Народы Дагестана
Архив номеров » № 6, 2014 от 18 Июня 2015 г » Этнология » Багулальский союз сельских общин

Багулальский союз сельских общин

 На территории нынешнего Цумадинского района в конце XVIII – начале XIX вв. находилось 5 союзов сельских общин. Из них Багулальский союз сельских общин располагался на северо-западном склоне Богосского хребта, правом берегу Андийского Койсу на высоте 1800 метров над уровнем моря, в 10 км от районного центра с. Агвали. В Багулальский союз сельских общин входили села Хуштада, Тлондода, Кванада, Гимерсо, Тлисси, Тлибищо. Первые четыре села находятся на территории Цумадинского района, а два последних села – в соседнем Ахвахском районе.

Багулальские села расположены друг от друга на расстоянии 3–5 км. Из-за географической замкнутости здесь хорошо сохранились обычаи, обряды, предания, легенды и предметы материальной культуры. Данные, использованные в настоящей работе, основываются на сведениях, полученных из бесед и опроса разных информаторов.
Поселения
Один из элементов материальной культуры, развитие которого находится в непосредственной зависимости от уровня социальной, хозяйственной и идеологической жизни народа, говоря словами М. Горького, «поселение – одно из материальных выражений социальной жизни». В силу своего географического и стратегического положения Багулал часто подвергался вторжениям иноземных завоевателей. Поэтому особое значение имел оборонительный фактор, чему в немалой степени способствовал сложный рельеф. Известный архитектор С.О. Ханмагомедов пишет: «В Дагестане защите аулов или группы аулов со стороны иноземных завоевателей или воинствующих соседей всегда придавалось большое значение. Оборонительные сооружения – крепости, завалы, оборонительные башни, дозорные башни, жилые башни, отдельные крепостные стены – были в прошлом одним из непременных построек в системе обороны аула». 
Таких сооружений и крепостей в багулальских селениях было предостаточно. Так, в селении Хуштада круглая башня расположена в старой части аула. Круглые боевые башни в Дагестане редки. Среди аварских народов это единственная. Известны дозорная круглая башня на границе с. Тлисси, около телевышки, в селении Тлондода башня Кадиловых, Кванадинская дозорная башня «Рекала», Гимерсинская башня на горе Аназала. 
Багулальские селения делились на кварталы («гъай»). Общественный центр села – годекан («корт») – был во всех селах. У годекана, как правило, располагались мечеть, кузня, точильный круг, хлебопекарная печь, источник воды. Из этого можно сделать вывод, что багулальский «корт» был отчасти и хозяйственным центром села (квартала).
На окраине каждого селения располагалось кладбище, занимавшее неудобные для возделывания земли.
 
Жилище
Жилище считается элементом культуры наименее этнодифференцирующим, наиболее обусловленным природно-географическими условиями, тем не менее отдельные исследователи придают жилищу, как компоненту ХКТ (хозяйственно-культурный тип), первостепенное значение. Все багулальские села состояли из двух совершенно разных частей – старой и новой. И внешняя их несхожесть такова, что кажется, будто это не одно, а два селения, в которых проживают представители двух разных народов с различными культурными традициями. Это впечатление усиливается от того, что обе части села расположены рядом, и поэтому контраст между ними сразу же бросается в глаза.
В старых частях багулальских сел имеется много построек, возраст которых исчисляется несколькими столетиями. Практически каждая из них представляет интерес с точки зрения истории архитектуры и строительства. Это следующие постройки: дом Мукушаева в селении Тлондода, дом Шенхилова в селении Кванада, дом-крепость в селении Гимерсо, мужской дом общинной стражи «Басхъан хъала» и минарет в селении Кванада, старая мечеть и дом Муртузалиевых в с. Хуштада, мечеть в селении Тлибищо и т.д.
Дагестанские жилые постройки по их характерным архитектурным чертам разделены А.Ф. Гольдштейном на 6 общих видов, что типично и всем багулальским селам: однокамерное жилище – из одной комнаты; зальное помещение – большое обширное; жилая башня – постройка трехэтажная башенная; длинноплановый дом – две-три, редко четыре комнаты; террасный дом. Этот тип дома отличался от длиннопланового тем, что его первый этаж выступал вперед, образуя террасу перед комнатами второго этажа; компактный дом. Это многокомнатный дом с широким и поэтому компактным планом, образовавшимся вследствие того, что помещение располагалось в два этажа или имело большую глубину.
Во многих селах хозяйственные помещения выносились за пределы поселения. Такое наблюдалось у гидатлинцев, каратинцев, багулалов, табасаранцев и других. Так, у гидатлинцев и багулалов запрещалось в селении содержать скот и привозить туда сено, чтобы тем самым исключить пожароопасность.
Жилой дом был ведущим, основным типом сооружений аварской и багулальской народной архитектуры. Народные мастера создавали такие ценные в конструктивном и художественном отношении архитектурные элементы, как резное окно, резная дверь, деревянный орден лоджии жилого дома, внутренние резные столбы мечети. Значительные успехи были достигнуты и в искусстве художественной обработки камня, причем наибольший интерес представляют постройки, где органически сочетаются художественно обработанные каменные и деревянные элементы.
 
Одежда
В основе натурального хозяйства народов Дагестана вплоть до XIX в. в изготовлении одежды первостепенное значение имели ткани местного производства.
Производство тканей было известно горцам Дагестана еще в глубокой древности. Имеются археологические находки, свидетельствующие, что уже в эпоху энеолита племена Дагестана занимались прядением и ткачеством.
Материалом для производства одежды служила продукция животноводства (шерсть, кожа, овчина) и растениеводства (волокна конопли и хлопка, красители марены и т.д.).
Одежду подразделяли на сезонную, повозрастную, сословную, профессиональную, а также на нательную и верхнюю, праздничную и бытовую, будничную и обрядовую – свадебную и траурную.
В период натурального хозяйства одежду шили так же, как и шубы, тулупы, папахи, из овчины. Женщины ткали сукно, паласы, хурджины, шили меховые шапки, изготавливали юбки – «гьундже». Подтверждением вышеуказанному служит следующее воспоминание Абдурахмана Казикумухского, сына видного дагестанского ученого-тарикатиста Джамалудина Казикумухского, в «Книге воспоминаний»: 
«…Обитатели Хуштада, Тлондода и Кванада владеют фруктовыми садами. У них растут сливы, яблоки, грецкие орехи, виноград. Но сады расположены далеко на берегу реки, текущей со стороны Грузии, в долине не жарко.
Мужчины носят летом и зимой большие шубы, войлочные зимние сапоги с длинными голенищами. Шапки обыкновенные. Одежда женщин состоит из длинной рубахи, сшитой из овечьих шкур или дагестанского сукна, где подол разделен яркой полосой хлопчатобумажной или шерстяной материи. Подпоясываются шерстяными кушаками, на шее носят разноцветные бусы или продырявленные монеты.
Жители ночью укрываются мохнатыми паласами. Кувшины для воды у них из дерева. Еду готовят из пшеницы, у них есть овцы и бараны. Вода родниковая, пресная, легкая для желудка».
По женской одежде и особенно головному убору («чухта») раньше можно было с той или иной степенью точности определить, из какого аула женщина. Но мужская одежда по всему Кавказу была в основном однотипной.
Бешметы, черкески, бурки и папахи носили представители почти всех кавказских народов, причем андийские бурки, родина которых находится недалеко от Багулала, считались лучшими на Кавказе. Основным видом оружия был кинжал, который носило поверх одежды все мужское население Багулала, достигшее совершеннолетия. Они закупали кинжалы в дагестанских аулах Гидатль, Харбук, Чох, Кумух, Тарки, Казанище и др., известных как центры производства оружия и украшений.
Таким образом, можно сделать вывод, что традиционная одежда багулалов имела много общих черт и была однотипной с одеждой других народов Дагестана, Северного Кавказа, что можно объяснить схожестью географических, исторических, хозяйственных, семейных условий жизни, этнических норм, этнокультурными традициями и взаимодействиями. 
Пища
Пища народов Дагестана издавна определялась направлением хозяйства населения горной и плоскостной зон, т.е. она всегда находилась в тесной связи с природно-экономическими условиями края. Но в пище каждого народа отражаются этнические особенности, а также многовековое влияние соседних народов.
Говоря о пище багулалов, нужно отметить, что только багулалы и келебцы готовили «сын» («чIантIур») из неснятого цельного молока. Заготовкой мяса занимались все багулалы, и методы высушивания везде были одинаковы. Багулалы готовили колбасные изделия на зиму. Для этого они промывали кишки, начиняли их мясным фаршем. Фарш изготовляли из лучших кусков мяса, добавляли в него сало («хъваб-бат»). Готовые колбасы высушивали как мясо, надев их на деревянный шест. Сушеная колбаса калорийна, ароматна и приятна на вкус.
Говоря о напитках в багулальских селах, особо хочется остановиться на изготовлении меда и бузы. Мед – это целебный напиток, употреблявшийся раньше, как рассказывают старожилы, в лечебных целях. Для приготовления меда берут пшеницу или ячмень, смачивают их в воде и кладут в теплое место, чтобы зерно проросло. Затем сушат и мелят на водяных мельницах. Муку смешивают с водой (3 мерки воды и 1,5 мерки муки), и эту смесь нагревают до кипячения на большом огне («хьай-баг»). Приблизительно через полтора часа снимают котел и оставляют, пока смесь остынет. Прозрачную массу снимают, а оставшуюся смесь с помощью специального устройства отжимают. Для этого на веревку подвешивают мешок («сугъура») с продетой палкой. Палку вращает женщина, а мешок специальными зажимами сдавливают мужчины. Полученный сок сладкий, сладость его зависит от пропорции муки и воды: чем больше муки, тем сок слаще. Затем в маленький котел наливают часть полученного сока, добавляют немного хмеля («хамало-баг»), приблизительно 1/25, и снова кипятят, затем оба сока (снятый и с хмелем) смешивают и наливают в «гьанда-баг» (выдолбленный ствол дерева), оставляют для брожения. Когда сок выбродит, его пропускают через посуду с маленькими дырками, чтобы отделить хмель, а затем наливают в глиняные «хуми», где он хранится. С этого дня напиток считают готовым.
Значительно распространенным у аварцев и багулалов был другой напиток – буза («чIагI»). Для его приготовления на дрожжах готовят тесто в деревянном корыте, оставляют 4–5 дней, затем из этого теста пекут хлеб, а потом размачивают хлеб в воде, добавляют «тIех» (мука, полученная из жареного зерна) и «тIи» (мука, полученная из проросшего зерна). Эту смесь оставляют для брожения недели две, затем вновь процеживают. Напиток получается приятным на вкус. Употребляли напитки багулалы в основном в общих домах, которые были во всех багулальских селах под названием «гьоркьорукъ».
Зять Шамиля Абдурахман Казикумухский пишет в своей «Книге воспоминаний»: «У жителей багулальских аулов есть удивительный обычай: если кто-нибудь зарежет барана, козу или козла, то внутреннее сало едят невареным и говорят: «Тот, кто не ел этого, не будет сильным и духом, и телом». Это я видел своими глазами, так как я жил в ауле Хуштада несколько лет со своей семьей и без нее. О существовании разных, еще более удивительных, обычаев у багулалов я услышал от имама Шамиля. Однако я не могу этому поверить, пока не увижу собственными глазами».
«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив