Народы Дагестана

№4,2015 от 1 Февраля 2016 г

в номере:

Архив номеров » №4,2015 от 1 Февраля 2016 г » Юбилей » Дербент на пути Петра Великого

Дербент на пути Петра Великого

Седьмой Международный Петровский конгресс в Санкт-Петербурге нынешним летом для дагестанцев стал особенным. На конгрессе представителю Дагестана заместителю председателя ДНЦ РАН, доктору исторических наук, профессору Муртазали Серажудиновичу Гаджиеву был вручен флаг программы «Путь Петра Великого», который вручается на каждом конгрессе одному российскому и одному зарубежному городам – активным участникам программы. На нем изображены эмблема Института Петра Великого и гербы Санкт-Петербурга и Дербента. Из зарубежных городов флаг был вручен Заандаму, где также находится Дом-музей Петра.
Это очень символично, так как оба музея реконструировались, реставрировались группой «Сумма» и благотворительным фондом «Пери» Зиявудина Магомедова.
На заключительном заседании Муртазали Серажудинович выступил со словами благодарности в адрес организаторов, меценатов, рассказал о деятельности института в изучении Персидского похода Петра I, о подготовке нашими сотрудниками (Н. Чекулов, Е.И. Иноземцев) книги «История Дербентского гарнизона низового корпуса Русской императорской армии, 1722-1735 гг.», говорил о просветительском и общественном значении открываемого в ближайшие месяцы Музея Петра в Дербенте.
По приезду 23 июля на открытии музейного комплекса Петра I в Дербенте Муртазали Гаджиев передал в торжественной обстановке флаг и альбом «Дома и домики Петра Великого» руководству Дербентского музея для дальнейшей экспозиции в музее Петра I в Дербенте.
После Ассамблеи Петровских городов Муртазали Серажудинович побывал на конференции «Дербент: 2000 лет истории», которую организовали под эгидой ЮНЕСКО Институт востоковедения РАН, ФЛ КНА, Министерство культуры РД, Культурное представительство при посольстве Исламской республики Иран.
И в Санкт-Петербурге на Международном Петровском конгрессе, и в Москве на конференции «Дербент: 2000 лет истории» особое внимание привлекли факты и легенды, связанные с восточным походом Петра Великого. На вопросы, связанные с этими проблемами, ответил М.С. Гаджиев.

- Муртазали Серажудинович, что же заинтересовало известных ученых, представителей культуры и науки, историков и социологов в истории Дербента?
– Для меня большой неожиданностью и одновременно радостью было приглашение на 7-й Международный Петровский конгресс. Конгрессы регулярно проходят в городах Петра I. Как мы знаем, 9 июня - день рождения Петра Великого. И вот с 5 по 8 июля этого года в Петербурге проходил 7-й Международный Петровский конгресс, на котором были не только ученые из России, но и из 11 стран в основном Западной Европы и США. Приняли в конгрессе участие ученые и музейные работники из Бельгии, Дании, Германии, Великобритании, Италии и даже представители стран, не имеющих отношения к Петру, такие как Испания и др. То есть это был очень представительный конгресс. Торжественное заседание прошло в Эрмитажном театре в здании Эрмитажа на Дворцовой площади, затем заседания проходили и в Петропавловской крепости, и в Павловске в музее-заповеднике, где расположен дворец Екатерины. Была насыщенная культурная программа. Я имел возможность на конгрессе выступить с большим докладом на тему «Петр I и Дербент» о пребывании Петра I в Дербенте, об исторических фактах и легендах, связанных с Петром I в Дербенте. О проведенных нами раскопках землянки Петра I. О создании в Дербенте музея имени Петра I, об археологических раскопках некрополя Дербентского гарнизона Низового корпуса русской императорской гвардии.
– История подтверждается фактами?
– Да, безусловно. Указанные исследования, исследования землянки Петра I привели к открытию музея Петра I в Дербенте. И Петровская землянка является центральной экспозицией нового музея. Здесь побывали представители из Москвы, Министерства культуры России, из Петербурга, а также известные ученые, руководители музеев, связанных с именем и деяниями Петра Великого.
– Сколько петровских городов во всем мире? Ведь Петр I «открыл окно в Европу»? Но не только в Европу, через Дагестан, через Дербент, Шелковый путь открыл окно и в Азию.
– Я сейчас не готов ответить, сколько городов в Европе связано с именем Петра, но могу сказать, что только в России установлено 700 памятников Петру. По количеству памятников его, наверное, превосходил только Владимир Ильич. И это показатель отношения и государства, и людей к личности Петра – царя-реформатора, который прорубил окно в Европу и, как мы уже говорим, прорубил в Дербенте и окно в Азию. А что касается реального окна в цитадели, которое якобы Петр I самолично вырубил, по-видимому, это легенда. Он там не жил. Хотя и было приглашение Имама Кулибека поселиться в его доме в крепости, Петр деликатно отказался, как сообщил сопровождавший его врач Джон Гэлл. Легенда родилась, по всей вероятности, в XIX веке и была зафиксирована различными авторами. К примеру, существует гравюра-рисунок Тима «Вид из окна, которое прорубил Петр I в цитадели Нарын-Кала». Известный военный историк, генерал-лейтенант Пота также данную легенду считает фактом. Скажем так, легенда живет и процветает.
Если образно выражаться, Россия вышла на Каспий. Петр тогда говорил (не знаю, то ли это легенда, то ли это действительно факт): «Теперь я стою одной ногой на Кавказе, а другой на Каспии». Это также образное выражение.
– Но это фиксируется в легендах, устных рассказах. Есть ли официальные свидетельства?
– Нет. Приведенные слова были записаны сподвижниками Петра в походе. Как они говорят, Петр I посещал цитадель, но не жил в ней, хотя и был приглашен имамом. Это подтверждается Лемешевым, Нартовым, Кантемиром и другими участниками похода, но надо учесть, что легенды, связанные с личностью Петра и его пребыванием в Дербенте, его продвижением во время Персидского похода, складывались уже во время самого похода. Утверждается, что, когда он входил в Дербент, случилось землетрясение. Петр I нагайкой три раза ударил по стенам, и землетрясение прекратилось.
Также была распространена молва о том, как его хлебом угостила одна из жительниц Дербента. К Петру пришли офицеры пожаловаться, что местные жители не дают участникам похода муку и хлеб. Тогда Петр I вышел в город в сопровождении 2-3 офицеров, зашел в первый попавшийся на пути дом. Женщина пекла чуреки, он попросил разрешения купить их у нее. А та ответила: «К сожалению, мужа нет, я не могу, нам самим мало». Но она вытащила один горячий, только что испеченный чурек, разделила его на четыре части и подала Петру и сопровождавшим его офицерам.
Петр предложил женщине, уроженке Дербента, любую плату за хлеб, которую она назовет, но та категорически отказалась. Это известный факт.
Также известны доподлинные слова из письма Петра к Сенату: «Сии люди приняли нас с искренней любовью».
– Муртазали Серажудинович, проблем много, но Вам не кажется, что Дербент потерял очарование гостеприимного торгового города?
– Я так не считаю, наблюдаю Дербент с начала 70-х годов прошлого века. Могу оценивать его в 80-е, 70-е, 90-е годы, начале XXI века. Да, определенные потери есть: и архитектурный облик, и психология, и менталитет горожан. Это связано с теми демографическими процессами, которые происходили в 90-е годы, да и в начале 2000-го.
– Мы знаем, что там были и христианская церковь, и армянская, и синагога, и мечеть.
На одном из предприятий в городе работал армянин. Так вот когда начались столкновения азербайджанцев с армянами, рабочие из цеха, где работал армянин, – азербайджанцы и дагестанцы, провожали его домой, чтобы никто не обидел.
– Вполне возможно, такие эксцессы были. Известны и другие факты из истории начала XX века, когда дербентские азербайджанцы укрывали армян у себя дома, и это как раз отражает менталитет города Дербента. Многовековое общежитие выработало определенные нормы. Там, где совместный бизнес, совместная торговля, совместная культурная и общественная жизнь, там нет места национальным распрям. Когда начинаются конфликты, тогда начинаются национальные вопросы, очень часто порождаемые извне и не соответствующие действительности. С этими негативными явлениями надо бороться всем миром.
– Я часто ездила в Дербент, когда работала на дагестанском телевидении, пожилые люди рассказывали о том времени, когда сунниты и шииты жили в этом городе. Сейчас они, мягко говоря, не дружат. Было время, когда в Дербенте отмечали праздник «Шахсей-Вахсей», люди выходили из домов просто посмотреть, поинтересоваться. Как проходит этот праздник теперь и каковы взаимоотношения между народами сегодня?
– Во-первых, шиитская община всегда существовала в Дербенте. И вообще религиозная жизнь, суннитская община, шиитская община – это история, и они всегда уживались и сейчас уживаются. Сунниты могут спокойно совершать молитву в Центральной мечети – Джума-мечети в Дербенте, которая принадлежит шиитской общине. Во главе ее стоит уважаемый Сеид Яхья, руководитель общины. Мои студенты из числа верующих – дагестанцы и ученики мечети, приезжавшие из Ингушетии, из Чечни, спокойно ходили на пятничный намаз в Джума-мечети, никаких проблем не было. И сейчас нет проблем, хотя веяния самые различные. Что касается праздника «Шахсей-Вахсей», то в Советском Союзе его официально не проводили, до революции - да, существуют описания траурных шествий. В советский период проводили неофициально, собирались в отдельных домах, совершали соответствующие обряды, пускали кровь. Сейчас, когда можно спокойно свои религиозные чувства выражать, данному обряду никто не мешает. В городе течет нормальная религиозная жизнь.
– Получается, что отношения жителей Дербента были намного гуманнее, чем сейчас между некоторыми народами на Востоке?
– Это опять-таки известный факт. Город Дербент получил диплом ЮНЕСКО как один из самых толерантных городов, за многовековую выработку норм общежития людей различных национальностей, различного вероисповедания. И поэтому Дербент выходит далеко за узконациональные государственные рамки. Это город, который принадлежит не только дербентцам, не только Дагестану, Азербайджану и Ирану, его история и культура – достояние всего мира.
– Но в 90-е годы многие уехали из Дербента, особенно представители еврейской общины. Чем это объяснить?
– Человек всегда ищет место, где ему лучше живется, а здесь, конечно, выразилось и стремление попасть на свою обетованную родину, немало уехало и в Германию, и в США, и в другие страны. Но здесь я хочу вспомнить Анатолия Ягудаева – нашего замечательного скульптора, для которого исконной родиной был и остался Дагестан. После его смерти были организованы выставки работ замечательного скульптора…
Возвращаясь к работе 7-го Международного Петровского конгресса, хочу сказать, что неожиданным и отрадным стало включение Дербента в Ассамблею Петровских городов, городов, где пребывал Петр Великий. Автор этой идеи и идеи проведения таких конгрессов стал классик современной русской литературы Даниил Гранин. И неожиданностью было уже на пленарном заседании вручение мне флага международной программы «Путь Петра Великого». На флаге изображены эмблема Петра Великого, герб Санкт-Петербурга и герб Дербента. Флаг вручила заместитель Министра культуры России Алла Юрьевна Манилова. К этому же конкурсу был выпущен огромный красочный альбом «Дома и домики Петра I». Состоялась презентация альбома, в который вошел наш обширный материал, связанный с пребыванием Петра I в Дербенте, богато иллюстрированный.
Флаг и альбом мною преподнесены Дербентскому музею-заповеднику «Музей Петра I».
 

 

«назад

Фотолента

фотографий: 9

Памятник первому русскому императору у музейного комплекса «Дом Петра 1»

Категория фото: Юбилей »

М. Гаджиев на открытии музейного комплекса передал флаг программы «Путь Петра Великого» руководству Дербентского музея

Категория фото: Юбилей »

Павильон над землянкой Петра I

Категория фото: Юбилей »

Армянский храм в Дербенте

Категория фото: Юбилей »

Во дворе Джума-мечети

Категория фото: Юбилей »

Землянка Петра I, вид внутри павильона

Категория фото: Юбилей »

Подготовка города Дербента к юбилею

Категория фото: Юбилей »

Дербентский музей. Девичья баня

Категория фото: Юбилей »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив