Народы Дагестана
Архив номеров » № 6, 2014 от 18 Июня 2015 г » Культура » Современные проблемы развития традиционной культуры

Современные проблемы развития традиционной культуры

 Традиция – совокупность обычаев, порядков, правил поведения, утвержденных в народе, то, что передается из поколения в поколение, нерегламентировано юридическими установками, но поддерживается силой общественного мнения. 

Северный Кавказ – уникальный регион как по разнообразию естественно-географических, природно-климатических, социально-экономичес-ких условий, так и по полиэтническому составу его населения. Кавказ – великая гора, занимающая громадную площадь. Она вмещает много царств и народов. Здесь взаимодействовало много культур и традиций, скрещивалось много сложных этнических процессов. Современные народы Северного Кавказа являются наследниками богатой культуры, корни которой уходят в глубокую древность.
У нас много ученых-философов, историков, но мало пишущих о традициях, адатах дагестанских народов. Есть работа Леонтовича «Адаты кавказских горцев», 1882 г., работы Магомедова А., Муслимова С., Суханова И.В., Мирзоева Ш.А.
Еще меньше пишут о народной педагогике, являющейся педагогикой национального развития. Без народной педагогики, без этнопедагогики не могут эффективно существовать воспитание и образование. 
Многие говорили и писали о развитии культуры, традиций и обычаев народов Дагестана, но практических действий для их эффективного развития не предпринимали, в отличие от Главы Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова. За последние 60–70 лет не было такого, чтобы людей одевали в национальную форму и выводили на праздники! Фактически во многих селах, районах начали забывать о национальной форме. А Р.Г. Абдулатипов возродил интерес к национальной одежде, производству дагестанского костюма.
Уже в рабовладельческом, феодальном обществах люди руководствовались какими-то традициями, обычаями. Под их влиянием они росли, развивались, передавался многовековой опыт. Все достижения духовной культуры закреплялись в обычаях и традициях, соблюдение которых способствовало преемственности поколений.
Горцы бережно относятся к своим традициям и обычаям, это закон их жизни. Они не допустят унижения своего достоинства.
Традиции и обычаи как элементы культуры также развиваются. Старые традиции подвергаются изменениям. Так, например, раньше в Ахтах проводили праздник черешни, конные скачки. В настоящее время об этих традициях забыли или потеряли к ним интерес. 
Человек не может жить без определенных правил и норм, составляющих часть культуры того или иного народа. Исчезнет культура – погибнет народ.
Важным элементом духовной культуры горцев является намус – честь, совесть, порядочность людей. В этой категории цементируется все ценное в плане нравственности. Сюда входит много понятий: мужская, женская честь, моральный облик, целомудрие,  скромность, трудолюбие, гуманизм; любовь к природе, животным, уважение к старшим. В горах говорят: дедушка – дважды отец, бабушка – дважды мать, а внук – дважды сын. Такая традиция обязывает горцев с уважением относиться ко всем.
Из многочисленных традиций и обычаев, характерных для кавказских горцев, наибольшими духовно-нравственными ценностями обладают свадебные. У кавказских народов в обычае бракосочетания много общего: подготовка к свадьбе, поиск невесты, обручение, помолвка, подготовка калыма и материальных средств. Свадьба в ауле – это праздник для всего джамаата. Свадебные обряды горцев имели свои особенности и варианты. Но многие обряды похожи. Например, по дороге в дом невесты все участники обряда пели песни, танцевали, невесту встречали торжественно в доме жениха. Свадьба обычно продолжалась три дня. Общим для многих народов свадебным обрядом является одаривание людей. У многих народов в день свадьбы проводились конные скачки,  спортивные соревнования.
Другим не менее важным фактором, оказавшим влияние на моральный облик всех горцев, является их вероисповедание – ислам. Различия, проявляющиеся в формах исполнения обряда, обычая, зависят от культуры, быта, языка и хозяйственно-экономической деятельности и др.
Главным лицом в семье для детей является отец. Он несет ответственность перед тухумом и джамаатом за нравственный облик семьи. Считалось крайне безнравственным, если допускались случаи непослушания отца и всех старших.
По традициям горцев второй по значимости фигурой в родственных отношениях является мать, за ней следуют бабушки по отцу и матери, тети по отцу и матери.
Главными из родственных связей после семьи считались тухумные. Почти у всех народов Северного Кавказа было принято знать своих сородичей до 7–8 колена. По традиции каждый горец принадлежит тухуму. Горцы говорят: «Дерево держится корнями, а человек – тухумом». Каждый род обычно имел свои обычаи и традиции, регламентирующие поступки людей, поведение каждого члена тухума находилось под строгим контролем. В тухуме имелись особо уважаемые, авторитетные люди, указания которых выполнялись безоговорочно. Отступления от общепринятых норм морали, нарушения дисциплины решительно пресекались вплоть до изгнания из тухума.
В настоящее время, когда в некоторых аулах предают забвению тухумные традиции и многие родители не уделяют должного внимания воспитанию детей и молодежи, следует серьезно подумать над проблемами изучения и возрождения тухумных традиций. Есть в них много полезного и ценного.
У кавказских горцев были крепкие соседские отношения между аулами. Для многих народов Дагестана было правилом принимать активное участие на похоронах умершего в соседнем ауле. Джамаат одного села помогал другому своевременно завершить сельскохозяйственные работы. Неслучайно здесь пустили глубокие корни гостеприимство, куначество, строившиеся на взаимопомощи, экономических связях, прежде всего торговых. Нередко такие отношения устанавливались в совместной борьбе против общего врага (война кавказских горцев против Тимура, война в 1999 г. в Ботлихском районе против международных террористов).
Сущность отношений гостеприимства и куначества ярко отражена в пословицах и поговорках: «Гость – это баракат в доме», «Дом, куда не ходят гости, – несчастный дом», «На спине гостя золотая печать» и др. Расул Гамзатов писал: «Стук гостя – это песня для меня». На Кавказе говорят: «Каждый горец живет ожиданием гостя. Хозяйка всегда оставляет еду в запасе».
В традициях горцев было принято проявлять особое уважение к людям другой национальности. Каждый старался оказывать ему знаки внимания.
Самой авторитетной и уважаемой считалась та семья, у которой больше кунаков. Кунак отца или брата становится кунаком для детей и всего рода. Так устанавливались добрые отношения детей кунаков и следующих поколений людей и народов.
По своей значимости и влиянию на воспитание детей большое место в общественном быту горцев занимал институт аталычества. Слово «аталык» тюркское – означает отцовство. Некоторые народы отдавали детей на воспитание в семью родственника, в семью чужеродного тухума, кунакам. Мальчик рос там до совершеннолетия, девочка – до замужества. Эта форма закрепилась в годы ВОВ, но в последние годы традиция теряет значимость.
В современных условиях, когда ослабились отношения между людьми, большую роль в воспитании новых поколений призвано играть возрождение традиций, обычаев народов, служащих основой формирования культуры межнациональных отношений, способствующих становлению дружбы и сотрудничества между представителями различных национальностей, конфессий и культур.
 
«назад

Фотолента

фотографий: 2

Р.Абдулатипов в Тляратинском районе на фестивале "Цамаури"

Категория фото: КУЛЬТУРА »

В сельском музее

Категория фото: КУЛЬТУРА »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив