя-цIябил «снежно белый» и т.д. 
Один из исследователей Кайтага Шиллинг Е.М. считал, что «упомянутые вышивки являются на Кавказе предметом единственным в своем роде, и мы можем их рассматривать как один из оригинальных элементов национальной культуры кайтагов, хранящей изобразительные традиции предков, несомненно, связанные со старейшим наследием нагорного Дагестана».
Уникальным видом дагестанского искусства является и шелковая вышивка, получившая название «кайтагской» по месту ее первоначальной фиксации. Мастерицы при вышивке экономно использовали ценные, привозимые издалека шелковые нити, но иногда вышивали золотой или серебряной нитью. Вышивкой украшали занавеси на окна, покрывала, накидки. Основу вышитого узора составляли различные символические знаки: «солярные розетки», знаки огня, кресты и др. фигуры. Орнамент вышивали в виде крупных решенных в плоскости пятен. Сочетания цветов очень мягкие, органичные, с плавными переходами, на серо-голубом или зелено-синем фоне располагался светло-желтый, золотистый, коричневый и сдержанно красный узор различных оттенков.
Исследователь из Великобритании Роберт Ченсинер в 1993 году издал книгу «Кайтагское текстильное искусство из Дагестана». В Италии ежегодно, уже несколько лет подряд, проводятся выставки кайтагской вышивки под названием «Кайтаг».
Кустарное производство ритуальных вышивок у кайтагцев представляет собой большие прямоугольные куски домотканой материи (из льна, конопли или хлопка), крашенные в темно-синий цвет и вышитые крупной гладью. Орнамент их стар по происхождению и передает солярные и спиральные мотивы, завитки, свастики. Основные места производства — это селения Кайтагского района Баршамай, Карацан, Джибахни и Гявши. 
До недавних пор в Кайтаге, на родине самобытного уникального вида народного рукоделия, кайтагская вышивка практически была на грани исчезновения. В 90-е годы большинство изделий оказались вывезенными за рубеж. Многое находится в частных коллекциях Парижа, Лондона, Рима, Стамбула и др. Небольшая часть кайтагской вышивки хранится в музеях нашей республики.
Сегодня техника кайтагской вышивки полностью восстановлена местными мастерицами. Они используют иллюстрации из книги Роберта Ченсинера для выполнения своих работ. О кайтагской вышивке выпущен научно-популярный фильм под одноименным названием «Кайтагская вышивка». Режиссером и автором этого фильма является почетный работник НО РФ, отличник НО РД, учительница истории Маджалисской СОШ Гуризат Султанова. Изучение кайтагской вышивки продолжается в рамках учебного времени: на уроках истории и мировой культуры, а также в системе дополнительного образования школьников. В 2012 году коллектив мастериц под руководством заслуженного работника культуры РД Гасановой Зубайдат выиграл грант Президента РД. Данный проект называется «Шедевр народного искусства – Кайтагская вышивка: возрождение и сохранение».
В настоящее время при Центре культуры, в Доме пионеров и в Школе искусств Кайтагского района функционируют кружки по кайтагской вышивке. Мастерицы Магомедова Разият, Гасайниева Ашура, Амарова Аня, Гасанова Зубайдат, Абдуразизова Айшат и многие другие обучают кайтагцев технике кайтагской вышивки.
Сейчас работа над сохранением и развитием кайтагской вышивки еще более актуализована. Все больше людей вовлекаются в благородное дело возрождения и восстановления древнего искусства Кайтага: учителя, учащиеся, работники культуры, просто заинтересованные кайтагцы.
 
«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив