Народы Дагестана
Архив номеров » № 6, 2014 от 18 Июня 2015 г » Общество » Современные проблемы развития культуры и борьбы с терроризмом

Современные проблемы развития культуры и борьбы с терроризмом

 - Магомед Рамазанович, когда возникли религиозно-политический экстремизм, терроризм в Дагестане и какой вред наносят они республике?

- В России, на Северном Кавказе в конце 1980-х годов впервые появились представители религиозно-политического экстремизма в исламе. В результате демократизации общественной жизни началось массовое паломничество россиян в Мекку и Медину, расширились контакты с внешним мусульманским миром. При активной финансовой поддержке со стороны различных радикальных исламских центров ряда стран Ближнего и Среднего Востока чуждый для россиян религиозно-политический экстремизм получил широкое распространение в нашей стране, в том числе Дагестане. Экстремистские общины за эти годы сумели обосноваться во многих районах России и Северного Кавказа.
Они огромными тиражами распространяли религиозную литературу экстремистского толка, вербовали в свои ряды молодежь, создавали сеть учебных заведений. Постепенно их группировки, организации стали открыто претендовать на высшую политическую власть в республиках Северного Кавказа, вести активную диверсионную и террористическую работу. Наглядно это проявилось в войне в Чечне, в событиях лета-осени 1999 г. в Дагестане и в многочисленных террористических действиях на Северном Кавказе, в частности в Дагестане. Ныне в мире появилось страшное «Исламское государство» террористов на территории Ирака и Сирии.
Религиозно-политический экстремизм и терроризм наносят колоссальный материальный и моральный вред. Только лишь в результате военной авантюры экстремистов, напавших на нашу республику в августе 1999 г., погибло 129 чел., были ранены 379 чел., пострадали 48266 чел., были повреждены 10,8 тыс. домов, полностью разрушены 4,3 тыс. домов. Объем ущерба от военных действий составил 2,5 млрд руб.
За 1999–2008 гг. погибло 246 сотрудников милиции и 441 получил ранения. От рук бандитов погибло более 100 мирных жителей и 300 получили ранения.
В 2014 г. в республике совершены десятки террористических преступлений, погибло большое количество сотрудников правоохранительных органов. Продолжают иметь место вымогательство денег у бизнесменов. Предотвращено 12 диверсионных актов, обезврежено 56 самодельных взрывных устройств. По показателям преступлений Дагестан среди регионов РФ находится на первом месте. Все, в том числе имамы мечетей, обязаны защищать государство и его граждан. Но все ли так поступают?
- Что необходимо делать в борьбе с экстремизмом и терроризмом?
- Для борьбы с экстремизмом, терроризмом необходимо прежде всего объединение усилий ведущих государств мира. При этом интересы этой борьбы нужно поставить выше национальных интересов того или иного государства. Также следует пресекать деятельность обществ, партий, разных фондов, групп, представляющих легальное крыло экстремистских организаций, ликвидировать зоны в различных регионах мира (Афганистан, Пакистан, Грузия, Ирак, Сирия и т.д.), не контролируемых центральными властями, пресекать финансовые потоки к террористам, повышать уровень идеологического противодействия религиозно-политическому экстремизму, привлекать местное население к борьбе с терроризмом. Необходимы последовательное воздействие со стороны мировых сообществ (ООН, государства «восьмерки»), мобилизация возможностей нашего государства и республики для борьбы с террористами. 
- Как относится общественность к усилению борьбы с терроризмом и привлечению близких родственников террористов к уголовной ответственности?
- Положительно. Надо понимать, что терроризм – жестокая и кровавая идеология. Она недопустима в современном мире. Депутаты Госдумы РФ поднимали этот вопрос, и от ЛДПР Роман Ходяков внес законопроект о наказании близких родственников террористов (жена, муж, брат, сестра, мама, отец, дети). Он также предлагал: «Если террорист пойман, необходимо арестовать все его расчетные счета, все имущество, распродать их, а средства отдать родным погибших. Лишить террористов всех званий, наград, классных чинов. Террористам дать 25 лет заключения». Эти меры помогут предотвратить появление до 60% потенциальных преступников.
Постоянно прослеживается связь между представителями коррумпированной власти и террористами. Мы должны сегодня четко заявить, что не потерпим фанатиков, экстремистов и их пособников в органах власти, государственных органах, образовательных организациях.
Созданные антитеррористические комиссии в Дагестане оказались неэффективными. Они не на должном уровне, как отмечает Глава республики, проводили профилактическую работу среди населения. Их политика адаптирования оказалась фикцией. Руководители поселений, имамы мечетей, интеллигенция районов и городов должны быть объединены  для борьбы с экстремизмом и терроризмом. Победить экстремизм, терроризм можно, лишив бандподполье идеологических козырей и ужесточив юридические меры.
- Магомед Рамазанович, каково отношение ислама к проблемам нации и межнациональным отношениям?
- Существуют различные формы взаимосвязи и взаимовлияния религии и нации. Родоплеменные и национальные религии являлись самыми ранними формами связи людей (родов, племен) с религиозными традициями. Боги и святые принадлежали к конкретным родам и племенам.
С возникновением мировых религий ситуация меняется. Например, ислам отрицает какое бы то ни было разделение на этнические и национальные общности. Принадлежность к единой вере поглощает национальные различия. Коран осуждает выделение нации или расы среди мусульман. Все компоненты нации заменяются понятием мусульманства: мусульманский народ, мусульманская культура, исламская наука. Хумейни говорил, что те, кто пропагандирует пантюркизм, панарабизм, являются врагами мусульманского единства. Те, которые проповедуют исламские ценности, принадлежат к единой нации – исламской умме. Это популярно среди народов Кавказа, Средней Азии, Ближнего, Среднего Востока, Казахстана. Т.о. ислам входит в структуру самосознания исповедующих ислам народов России. Он является одним из этнообразующих факторов в указанных регионах. Многие народы Кавказа сохраняют родоплеменные, тейповые особенности, в то же время считают мусульманство своим национальным атрибутом. В Дагестане существуют более 30 народностей, но вместе с тем все считают ислам своей национальной религией.
Отсутствие в исламском учении указаний на различия по национальным признакам отнюдь не говорит о том, что в мусульманском обществе отсутствовал принцип национального различия. Национальные чувства, обычаи, традиции, культура, национальное сознание сохранились. Однако высокая религиозность, исламское воспитание, исламский образ жизни у народов, принявших ислам, поглощали национальные различия.
Ислам не признает расовые различия, принципы превосходства одного народа, нации над другими. 
Тем не менее скрытое и явное соперничество между арабами, тюрками, персами все-таки имеет место.
Надо отметить, что тесное или слабое переплетение национального и религиозного зависит от конкретных социально-политических условий. Ни религиозная, ни национальная принадлежность не служат причиной возникновения межнациональных конфликтов; в их основе лежат социально-экономические и политические причины. Развитие межнациональных отношений требует учета всех факторов, на них влияющих, в том числе и религиозных, социально-культурных. К проблемам надо подходить всесторонне и осторожно. Нельзя их смешивать и взаимоисключать. 
- Есть ли в Коране, хадисах или масхабах установка о формах одежды мусульманок, в частности хиджабе?
- Начиная со времени Пророка до времен четырех имамов и со времен четырех имамов до настоящего времени о формах одежды, в частности хиджабе, ничего не сказано. 
В начале июня 2014 г. на филфаке ДГУ прошел круглый стол, где были рассмотрены вопросы религиозно-политического экстремизма. Когда речь зашла о мусульманстве, одна студентка сказала: «Есть группа верующих, которые утверждают необходимость ношения девушками хиджаба как определяющего атрибута мусульманки. Те, кто нарушает этот порядок, говорят они, теряют мусульманство».
Как видите, ваххабиты шантажируют молодежь и вводят ее в заблуждение. Не все молодые девушки замечают, что в горьких словах ваххабитов скрывается коварство. Наши преподаватели, религиозные алимы не разъясняют молодежи, что принадлежность к мусульманству не определяется формой.
Когда мы разъяснили девушкам, что у родителей-мусульман дети с рождения становятся мусульманами и ни при каких условиях не теряют мусульманство, все были удивлены.
Надо знать, что в законах шариата уделено внимание одежде, полагающейся при совершении молитвы. А в других случаях все носят свои национальные формы. К одежде молящегося мусульманина предъявляются следующие требования: она должна быть чистой и сшитой из дозволенного материала. Молиться в одежде, сшитой из кожи свиньи, собаки и т.д., не разрешается. Одежда верующего мусульманина не должна быть сшита из чистого шелка, золототканой парчи. В обычное время женщинам-мусульманкам дозволено носить такую одежду. Запрещается носить мужчине-мусульманину цепь на шее, золотой перстень, золотые часы, очки в золотой оправе. От женщины во время молитвы шариат требует закрывать все тело, лишь чуточку открывая лицо. Шариат порицает молитву в черной одежде.
Здесь можно добавить, что более тысячи лет одежда, в которую облачались мусульмане, выделяла людей мусульманского Востока из окружающих, но это не говорит о том, что их форма является всеобщей.
- Минобрнауки России утвердило стандарты по теологии для аспирантов и студентов вузов. Теология признана научной дисциплиной?
- Принятый министерством стандарт выглядит смешным. В нем не раскрыты специфика теологических представлений и их отличия от знаний, полученных в период обучения гуманитарным наукам. Теология обозначает совокупность церковных учений о Боге и принципах религий. Разработчиками стандарта не учтена непознаваемость объекта исследования. Основной объект теологии непознаваем. Научному знанию присущи объективность, рациональность, системность, а в отношении теологии этого не скажешь. Никаким методом нельзя подтвердить, проверить представления теологии. Ученые-философы, религиоведы не смогут руководить работой аспирантов по теологии. Такое настойчивое продавливание теологии (богословия) до уровня «зеленой» светской науки не принесет успеха и самой теологии. Она от этого не получит импульса к дальнейшему развитию, совершенствованию.
- Говорят: у малых народов большие проблемы. Как этот вопрос решается у наших малочисленных народов?
- В соответствии с Законом РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» малочисленными признаются народы РФ, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, осознающие себя самостоятельными этническими общностями и насчитывающие менее 50 тыс. чел. Существующий закон предусматривает расширение их прав и возлагает на государственные органы обязанность реализовывать специальные региональные и федеральные программы их возрождения и развития. По данным переписи населения 2010 г., в Дагестане числятся: ногайцы – 40,4 тыс. чел., агулы – 28,1 тыс. чел., цахуры – 9,8 тыс. чел., рутульцы – 27,8 тыс. чел., евреи – 2,4 тыс. чел. В основном это сельское население. Поэтому государству надо заботиться о социальном развитии села, о повышении уровня и качества жизни крестьянина на основе стимулирования хозяйственной активности сельчан, защиты безработных. Необходимо развивать родной язык для использования в обиходном общении и сохранения культуры.
В современном мире активно происходят процессы глобализации, которые касаются и нашей страны. Резонно возникает и другой вопрос: как при этом сохранить малочисленные народы, их культуру, традиции, язык, обычаи, этнический уклад жизни? С утратой этих жизненно важных основ могут исчезнуть целые народы. Особенно риску подвержены именно малочисленные народы. Ведь в нынешних условиях больше пострадало традиционное хозяйство малочисленных народов. А привыкший к своему традиционному укладу горец не хочет покидать родные места. К примеру, в Рутульском, Агульском районах люди компактно проживают на высоте свыше двух тыс. метров над уровнем моря, среди скал, горных склонов и снежных вершин. Люди оказались беззащитными перед возникшей в ходе перестройки безработицей. Кроме того, у них возникли проблемы не только социально-экономического развития, но и проблемы сохранения родного языка, традиционного уклада, культуры, быта. Эти вопросы должны быть решены Правительством РД, Миннацем РД. Может быть, создать Институт гор?!
Дагестан остается еще в числе депрессивных, дотационных регионов. Это же объясняется тем, что более 50 % трудоспособных людей работает на рынках, в частных конторах, строительных организациях, на транспортных предприятиях на кабальных условиях. И частные работодатели не вносят за них платежи в налоговые органы, пенсионный фонд и т.д. Надо решить проблемы занятости населения.
- Во время службы с целью подавления антиправительственного мятежа Вы в 1956 г. были в Венгрии, а в 1999 году в Ботлихе, Новолаке. Видимо, Вам знакомы причины этих мятежей, чувство страха. Скажите, как Вы относитесь к этим событиям и поехали бы спустя столько лет снова в горячую точку?
- Наше поколение, наверное, помнит события тех лет и противостояние двух блоков – НАТО и Варшавского договора. Мир держался на волоске. Советские войска в начале октября 1956 г. вошли в Польшу. Там стояли 12 дней. Видимо, увидев нашу силу, поляки успокоились. Положение в Венгрии было тяжелое, поэтому по просьбе руководства страны наша военная армада вошла в середине октября на территорию Венгрии. В первых числах ноября 1956 г. началась операция, в ходе которой были убиты более 10 тыс. советских солдат, в том числе сотни дагестанцев. Фактически Венгрия была оккупирована нашими вой-сками. Если бы тогда не удалось успокоить европейские страны, особенно социалистические республики, наверное, началась бы третья мировая война. Операция в Венгрии отрезвила горячие головы стран НАТО, и нам удалось сохранить социалистическую систему, которую потом развалили Б. Ельцин и М. Горбачев.
В годы советской власти наша армия участвовала в 39 военных событиях-операциях в 19 странах мира. И только лишь военные действия в Венгрии в 1956 г., учитывая их значимость, приравнены к событиям Великой Отечественной войны. Мы, венгерцы, имеем такие же удостоверения, как участники ВОВ, – «Ветеран Великой Отечественной войны», на которые никто из руководства РД не обращает внимания. А в других республиках, губерниях России вопросы венгерцев решаются наравне с вопросами ветеранов ВОВ.
О чувстве страха. Думаю, что на войне у людей пониженное чувство опасности. На самом деле здоровая доля страха всегда является хорошим противовесом здоровой доле авантюризма, она помогает не доходить до края, трезво оценивать возможности. На войне страх проходит за 1-2 дня. А не бояться за себя помогают долг, любовь к Родине, пример предков. Считаю, что необходимо своевременно предотвращать контрреволюции, чтобы они не коснулись интересов народов и страны.
- В чем секрет китайцев – в творческом отношении к советскому опыту?
- Ключ к успеху самой многонаселенной страны мира, которая сумела вырваться из нищеты и всерьез претендовать на мировое лидерство, состоит в том, что китайцы не только добросовестно перенимали советский опыт, но и совершенствовали его. Во-первых, в КНР провели коллективизацию сельского хозяйства без ликвидации кулачества как класса. Это позволило сохранить наиболее рачительных хозяев, ставших рычагами роста сельхозпроизводства. Во-вторых, более гибко, без экспроприации, было проведено обобществление частной промышленности и торговли. Поставить на благо народа не только тот капитал, который предприниматель держит в кармане, но и тот, что у него в голове, – такова была цель создания государственно-частных предприятий. Бывшего владельца, знавшего нюансы своего бизнеса, оставляли на должности гендиректора. Решать соцпроблемы трудового коллектива ему помогал «комиссар» в лице секретаря парткома. Богатая китайская диаспора стала финансовой опорой реформ. В-третьих, китайские коммунисты привлекли к делу детей капиталистов, кулаков, принимали их в комсомол, военные училища. И это лишало их родителей стимула сопротивляться победившей революции.
В Республике Дагестан в 90-е годы XX в. в отраслях промышленности работали 130 тыс. чел. После этого численность предприятий сократилась в 10 раз, количество ФКХ – в 64 раза. Акционировали, приватизировали все. Неизвестно, будут ли эти вопросы пересмотрены. Китай так не поступает!
Реформы китайцы начали не с городов, а с сел, чтобы дать людям ощутить пользу от них. Они сохранили в госсобственности энергетику, транспорт, природные ресурсы. Привлекли иностранный капитал, создавая экономзаконы с льготным режимом для инвесторов. За годы реформ китайцам удалось четырежды удвоить валовый внутренний продукт на душу населения. У них имеются 500 тыс. долларовых миллионеров. Им удалось избежать и «прихватизации». Кроме того, они не допустили появления слабых руководителей типа «горбачевых» и «ельциновцев», ставивших личные интересы выше общественных и т.д.
- Магомед Рамазанович, как можно сохранить национальную культуру?
- Культура общества является одним из индикаторов его развития, жизнеспособности, социального благополучия. Культура – это феномен, включающий в себя и этнические стандарты, и художественное восприятие действительности, и особенности верования, и отношение к окружающей среде. Культура – совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.
К сожалению, большой вред национальной культуре приносят наши телеканалы, пропагандирующие жестокость, насилие, проституцию, порнографию. В Махачкале больше, чем в любом другом городе, ресторанов, баров, развлекательных учреждений, саун. А ведь в этих заведениях сегодня вряд ли пропагандируют национальную культуру.
Резко снижается уровень нравственности молодежи. Далекие от науки люди в условиях рыночных отношений любыми средствами лезут в науку. Многие олигархи и их сынки не хотят трудиться в области науки, но хотят иметь ученые степени и звания. В 90-е годы XX в. сотни дагестанцев получили степени кандидатов и докторов наук, не написав сами ничего.
Современное поколение молодежи не хочет утруждаться физической работой. В советское время даже в горах занимались террасным садоводством. Многие родители оправдывают свои промахи тем, что теперь нет возможностей для трудового воспитания детей. Но это не так, даже в городских условиях есть возможность организовать работу на приусадебных участках.
Значительная часть молодежи не понимает сути происходящего в современной культуре. Чем вульгарнее ведет себя артист, тем больше наша молодежь радуется в зале, больше аплодирует. Уходят в прошлое наши традиционные ценности, мудрые адаты. Мы представляем Дагестан множеством народов. Они имеют свою специфическую национальную культуру и составляют очень красивый букет из цветов разных национальных культур. 
Сложившийся к настоящему времени и изменившийся за последние десятилетия менталитет дагестанских народов, естественно, не может не влиять на развитие национальной культуры. Она начинается с отношения к языку, качества обучения в системе образования, целесообразности использования языков в форме двуязычия и многоязычия, охватывает разработку научных открытий, подготовку специалистов, ученых, развитие эстетического,   этического, художественного искусства. Отражением культуры является формирование гражданского общества, светского, высокого духовного сознания, чувства любви к Родине и ее нравственным ценностям.
 
«назад

Фотолента

фотографий: 3

Заседание антитеррористической комиссии

Категория фото: ОБЩЕСТВО »

Участницы маджалиса "Белый платок горянки"

Категория фото: ОБЩЕСТВО »

Цумадинский район террасное земледелие

Категория фото: ОБЩЕСТВО »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив